Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа
На сегодняшний день существует много различных интеграционных объединений. Это, прежде всего, такие региональные интеграционные объединения, как Европейский союз, АСЕАН, НАФТА, ЛАИ и т.д. В их число относится также и такое интеграционное объединение, как Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение бывших 12 из 15 входивших в состав СССР республик. Это одно из крупнейших интеграционных объединений в мире.
Введение 3
1. Состояние и специфика экономических отношений стран в рамках СНГ 5
2. Экономика стран СНГ в Международном разделении труда 10
3. Анализ внешнеторгового оборота стран СНГ на современном этапе 14
4. Оценка внешнеэкономической деятельности стран СНГ в сфере капитала, бизнеса, трудовых ресурсов 20
5. Перспективы развития экономической деятельности стран СНГ в мировой экономки 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Содержание
На сегодняшний день существует много различных интеграционных объединений. Это, прежде всего, такие региональные интеграционные объединения, как Европейский союз, АСЕАН, НАФТА, ЛАИ и т.д. В их число относится также и такое интеграционное объединение, как Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение бывших 12 из 15 входивших в состав СССР республик. Это одно из крупнейших интеграционных объединений в мире.
В экономическом смысле
страны СНГ по многим признакам остаются
составными частями единого воспроизводств
Доля государств СНГ в мировом ВВП и мировом объеме инвестиций составляет примерно 2–3%, а на такие крупные региональные экономические объединения, как ЕС, НАФТА, АТЭС, приходится основная часть мирового валового продукта. Удельный вес в мировом объеме инвестиций ЕС и НАФТА -20%, АТЭС – 36%.
Включение стран СНГ в мировую экономику – главное достижение их независимого хозяйствования. Общий объем экспорта из СНГ в остальной мир составил в 2012 г. 80 млрд. долл. Однако общий объем внешней торговли не соответствует их экономическому потенциалу. На страны СНГ приходится лишь 4,5% мирового оборота. Экспорт товаров и услуг в страны вне СНГ в расчете на душу населения в 2012 г. составлял в среднем по Содружеству всего 277 долл. в год. В экспорте стран СНГ снизилась доля готовых товаров и услуг, а также комплектующих изделий, выросла доля необработанного сырья.
Целью данной работы является рассмотрение места и роли стран СНГ в мировом хозяйстве.
Задачи курсовой работы:
- опредление состояние и специфики экономических отношений стран в рамках СНГ;
- установление экономики стран СНГ в Международном разделении труда;
- анализ внешнеторгового оборота стран СНГ на современном этапе;
- рассмотрение оценки внешнеэкономической деятельности стран СНГ в сфере капитала, бизнеса, трудовых ресурсов;
- изучить перспективы развития экономической деятельности стран СНГ в мировой экономки.
Объектом данной работы является рассмотрение особенностей роли стран СНГ в мировом хозяйстве.
Предметом данной работы является рассмотрение экономической деятельности стран СНГ в мировой экономике.
Теоретической основой работы послужили трудах таких признанных авторов как И.П. Гуров, Н.И. Диденко, Е.В. Киселева, В.В. Поляков, В.В. Клочков и др.
Структура работы состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.
СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).
В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств[1].
Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7[2], тем самым он нарушил ст. 104 конституции РСФСР. Потому что для ратификации беловежского соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики и влекло за собой изменения в конституцию[3]. В апреле 1992 года съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ставить на голосование ратификацию беловежского соглашения, , вплоть до своего роспуска в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ. 13 декабря 1991 года в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей[8]. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.
В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ[9].
Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия[10].
Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса[11].Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.
Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации[14].
Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.
Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов.Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств)[16].
Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитарий Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе[17].
СНГ основано на началах суверенного равенства всех его участников, поэтому все государства — участники являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
Основными целями организации являются:
К сферам совместной деятельности государств — участников относятся:
Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства — участники Содружества и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств — участников в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается два раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса[38]. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств — участников Содружества.
2. Экономика стран СНГ в Международном разделении труда
Страны СНГ не могут
не учитывать основные тенденции
развития мирового хозяйства за последние
десятилетия. Это - его глобализация
и регионализация в сочетании
с активной деятельностью
Роль наднациональных «
Глобализация открыла
новые возможности для
Страны Содружества занимают важное геополитическое положение. Они - связующее звено между объединенной Европой и бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Их экономический потенциал позволяет ускорять или же ослаблять указанные взаимодействия. Вместе с тем открытие экономики стран СНГ далеко еще не тождественно подлинной интеграции в мировую экономику.
Интеграция стран СНГ в мировое хозяйство должна привести к кардинальным изменениям в глобализации экономики. Эти изменения, как показывает опыт развития мирового хозяйства в последние три десятилетия, и в ближайшую четверть века напрямую будут связаны с конъюнктурой рынка энергоресурсов.
В мире ужесточается борьба за контроль над этим рынком, прежде всего рынком нефти. За всю историю человечества было добыто и израсходовано около 1 трлн т нефти, причем большая часть этого объема — в последние десятилетия. В мире ужесточается борьба за контроль над этим рынком, прежде всего рынком нефти.
Анализ показателей, характеризующие положение стран СНГ в мировом производстве энергоресурсов позволяет сделать вывод о том, что страны СНГ в ближайшие 15 лет сохранят значительные возможности воздействия на мировой рынок топливно-энергетических ресурсов.
Таблица 1
Анализ показателей, характеризующие положение стран СНГ в мировом производстве энергоресурсов
Информация о работе Состояние и специфика экономических отношений стран в рамках СНГ