Состояние и перспективы экономического развития экономики Ханты Мансийского автономного округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 02:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы назначу определение таких вариантов развития экономики. Объектом моего исследования является – специализация ХМАО-Югра. Предметом исследования – изучение тенденции специализации до 2020г. и выявление возможности реструктуризации переферийных отраслей округа. Следовательно, ставлю такие задачи:
Рассмотрение нефтяной и энергетической специализации округа, прогноз их тенденций;
Изучить перспективы развития отраслей специализации;
Выявление отраслей, позволяющих увеличить внутренний национальный продукт.

Содержание

Введение……...........................................................................................................3
1. Общие характеристики……………………………………………………....4
1.1. Экономико-географическое положение ………………………………...4
1.2. Административно-территориальное устройство………………………..5
2. Основные экономические отрасли…………………………………………10
2.1. Промышленное производство….………..………………..……………....10
2.2. Строительство……………………………….……………………………..20
2.3.Транспорт……………………………………………………………………...23
3. Перспективы экономического развития……………………………………28
3.1.Перспективы развития электроэнергетики……………………………….28
3.2. Перспективы развития нефтедобывающей промышленности…………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемых источников…………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Denis.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с мероприятиями подпрограммы «Гражданская авиация» целевой программы «Развитие  транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период  до 2015 года» в отчетном периоде за счет средств бюджета автономного округа осуществлялось субсидирование предприятий воздушного транспорта в целях удешевления межмуниципального сообщения на территории автономного округа.

Из бюджета  автономного округа на удешевление  стоимости авиабилетов на  межмуниципальных рейсах направлено 279,9 млн. рублей, что  позволило снизить стоимость  авиабилетов в среднем на 50 %.

По субсидируемым 26 маршрутам выполнено 3362 рейсов, перевезено 138,6 тыс. человек.

Кроме того субсидирование пассажирских авиарейсов между городами и районными центрами Ханты-Мансийского  автономного округа  – Югры и  г. Тюмень осуществлялось по программе  «Сотрудничество» в объеме 146,8 млн. рублей. В результате субсидирования пассажирских авиарейсов за январь-сентябрь 2013 года выполнено 1495 рейсов, перевезено 82,3 тыс. пассажиров по 10 маршрутам.

 

Водный транспорт

 

За январь-сентябрь 2012 года объем отгруженных товаров  собственного производства, выполненных работ и услуг организациями водного транспорта – 2,2 млрд. рублей, что выше на 14,2 % чем в соответствующем периоде 2012 года.

Протяженность обслуживаемых судоходных водных путей  в границах автономного округа – 5608 километров, из которых 3736 километров – это боковые и малые реки.

Перевозка пассажиров в границах автономного округа осуществлялась ОАО «Северречфлот» и ОАО «Обь-Иртышское  речное пароходство» теплоходами типа «Линда», «Заря», «Метеор», «Ракета», «Трамвай», «Москва», «Иртыш», «Югорский», «Восход» по 30 маршрутам, в том числе по 13 маршрутам, субсидируемым за счет средств бюджета автономного округа.

В границах автономного  округа предприятиями водного транспорта выполнено 7447 рейсов, перевезено 292,3 тыс. пассажиров, что на 5,8 % ниже соответствующего периода 2012 года. Снижение пассажиропотока объясняется поздним открытием навигации 2013 года в связи с холодными климатическими условиями.

Из бюджета  автономного округа в 2013 году была предоставлена  государственная поддержка ОАО «Северречфлот» в объеме 119 млн. рублей.

В результате 124 тыс. человек по 13 маршрутам получили возможность воспользоваться услугами ОАО «Северречфлот» (6266 рейсов) по доступным  тарифам.

В отчетном периоде  введен в эксплуатацию авторечвокзал в пгт. Берёзово.

 

Железнодорожный транспорт

 

В январе-сентябре 2013 года объем отгруженных товаров  собственного производства, выполненных  работ и услуг организациями  железнодорожного транспорта увеличился по сравнению с соответствующим  периодом 2012 года на 2 % и составил 18,3 млрд. рублей.

Железнодорожная магистраль на территории автономного  округа обеспечивает транспортно-экономическую  связь с регионами России. Эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования на территории автономного округа составляет 1106 км и складывается из трех не связанных между собой участков:

Тюмень ‒  Тобольск ‒ Пыть-Ях ‒ Сургут ‒  Когалым ‒ Новый Уренгой, с  ответвлением на Нижневартовск (протяженность  по территории автономного округа 650 км);

Екатеринбург  ‒ Серов ‒ Ивдель ‒ Советский ‒ Нягань ‒ Приобье, с ответвлением на Агириш (протяженность по территории автономного округа 339 км, в том числе малоинтенсивная линия, которая связывает пгт. Агириш с г. Советский, протяженностью 72 км);

Екатеринбург  ‒ Егоршино ‒ Тавда ‒ Усть-Аха (протяженность по территории автономного округа 117 км).

Наиболее крупные  железнодорожные станции: Сургут, Нижневартовск, Пыть-Ях, Когалым, Мегион, Лангепас, Нягань, Устье-Аха, Приобье.

В целях сохранения доступности пассажирских перевозок предприятиям железнодорожного транспорта оказаны меры государственной поддержки в объеме 77,7 млн. рублей. Объем бюджетных ассигнований позволил сохранить уровень доступности пассажирских перевозок в пределах автономного округа и снизить тарифы на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в среднем на 75 %.

За счет средств  бюджета автономного округа осуществляется предоставление региональных льгот  по оплате проезда железнодорожным  транспортом в пригородном сообщении.

Снижение объема пассажирских перевозок произошло  в связи с вводом дополнительных рейсов автобусных междугородних маршрутов  «Ханты-Мансийск – Горноправдинск – Тюмень», «Уфа – Нижневартовск», «Сургут – Шадринск».

Увеличение  в отчетном периоде объема отправленных грузов достигнуто за счет увеличения объемов отправки газойля и дизельного топлива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы экономического развития

 

 

2.1. Перспектива  развития электроэнергетики

 

В качестве основных направлений развития электроэнергетики  автономного округа предполагается строительство и ввод новых энергетических мощностей и электросетевых объектов, а также восстановление основных фондов путем реконструкции и технического перевооружения, что обеспечит дальнейшее развитие такой жизненно важной и конкурентоспособной отрасли, как энергетика.

Сегодня к приоритетным вопросам перспективного развития генерирующих мощностей следует отнести сооружение седьмого энергоблока на Сургутской ГРЭС-2, строительство третьего энергоблока  Нижневартовской ГРЭС; реконструкцию Сургутской ГРЭС-1. Не менее актуален вопрос возобновления строительства Няганьской ГРЭС.

В связи с  быстрым ростом электропотребления в Ханты-Мансийском автономном округе появился ряд узких мест энергосистемы  в части электрических сетей. Ликвидация их рассматривается в качестве первоочередной задачи. В связи с ростом потребления электроэнергии промышленными предприятиями нефтегазового комплекса и растущими потребностями развивающихся городов и населенных пунктов необходимо выполнение мероприятий для повышения пропускной способности сетей и увеличения установленной мощности силовых трансформаторов подстанций6

Основными энергосберегающими мероприятиями, реализованными в ЖКХ, являются:

модернизация  центральных тепловых пунктов и  установка индивидуальных тепловых пунктов с использованием современных энергосберегающих технологий;

замена ветхих теплосетей на теплосети с пенополиуретановой изоляцией по технологии «труба;в  трубе»;

внедрение частотно-регулируемых приводов на объектах жилищно-коммунального  хозяйства;

перевод котельных  на газовый вид топлива;

внедрение приборного учета энергоресурсов, переход на многотарифную оплату электроэнергии;

утепление жилых  зданий;

внедрение энергосберегающих  технологий в электроэнергетике  и наружном освещении;

проведение энергетических обследований предприятий и муниципальных образований;

автоматизация технологических процессов (АСУ  ТП, РП, АСУ НО, автоматизация и  диспетчеризация котельных, КОС  и т. п.) и т.д.

 

    1. Перспектива развития нефтедобывающей промышленности

 

Вполне можно допустить, что в Москве, где региональные стратегии СЭР по идее используют для целей государственного планирования, остались не вполне удовлетворены Стратегией СЭР Югры до 2030 г. Очевидным слабым местом является отсутствие привязки стратегии к ценам на нефть. Прогноз добычи нефти в ХМАО, один из ключевых показателей всей российской экономики, тоже заслуживает более детальной проработки. И, наконец, падение добычи до 220 млн тонн к 2020 г. и тем более до 165 млн тонн к 2030-му выглядит совершенно не "инновационно", не "прорывно". А, наоборот, — безысходно и даже тревожно.

Так или иначе, но все эти вопросы снял Прогноз  социально-экономического развития ХМАО-Югры на период до 2030 г., принятый в июле 2013 г.

В прогнозе два  сценария — консервативный и, естественно, инновационный с "новыми локомотивами экономики". При этом их реализация от конъюнктуры нефтяного рынка вообще не зависит — прогноз ориентируется на безальтернативный вариант изменения мировых цен, причем вполне благоприятный для России. Предполагается, что средняя цена барреля Urals в 2012–2015-м составит $104,1, в 2016–2020-м — $111, в 2021–2025-м — $127, в 2026–2030 гг. — $151.

Как и в Стратегии  СЭР-2030, базовым правительство Югры объявило "инновационный социально  ориентированный сценарий", признав, что консервативный сценарий "характеризуется более высокой вероятностью реализации".

Добыча нефти, равно  как и прочие экономические показатели, расписана в прогнозе по годам.

В период до 2016 г. включительно разница по объемам добычи нефти  между сценариями минимальна: в инновационном варианте в 2016 г. на территории ХМАО будет добыто 247 млн тонн, в консервативном — 246,5 млн. Таким образом, в ближайшие годы никакого прорыва в югорской "нефтянке" не ожидается. Если, конечно, не считать, что в 2015 г. начнется промышленная добыча на месторождениях им. Шпильмана ("Сургутнефтегаз") и Имилорском ("ЛУКОЙЛ"), что, безусловно, замедлит темпы падения добычи по региону в целом. Но, как следует из прогноза, негативный тренд сохранится.

После 2016 г. консервативный сценарий обещает увеличение темпов падения добычи нефти в ХМАО с  нынешних 1–1,5% до почти 3% в год со стабилизацией этого показателя в 2020-х гг. В 2020-м, таким образом, добыча составит 220 млн, в 2025-м — 190,2 млн, в 2030-м — 164,3 млн тонн.

Инновационный сценарий предполагает сохранение темпов падения  добычи в диапазоне 1–1,5% в год  до 2024 г., после чего наступит стабилизация и — с 2026 г. — даже небольшой рост. В итоге в 2020 г. добыча составит 235,5 млн тонн, в 2025-м — 224 млн, в 2030-м — 228 млн тонн. За счет каких именно ресурсов удастся добиться такого результата, в документе не уточняется: "Прогнозная оценка планируемых объемов добычи нефти исходит из возможности реализации намеченного плана стратегических мероприятий в благоприятных внешних и внутренних условиях — при высоких мировых ценах на нефть, сохранении полномочий правительства автономного округа в бюджетной политике, его активном воздействии на поведение нефтяных компаний, успешно осуществляемой модернизации предприятий. Внедрение новых технологий в нефтедобыче позволит ввести в эксплуатацию как новые, так и ныне бездействующие скважины на выработанных месторождениях. Количество вводимых новых скважин по автономному округу в период с 2012 по 2030 г. увеличится с 3888 до 4770 единиц".

Но что будет, если ценовые ожидания, заложенные в прогноз, не оправдаются? Прогноз  допускает возможность, что баррель Urals в среднем до 2020 г. будет стоить меньше $90 с плавным повышением до $110 к 2030 г. Однако "учитывая объективные особенности в добыче нефти, прогнозируемые в Югре, снижение ее объема больше, чем запланировано в первом (консервативном. — Прим. ред.) варианте, не предполагается".

Вот так, один решительный  росчерк пера и — страна может  спать спокойно. Между тем прошлогодний проект Стратегии СЭР Югры, как  уже говорилось выше, допускал снижение добычи нефти в округе до 173 млн  тонн в 2020 г. и 98 млн тонн в 2030-м и связывал этот сценарий с негативной внешней конъюнктурой и высокой налоговой нагрузкой на нефтедобычу.

Возьмем на себя смелость утверждать, что этот вариант  сценария не утратил актуальности.

В июле 2013 г. президент  подписал федеральный закон № 213, вводящий льготы по уплате НДПИ и допускающий возможность предоставления льгот по уплате экспортной пошлины для трудноизвлекаемых запасов нефти. Эта новация будет способствовать вовлечению в разработку ТРИЗ, в том числе, а возможно, и в первую очередь — в ХМАО. Однако понятно, что ни о каком качественном снижении нагрузки на нефтедобычу в целом речи не идет. Добавим здесь, что действующая редакция Налогового кодекса для нефти не предусматривает роста базовой ставки НДПИ. В отличие от газа и конденсата. И идею повысить базовую ставку Минфин уже озвучивал...

Второй момент. По ценам на нефть и объемам  добычи "консервативный" вариант  Прогноза СЭР ХМАО-Югры до 2030 г. близок к "наиболее вероятному" сценарию проекта стратегии. Но тот сценарий кроме высоких цен на нефть предполагал опережающий рост "ненефтегазовых" доходов бюджета, чего пока не наблюдается. Поэтому пока власть никак не может позволить себе снизить налоговую нагрузку на отрасль и июльское решение по льготам для ТРИЗ на самом деле только подтверждает данный тезис — льготы предоставляются "точечно" и только для таких запасов, которые на стандартных условиях не были бы вовлечены в разработку вовсе… В этом свете сценарий, при котором в ХМАО в 2020 г. будет добываться 220 млн тонн, впору называть не консервативным, а оптимистическим.

В заключение остается напомнить, что кризисный сценарий проекта Энергетической стратегии  ХМАО-Югры, подготовленный в 2008 г., тоже предполагал добычу 220 млн тонн нефти  в 2020 г. Но — без ввода крупных  месторождений нераспределенного фонда. Сегодня же власти округа рассчитывают на нефть месторождений им. Шпильмана и Имилорского, для скорейшего запуска которых правительство ХМАО приняло отдельные "дорожные карты".

Информация о работе Состояние и перспективы экономического развития экономики Ханты Мансийского автономного округа