Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 19:50, курсовая работа
Выдающиеся экономисты и целые направления и школы в экономической теории. Большинство из них исследовали инфляцию исключительно как денежный феномен. Инфляция относится к числу традиционно актуальных проблем в экономической теории. Исследованием инфляции в той или иной ее форме занимались в литературе как постиндустриальный. Функция общественного производства приобретает все большее число переменных.
Введение
Глава 1. Теоретические основы инфляции
1.1. Понятие и виды инфляции
1.2. Причины инфляции
1.3. Инфляция спроса и предложения
Глава 2. Состояние и развитие антиинфляционных процессов в экономике КР
2.1. Инфляция как фактор дестабилизации экономики и ухудшения социального положения населения страны
2.2. Осуществление мер антиинфляционной политики в КР
2.3. Основные направления совершенствования антиинфляционного регулирования в КР
Заключение
Список использованных источников
Социально-экономическое развитие Кыргызской Республики в 2009-2011 годах происходило в условиях усиления воздействия продолжающегося мирового финансового кризиса на экономику страны и ее зависимость от внешних и внутренних факторов возросла. Причем, негативное влияние внутриполитических событий на экономику страны в 2010 году оказалось более значимым, чем воздействие мирового кризиса 2008-2009 годов, а 2011 год стал годом восстановительных процессов в экономике после разрушительных событий в апреле и июне 2010 года.
Динамика показателей социально-экономического
развития Кыргызской Республики за 2009-2011 годы (в %)
Показатели |
2009 г. факт. |
2010 г. факт. |
2011 г. пред.факт. |
Темпы реального роста ВВП |
102,9 |
99,5 |
105,7 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
107,0 |
97,4 |
102,3 |
Промышленность |
93,6 |
109,8 |
111,9 |
в том числе: |
|||
горнодобывающая промышленность |
104,7 |
99,6 |
124,6 |
обрабатывающая промышленность |
92,2 |
110,1 |
109,8 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
98,7 |
111,0 |
122,4 |
Строительство |
122,1 |
81,5 |
96,1 |
Инвестиции в основной капитал |
130,8 |
90,8 |
93,4 |
Услуги |
102,2 |
99,1 |
105,6 |
Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года |
100,0 |
119,2 |
105,7 |
Основным результатом итогов 2011 года стало преодоление угрозы спада экономического роста и выход на устойчивые тенденции в социально-экономическом развитии на фоне улучшения параметров макроэкономической стабильности и снижения внутриполитической напряженности в стране. В 2011 году удалось достигнуть роста экономики, когда реальный рост составил 105,7%. Одновременно произошло заметное снижение темпов роста общего уровня цен. Уровень инфляции за 2011 год (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года) сложился на уровне 5,7%, тогда как за 2010 год данный показатель составил 19,2%.
Основными факторами, повлиявшими на улучшение экономической ситуации в стране, стали: а) устойчивый экономический рост в странах - основных торговых партнерах Кыргызской Республики (Россия – 4,2%, Казахстан – 7,5%, Китай – 9,2%); б) умеренные показатели инфляции в странах - основных торговых партнерах (Россия, Казахстан); в) умеренная динамика цен на мировых товарно-сырьевых рынках (продовольствие, энергоносители); г) налоговые преференции для субъектов предпринимательства; д) упрощение условий ведения бизнеса через сокращение проверок, количества выдаваемых лицензий на виды предпринимательской деятельности и других мер государственного регулирования в целях снижения коррупции и теневой экономики; е) рост цен на золото; ж) отмена экспортных пошлин на нефтепродукты, поставляемые в Кыргызстан, со стороны России; з) рост кредитов в экономику и приток инвестиций в обрабатывающую и горнодобывающую промышленность.
Реально экономическая база в 2011 году возросла на 8,2% относительно 2008 года (в ценах 2008 года, за счёт кумулятивного реального темпа), когда в начале мирового финансового кризиса экономический рост составлял 8,4%. И экономический рост на 5,7% в 2011 году приблизился к уровню 2008 года.
Уровень капитализации (инвестиции в основной капитал в % к ВВП) экономики сократился с 21,1% в 2009 году до 17,4% в 2011 году, в основном, за счет снижения объемов кредитов банков, средств населения, а также частных инвестиций, связанных с оттоком капитала из страны в 2009-2010 годы.
Удельный вес государственного потребления в структуре использования ВВП в этот период снизился с 18,4% до 17,5% относительно увеличения доли частного потребления с 78,3% до 84,8%. Эти данные демонстрируют постепенное сокращение государственных расходов на содержание системы государственного управления, связанное с ее оптимизацией. Кроме того, был принят ряд нормативных правовых актов, предусматривающих сокращение бюджета с целью соблюдения жесткой бюджетной дисциплины. Рост частного потребления в основном связан с повышением оплаты труда работникам социальной сферы, силовых структур.
Меры, направленные на создание компактного государственного аппарата позволят сократить государственные расходы с 17,5% к ВВП в 2011 году до 17,0% в 2012 году. Темп реального роста государственных расходов замедлится и составит 2,8%.
В инвестиционной политике будет проводиться работа над восстановлением инвестиционной привлекательности страны и привлечением инвестиций в приоритетные отрасли экономики страны посредством минимизации вмешательства государства в дела бизнеса через сокращение количества лицензий (с 500 до 270), проверяющих органов (с 12 до 2 инспекций), оказываемых государством услуг (с 20000 до 300).
Динамика функционирования секторов экономики, формирующих ВВП страны, будет складываться под влиянием следующих факторов: (а) снижение мировой экономики с учетом кризисных проявлений с 3,6% до 2,5% (в Еврозоне с 2,7% до 1,4%, в развивающихся странах с 6,2% до 5,4%), в странах, основных торговых партнерах Кыргызской Республики (Россия, Казахстан) в сторону снижения с 4,0% до 3,5% и с 6,6% до 5,8%, соответственно; (б) тенденции умеренного роста внутренних и импортных цен на товары и услуги, включая рост цен на нефтепродукты; (в) рост мировой цены на золото; (г) повышение привлекательности бизнес–среды через снижение влияния государства; (д) привлечение и продвижение прямых иностранных инвестиций в крупные национальные проекты (горнодобывающая, металлургическая отрасли, электроэнергетика, транспорт и связь); (е) внедрение элементов государственно-частного партнерства; (ж) государственная поддержка приоритетных секторов реальной экономики.
Политика в секторе услуг на 2012 год будет направлена на снижение уровня неофициальной деятельности, увеличение вклада добавленной стоимости в экономику, увеличение налоговых сборов в этой сфере, улучшение доступности жизненно необходимых услуг на всей территории Кыргызской Республики, включая услуги связи, транспорта, услуги микрофинансовых организаций, торговли и других.
Структура услуг в 2012 году относительно 2011 года изменится, в основном, за счёт расширения торговли с 32,2% до 34,7%. Торговля будет одним из главных источников роста рыночных услуг, в которой темп реального роста ожидается на уровне 7,6% и которая будет поддерживаться увеличением денежных доходов населения на 8,5%.
Для увеличения объемов транспортных услуг намечены: восстановление слоя износа автомобильных дорог, реабилитация автодороги Тюп-Кеген, возобновление работы постоянно действующих авиарейсов в Баткен, Исфану, создание зоны международного транзита, в том числе путем строительства закрытого карго - терминала в ОАО «Международный аэропорт «Манас», не предусматривающего досмотра груза и др.
Рост услуг связи в 2012 году будет обуславливаться: внедрением новых технологий, а также расширением охвата услуг, оказываемых интернет провайдерами, и запуском работы Парка высоких технологий; поэтапным переходом на цифровое вещание; расширением перечня универсальных почтовых и финансовых услуг, установлением современных технологий на базе отделений связи ГП «Кыргыз почтасы»; охватом системой радиомониторинга приграничных территорий Чуйской области; вводом в эксплуатацию стационарной, мобильной станций радиоконтроля в г. Бишкек.
2.3.
Основные направления
Из чего бы конкретно ни возникала инфляция, ее развитие определяется состоянием экономики. Если экономика может пополнить рынок большим объемом и разнообразием отечественного производства, если недостаток товаров не приходится восполнять растущим импортом за счет роста внешнего долга, если не надо покрывать дефицит государственного бюджета дополнительной денежной эмиссией или иностранными кредитами, то, значит, достигается стабильное соответствие между товарной и денежной массой и благодаря этому устраняется основа и причина развития инфляционных процессов.
Страна богата гидроэнергетическими ресурсами, которые ныне оцениваются в размере 160 млрд. квт/ часов, а используются лишь на 8-10% . Выработка электроэнергии достигает 14 млрд. квт/ часов в год. Но допускаются большие потери электроэнергии - до 4 млрд. в год. Это уже не очень хорошее качество работы экономики. Электроэнергия, получаемая на ГЭС очень дешевая, а потому сокращение потерь и увеличение ее производства при наличии больших энергетических ресурсов может вообще снять вопрос о нехватке электроэнергии для страны и высоких цен на нее. Есть проблемы с газом и нефтепродуктами. Цены на них растут, и стране от этого очень плохо. Но в недрах самого Кыргызстана имеются и газ, и нефть. Надо взять имеющиеся запасы в промышленную разработку и дать их стране. Конечно, собственные нефть и газ будут гораздо дешевле, чем получаемые из Узбекистана, Казахстана и России. Кроме того, Кыргызстан располагает запасами каменного угля, особенно в Каракечинском бассейне. В Кара-Кече можно добывать миллионы тонн угля и использовать его для производства электроэнергии, газа и бытового отопления. Если создать настоящую рыночную обстановку, когда все виды производимой энергии будут конкурировать между собой и действовать в сторону снижения цен на энергоносители. И здесь, таким образом, появляется возможность уйти от повышенных мировых цен на энергоносители и обходиться более низкими ценами на свои собственные энергоносители. Но это требует подъема и развития отечественной экономики.
На большое неблагополучие в отношении инфляции ныне указывает внутренний потребительский рынок. На нем, как уже было сказано, из общего объема продаж более 70% составляют импортные товары. В любой момент цены на импортные товары могут повыситься, и это повлечет к инфляционному росту цен. Но особенно плохо то, что в импорте немалую долю занимают продовольственные товары, которые могут производиться и производились раньше в Кыргызстане. Сейчас конфеты, печенье, растительные масла, молочная продукция, зеленый горошек и другие овощные консервы, фруктовые соки, пиво, винно-водочные изделия, мясные и рыбные консервы и многое-многое другое завозится из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии, Китая, европейских стран, США. Конечно, для разнообразия следует завозить в Кыргызстан импортные товары, но не в такой мере, чтобы они занимали подавляющую часть внутреннего потребительского рынка. Отечественные продукты являются экологически более чистыми, более лучшими по питательным качествам и должны быть более дешевыми и более привлекательными по дизайну упаковки. Именно отечественные товары должны занять большую часть внутреннего потребительского рынка страны. Для того, чтобы кыргызский сом был прочным, устойчивым и имел высокую покупательскую способность, не поддавался инфляции, необходимо экономику развить и поднять до такой высоты, чтобы не только продовольственные продукты, но и непродовольственные потребительские товары отечественного производства заполняли и переполняли денежно-платежный спрос на эти продукты. Но такая высота экономики не может опираться только на отрасли производства потребительских товаров и ограничиваться лишь удовлетворением потребностей внутреннего рынка. Дело в том, что Кыргызстан вообще не располагает или располагает в крайне недостаточной степени многими видами ресурсов и продукцией, вынужден завозить и получать из разных стран нефтепродукты, газ, продукты химии, черные и цветные металлы, лесоматериалы, машины, станки, оборудование, бытовую технику, компьютеры, телевизоры, и другие радиоэлектронные изделия. Весь этот импорт следует покрывать экспортом. Но это не обеспечивается. Наоборот, импорт значительно превышает экспорт. Так, в 2008 г. (по данным за январь- ноябрь) импорт превысил экспорт на 2181,8 млн. долларов США, или был больше в 2,5 раза.
Отрицательное сальдо во внешнеторговых отношениях Кыргызстана- это постоянный источник инфляции. Превышение импорта над экспортом надо чем-то погашать. Можно брать кредиты у международных финансовых организаций, у других стран, что и делается. Но это накладывает все большее бремя государственных и частных долгов на экономику и население страны. В этом случае приходится расходы по обслуживанию долгов осуществлять за счет роста расходов госбюджета и увеличения затрат на производство продукции, что неминуемо оборачивается ростом цен на товары отечественного производства и импортные товары. Можно пойти по пути девальвации кыргызского сома в расчете на то, что это создаст условия для снижения цен и повышения конкурентоспособности кыргызского экспорта. Но это не может выручить Кыргызстан, поскольку экспорт пока еще очень невелик. Но с другой стороны, девальвация сома поведет к повышению цен на импортные товары, а вместе с тем и на товары отечественного производства, т.е. вызовет инфляционный рост цен. В первую очередь это отразится на продуктах и товарах потребительского назначения, т.е. снизит жизненный уровень населения. Но самому Кыргызстану отрицательное сальдо торгового баланса давно уже говорит и требует, что надо расширять и значительно увеличивать объем экспорта своих товаров. Задача такая, что экспорт должен не только покрывать импорт, но и превышать его ради повышения уровня кыргызской экономики и высокого накопления товарной массы для поддержания прочности и устойчивости кыргызского сома.