Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 16:16, реферат
Проблема регулирования оплаты труда - одна из ключевых экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности экономики, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе.
В настоящий период необходимо регулирующее целенаправленное влияние государства на цену труда, через воздействие на уровень дифференциации заработной платы, ее динамику, которые, в свою очередь, определяют справедливость оплаты труда, уровень, качество и образ жизни основной части населения.
Введение…………………………………………………………………………………….3
IТеоретическая часть………………………………………………………..……..………5
1. Сущность заработной платы и методы ее регулирования………………………....….5
1.1 Сущность, формы и системы заработной платы……………………………………..5
1.2 Методы регулирования оплаты труда………………………………………..……….9
2. Состояние и проблемы государственного регулирования труда и заработной платы……………………………………………………………………………………….13
2.1 Государственное регулирование труда и заработной платы………………….……13
3. Направления совершенствования государственного регулирования оплаты труда……………………………………………………………………………..…..……..15
Заключение…………………………………………………………………….…………..17
Список использованных источников……………………………………...……………..19
Экономические методы. К ним относится определение минимальной оплаты труда, налоговая политика, регулирование цен, оплаты труда работников госпредприятий и государственных служащих, занятости, др.
Рост минимальной заработной платы, зависит от экономических (финансовых) возможностей, сложившихся в обществе на определенном этапе. Недоучет этого фактора может привести к задержкам выплат заработной платы работникам, к дефициту бюджета.
Налоговая политика обеспечивает налоговые поступления в бюджет, без нее невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста, организовать перераспределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, позволяющая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы безработицы.
К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, позволяющая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы безработицы.
Государство идет на предоставление
экспортерам налоговых льгот, берет на
себя гарантии экспортных кредитов, использует
многосторонние соглашения и т.п. для усиления
экспортного потенциала страны, что оборачивается
для населения созданием новых рабочих
мест, а значит, и доходов. Государство
регулирует оплату труда в бюджетной сфере,
исходя из своих экономических возможностей.
Роль этой сферы высока в части удовлетворения
духовных потребностей населения. Именно
усилиями этой сферы формируется человеческий
потенциал любого общества. Здесь прослеживается
взаимосвязь с профессионально-
Административные методы. Эти методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула или риска экономического (финансового) ущерба. Они базируются на силе власти и включают в себя меры запрета, разрешения или принуждения.
Меры принуждения: государственные органы обязывают, например, промышленные предприятия вести обучение молодежи, создавать определенные бытовые условия для занятых, устанавливать очистные сооружения. Это и квота рабочих мест на предприятиях для социально уязвимых групп населения (для подростков, инвалидов), и обязательность предприятий (организаций) выделять определенную норму работников на сельскохозяйственные, строительные работы, на работу по благоустройству территорий. Меры запрета проявлялись в том, что запрещалось совместительство (за некоторым исключением, например, для медицинских работников, научных сотрудников и преподавателей).
С переходом к рыночной экономике некоторые прежние административные меры сохранились, но появились и новые: прямой государственный контроль над монопольными рынками; разработка стандартов, контроль за их соблюдением; образование и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той планки, ниже которой - нищета (установление минимума заработной платы, пенсий, пособий по безработице), защита интересов нации, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом.
Экономические и административные методы имеют некоторое сходство и противоположность. Административные методы ограничивают свободу экономического выбора. Государственный контроль может быть всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, потребительские качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль, т.е. весь хозяйственный механизм. При таком подходе не только не будет экономической свободы, но не будет никакой экономической выгоды, скорее всего, может быть ущерб, сужение мотивации к предпринимательской деятельности.
Согласительные методы (социальное партнерство). Во многих странах эти методы находят широкое распространение и считаются самыми экономичными и "бескровными". Социальное партнерство - согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.
В соглашениях разного уровня, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях - на отраслевом и территориальном уровнях, в коллективных договорах - на предприятиях. В них отражаются вопросы о размерах минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат о порядке индексации доходов, продолжительности рабочего времени, о возмещении вреда, гарантиях трудовых прав, охране труда, об обеспечении жильем и другие. Коллективные договоры на предприятиях (в организациях) наиболее детализированы.
Коллективно-договорная система является эффективной формой регулирования заработной платы лиц наемного труда.
Законодательная база регулирования коллективных договоров нуждается в улучшении. Самое главное - это выполнение заключенных соглашений, их всеобъемлющий характер, повышение качества разработки соглашений, включение в них проблем занятости, установление предельного размера безработицы тарифное регулирование оплаты труда (не абсолютные значения, а относительные - в виде пропорций).
2. Состояние и проблемы
государственного
2.1 Государственное регулирование труда и заработной платы
Методы регулирования оплаты труда имеют в своем распоряжении прямые и косвенные меры воздействия.
Прямое регулирование - это непосредственное установление определенных количественных параметров (ставки налогообложения, размеры минимальной заработной платы, тарификационные разряды и коэффициенты для работников бюджетной сферы).
Косвенное регулирование осуществляется путем рекомендаций о применении тарифных ставок в производственных отраслях, по организации прогрессивных форм и систем оплаты труда, предоставлением информации об уровне заработной платы в отраслях экономики и др.
В соответствии со статьей 56 Трудового Кодекса Республики Беларусь, существует система государственных гарантий по оплате труда работников, которая включает в себя:
1) величину минимальной заработной платы;
2) республиканские тарифы оплаты
труда - часовые и (или) месячные тарифные
ставки (оклады), определяющие уровни оплаты
труда для конкретных профессионально-
3) размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных;
4) меры по поддержанию уровня реального содержания заработной платы, индексации заработной платы;
5) ограничения размеров удержаний из заработной платы, в том числе размеров налогообложения доходов;
6) государственный контроль и надзор за своевременностью выплат заработной платы и реализацию государственных гарантий в части ее размеров;
7) ответственность нанимателей за нарушение условий коллективного договора, соглашения по оплате труда.
Основные функции государственного регулирования оплаты труда:
- установление гарантий в области заработной платы;
- создание системы социальных стандартов, характеризующих не только минимально достаточный уровень жизни населения, но и динамику его повышения;
- сохранение покупательской способности через индексацию заработной платы и адаптацию ее к расширению платности социальных услуг и жилья;
- не допускать дискриминации
среди работников и субъектов
хозяйствования в отношении
Практическая реализация функций государственного регулирования выражается прежде всего, в установлении и разработке механизма формирования:
1) минимальной заработной платы (МЗП);
2) минимального потребительского бюджета (МПБ);
3) бюджета прожиточного минимума (БПМ);
4) индексации заработной платы;
5) разработки и утверждения Единой тарифной системы (ЕТС).
3. Направления совершенствования
государственного
В соответствии с законодательством наниматели коммерческих организаций всех форм собственности самостоятельно в коллективных договорах, положениях, иных локальных нормативных правовых актах, трудовых договорах (контрактах) определяют формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе тарификацию, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (премии, надбавки, доплаты и другие выплаты).
Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения Единой тарифной сетки работников, обязаны обеспечить:
- недопущение снижения
размеров заработной платы
- установление гибких
условий оплаты труда, направленных
на усиление материальной
- соблюдение для работников
гарантий в области оплаты
труда, предусмотренных
С учетом изменений законодательства в коммерческих организациях оплата труда работников с 1 июня 2011 г. осуществляется на основе принятых ими локальных нормативных правовых актов. При этом в них максимально должны учитываться результативность вклада каждого работника в результаты труда и финансовые возможности коммерческих организаций.
Таким образом, в настоящее время законодательством для субъектов предпринимательской деятельности в области оплаты труда сняты практически все ограничения, предоставлены широкие возможности в применении различных систем оплаты труда, в том числе и с использованием зарубежного опыта, надо только грамотно и эффективно ими воспользоваться.
Заключение
Заработная плата тесно связана с ценами на потребительские товары и услуги. Чем они выше, тем ниже при том же абсолютном уровне оплаты ее реальное содержание, снижение уровня цен и тарифов на услуги обеспечивает рост реального содержания заработной платы. Следовательно, меры политики заработной платы и доходов граждан призваны учитывать уровень и динамику цен на потребительские товары и услуги.
Реформирование оплаты труда в условиях рыночных отношений предусматривает меры государственного воздействия на заработную плату на макроуровне на основе установления минимальной заработной платы, тарифной системы оплаты труда, индексации в зависимости от роста инфляции, нормативов распределения прибыли предприятий на оплату труда и накопление, гибкой политики налогообложения, участия в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений. При этом не исключена возможность регулирования на макроуровне (отрасль) и микроуровне (предприятие).
Для определения величины минимальной заработной платы необходимо определение нижней границы цены рабочей силы. Она должна обеспечивать вознаграждение за работу наименьшей сложности, выполняемую в нормальных для здоровья условиях.
Будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации труда, оказывает доминирующее влияние на производительность.
В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.
Совершенствование систем оплаты труда, поиск новых решений может дать нам уже в ближайшем будущем рост заинтересованности работников к высокопроизводительному труду. При решении проблемы доведения минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, возможно снятие проблемы социальной напряженности. А это, конечно же, в комплексе с решением ряда других проблем в экономике нашей страны, может явиться стимулом экономического роста в будущем. Поэтому необходимо особое внимание правительства, экономистов, руководителей предприятий к вопросу постоянного совершенствования систем заработной платы.
Поскольку заработная плата является основным источником доходов работников, необходимо постоянно совершенствовать систему оплаты труда таким образом, чтобы она в полной мере обеспечивала воспроизводство рабочей силы, учитывала условия и результаты труда, стимулировала повышение квалификации, производительности, качества продукции, рациональное использование и экономию всех видов ресурсов.
Информация о работе Состояние и проблемы государственного регулирования труда и заработной платы