Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Республике Беларусь.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике 4
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 5
1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий 6
2. Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ 11
2.1 Динамика развития малого бизнеса в РБ 11
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в РБ и условия его активизации 14
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в РБ 19
2.4 Государственная поддержка малого бизнеса РБ 19
Заключение 25
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 43.18 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
Введение 3 
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике 4 
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 4 
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 5 
1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий 6 
2. Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ 11 
2.1 Динамика развития малого бизнеса в РБ 11 
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в РБ и условия его активизации 14 
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в РБ 19 
2.4 Государственная поддержка малого бизнеса РБ 19 
Заключение 25 
Список использованных источников 26 

 
ВВЕДЕНИЕ 
Тема курсовой работы «Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь» является актуальной для нашей страны в текущее время. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. 
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Республике Беларусь. 
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи: 
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства. 
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса; 
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в Республике Беларусь. 
Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное. 
 
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике 
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. 
Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. 
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. 
Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления). 
Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом. 
Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики. 
Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики. 
Малый бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. 
Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. 
Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. 
 
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. 
Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. 
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. 
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах: 
- это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; 
- развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; 
- формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; 
- создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; 
- развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования. 
 
1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий 
Предпринимательство, как указывалось ранее, является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Предпринимательство, рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса. Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, например, развитие технологий, предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требует большие капвложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы. 
Кроме того в условиях повышения общей образованности населения все больше и больше нарастает стремление среди граждан полнее проявить свои личные индивидуальные способности. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия своего собственного «дела», своего бизнеса, которое им по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также вызывает необходимость развития малых предприятий. 
Создание предприятия базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно – правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в белорусской экономике, а также в зависимости от форм собственности на имущество (на праве собственности, праве хозяйственного владения, праве оперативного управления и др.). 
Создание нового предприятия (независимо от форм собственности и его будущих собственников-владельцев) проходит, как правило, несколько этапов: 
- возникновение идеи о создании нового предприятия, необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг); 
- изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие; 
- подбор поставщиков необходимых факторов производства; 
- определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования предприятия; 
- разработка учредительных документов и бизнес- плана; 
- проведение организационных мероприятий по созданию предприятия в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности; 
- осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках; 
- изготовление печатей, штампов; 
- постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в фонде социальной защиты населения и др. 
Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. 
При создании нового предприятия важным и непростым вопросом является выбор его организационно – правовой формы. 
Организационно – правовая форма предприятия – институциональный «образ» предприятия, соответствующий действующему законодательству и фиксирующий его хозяйственные возможности, права и обязанности, исходный внутренний порядок и специфические внешние отношения. Организационная форма предприятия – это система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами, с другой. 
Порядок создания и деятельности предприятий в различных организационно – правовых формах регулируется особыми положениями гражданского кодекса РБ (ч.1, глава 4, статья 63, 66-115), законами о хозяйственных товариществах и обществах, учредительными документами предприятий. В соответствии с ГК РБ предприятия могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество и коммандитного товарищества), хозяйственных обществ (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), производственных кооперативов, унитарных предприятий. Рассмотрим некоторые формы. 
Полное товарищество 
Полное товарищество представляет собой форму организации предприятия, основанную на личном участии партнеров ( полных товарищей) в его делах. По белорусскому законодательству (ГК РБ, ст. 66-80) полное товарищество – это объединение нескольких граждан для совместной хозяйственной деятельности на основе договора между ними. Главная отличительная черта полного товарищества заключается в том, что все его участники несут совместную ответственность по обязательствам товарищества. 
Полное товарищество действует под фирменным наименованием, которое содержит имена товарищей. 
Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. 
Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. 
Полное товарищество является наиболее простой формой предприятия и больше всего подходит для организации более мелких фирм. Полное товарищество мобильно, максимально свободно в решениях и действиях. 
Структура органов управления в рамках товарищества определяется самими партнерами. Большую роль играет личное доверие партнеров друг к другу. 
Общества с ограниченной ответственностью 
Обществом с ограниченной ответственность (ООО) признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст.86 ГК РБ). 
Учредительными документами ООО является учредительный договор, подписанный его учредителями и утвержденный ими устав (ст. 88 ГК РБ). 
Уставной фонд ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного фонда общества не может быть менее суммы, определенной законодательством. 
Органом управления общества является распорядители (совет директоров, наблюдательный совет, правление) и общее собрание. Высший органом управления – собрание его участников. Собрание вправе решать наиболее важные вопросы деятельности общества, определяющие стратегию развития фирмы в целом. Однако вопросы текущей деятельности предприятия находятся в компетенции исполнительного органа, подотчетного общему собранию участников. 
Выбор общества с ограниченной ответственностью в качестве формы организации предприятия позволяет ограничить риск участников величиной вклада в уставной капитал. Преимуществом следует считать и то, что для образования общества с ограниченной ответственностью обычно необходим меньший капитал, чем для организации акционерных обществ. 
Следует отметить и более простую, чем для акционерных обществ, систему отчетности. ООО - оптимальная форма организации предприятий средней величины, в том числе семейных объединений. 
Унитарное предприятие 
 
Унитарное предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст.113 ГК РБ). 
Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, содержащий сведения о размере уставного фонда предприятия, предмете и цели деятельности предприятия. 
Органом управления унитарного предприятия является единоличный руководитель, назначенный либо самим собственником, либо органом, уполномоченным собственником. 
Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества по своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. 
Главной отличительной особенностью унитарного предприятия является то, что его имущество находится в государственной либо частной собственности физического или юридического лица, и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения, т.е. владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в ограниченных ГК РБ пределах. Долевая собственность на унитарное предприятие не допускается. 
Как видно из приведенного краткого описания при создании предприятия выбор организационно-правовых форм достаточно широк и далеко не однозначен. В значительном числе случаев этот выбор в Беларуси происходит случайным образом, исходя из опыта или интуиции предпринимателя, а иногда и просто по совету знакомых, не всегда обладающих достаточным уровнем правовых знаний. Между тем выбор этот чрезвычайно важен и в тактическом и, главным образом, в стратегическом смысле. 
Существенным вопросом при создании нового предприятия является его начальное и последующее финансирование. 
В мировом бизнесе для этого используются разные источники, такие как личные средства предпринимателя или группы предпринимателей, средства родственников и друзей, кредиты, средства страховых компаний и др. 
Другой важный момент при создании нового дела предприниматель должен знать, когда он может рассчитывать на получение первой прибыли. Рассчитав точку безубыточности (порог рентабельности), можно оценить, сколько денег понадобиться, чтобы поддержать новое предприятие на первом этапе его существования. Добавив к этой сумме организационные расходы по созданию и регистрации предприятия и вычтя планируемые займы, получим грубую оценку величины стартового (уставного) капитала. 
 
 
2. Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ 
 
2.1 Динамика развития малого бизнеса в РБ 
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. 
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. 
В реформировании белоруской экономики еще со времен пере¬стройки ма¬лые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя по¬чвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня ча¬стный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем ко¬личестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимос¬ти основных средств экономики Беларуси и 14% числа занятых, произ¬водят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внут¬ренних возможностях развития малого предпринима¬тельства. 
Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. 
На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 19 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в Беларуси частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех белорусских частных предприятий были малыми. 
К началу 2000 года число малых предприятий составило порядка 8,91 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года. 
Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. 
Распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточено в Минской области, в которой наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находится в Минске. Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов. 
 
Рисунок 2.1 Региональная структура малого предпринимательства (число малых предприятий, по состоянию на 01.10.2009 
Примечание. Источник: собственная разработка. 
 
 
 
Рисунок 2.2 Региональная структура малого предпринимательства (количество индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 01.10.2009 
Примечание. Источник: собственная разработка. 
 
Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) на предприятии и в организациях всех отраслей экономики республики составила 12,1% в 2009 году. А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка она составила 88,4% , операции с недвижимым имуществом - 56,1% , информационно-вычислительное обслуживание - 43,5% , строительство - 36,3%. 
Принимаемые Правительством меры по улучшению делового климата в республике ведут к увеличению количества субъектов малого предпринимательства: как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. 
По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 апреля 2009 г. в республике состоит на учете 68944 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13957 (или на 25,4%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 2524 (или на 3,8%) . 
Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2009г. составило 216713 человек. Количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с количеством на начало года выросло на 1129 человек (или на 0,5 %). 
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за январь-март 2009 года составил 16,7%, в том числе от юридических лиц – 14,3%, от индивидуальных предпринимателей – 2,4%. 
По состоянию на 1 мая 2009 г. в республике состоит на учете 70101 субъект малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 12478 (или на 21,6%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 3681 (или на 5,5%) . 
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 мая 2009 г. составила 217088 человек. К уровню 1 мая 2008 г. количество индивидуальных предпринимателей увеличилось незначительно - на 460 человек (или 0,2%). Численность индивидуальных предпринимателей по сравнению с их численностью на начало года возросла на 1504 человека (или на 0,7 %). 
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 4 месяца 2009 года составил 16,1%, в том числе от юридических лиц – 13,5%, от индивидуальных предпринимателей – 2,6%. 
По состоянию на 1 июня 2009 года в налоговых органах состоит на учете 70,6 тысяч субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11,5 тысяч (или на 19,5%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 4,0 тысячи (или на 6,3%) . 
Сумма налоговых поступлений от юридических лиц – субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, составила 1680,2 млрд. рублей (13,6% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами). 
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.06.2009 составила 217,3 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 1580 человек. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 311,6 млрд. рублей (2,5% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами). 
В целом, уровень развития малого предпринимательств в республике, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 белорусов приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь г. Минск по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП. 
Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В республике доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия (микрофирмы) составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля белорусских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65%. 
В целом, уровень развития сектора МБ в республике явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РБ. 
 
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в РБ и условия его активизации 
Для стран с переходной экономикой, к которым относится и Республики Беларусь, характерно сочетание рыночного «саморазвития» и государственного регулирования. При этом переход к рыночным механизмам является не самоцелью, а лишь средством динамичного развития республики, её интегрирование в мировое экономическое пространство и на этой основе роста благосостояния граждан. 
Рыночная экономика для своего нормального функционирования нуждается в развитой инфраструктуре юридических и финансовых институтов, формальных и неформальных норм, общепризнанных ценностей и традиционных правил общения. Как показывает опыт экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ, в период реформирование необходимо твердое государственное регулирование для того, чтобы использовать весь накопленный потенциал экономики страны, обеспечить развитие промышленности и устойчивый рост ВВП. 
Развиваясь в этих условиях, негосударственный сектор экономики Республики Беларусь, к настоящему времени представляет собой достаточно емкий сектор общественного производства, ощутимую экономическую силу. Удельный вес его в объеме валового внутреннего продукта в 2007 году достиг 15,7% (в 1994 году этот показатель равнялся 9,6%). Однако очевидны достаточно скромные темпы прироста вклада продукции негосударственных предприятий в ВВП страны. 
В негосударственном секторе функционирует более тысячи акционерных обществ и более 24 тысяч малых предприятий. Темпы прироста выпуска продукции негосударственными предприятиями в 2007 году по сравнению с предыдущим годом составили 7,8%, в то время как государственными – 6,1%. Капиталоемкость продукции в негосударственном секторе экономики на 20% ниже по сравнению с государственным. Вместе с тем с началом экономических реформ рост негосударственного сектора экономики Республики Беларусь происходи в основном за счет разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. 
На сегодня, в основном, исчерпаны прежние возможности первоначального накопления и формирования стартового капитала за счет спекулятивного торгового оборота. В тоже время благоприятная рыночная среда для более интенсивного роста негосударственного сектора экономики и получения от него высокой отдачи пока не создана. 
Это обусловлено, прежде всего, утяжеленной системой налогообложения и регистрации хозяйственной деятельности, неразвитостью фондового рынка, непривлекательностью предложения долгосрочного кредита, недостаточными объемами привлечения сбережений населения и иностранных инвестиций. При этом очевидно ослабление рычагов государственного управления, в то время, как механизм корпоративного управления, заключающийся в действенном акционерном контроле, не работает в полной мере. Не создана также финансовая база для проведения глубокой технологической реструктуризации и интенсивного экономического роста, - следствии слабой привлекательности финансовых инвестиций для частных и иностранных инвесторов, а также утечки финансового капитала в зарубежные страны. Это предопределяет угрозу технологического отставания, снижение конкурентоспособности и вытеснение отечественных производителей с внешнего и внутреннего рынка зарубежными конкурентами. 
С учетом указанных факторов, стратегическим планом развития негосударственного сектора экономики представляется необходимым обеспечить рост главным образом за счет инвестиционных вливаний и перемещения рабочей силы на технологически обновленные рабочие места. К концу 2010 года планируется увеличение доли продукции негосударственного сектора в общем объёме промышленного производства, по крайней мере, до 65%. При этом объектом пристального внимания должно стать существенное повышение уровня эффективности производства и качества продукции. 
Особое место в негосударственном секторе занимает малый и средний бизнес, формирующий рыночную экономику с более высоким темпами динамики экономического роста и эффективности, чем в государственном секторе экономики. В структуре предприятий и организаций малого бизнеса по результатам последних лет наибольший удельный вес имеют субъекты хозяйствования, занятые в следующих отраслях экономики: 
- торговля и общественное питание – 66,9%; 
- промышленность – 17,0%; 
- строительство – 11,4%; 
- транспорт – 3,9%; 
- непроизводственные виды бытового обслуживания населения – 0,8%. 
Организации и предприятия малого предпринимательства негосударственной формы собственности в преобладающем большинстве представляют собой субъектов с коллективной формой собственности (около 79), из них 76,6% составляют хозяйственные товарищества. Доля частных предприятий в общей структуре сравнительно невелика (20,4%), при этом в ней работает около 19% от общего числа занятых в малом предпринимательстве республики. 
Уровень рентабельности в сфере малого предпринимательства в настоящее время составил 16,5%, в то время, как по народному хозяйству - 11%. Наиболее высок этот показатель для малых предприятий и организаций, занятых в сфере торговли и общественного питания (23,9%) и в сельском хозяйстве (21,9%). Уровень рентабельности предприятий и организаций малого предпринимательства частной формы собственности в текущем году составил 20% (в 1997 году – 14,7%, 1998 году – 17,9%). 
Общеизвестно, что стратегическое значение развития малого и среднего предпринимательства (МСП) обусловлено тем, что малые и средние предприятия: 
- в большей степени, чем крупные предприятия, содействуют росту занятости, и их доля в общем числе рабочих мест может быть весьма значительной (в государствах ЕС малые и средние предприятия обеспечивают 55% рабочих мест в экономике); 
- могут помочь реорганизации крупных государственных предприятий, позволяя поглотить и не задействовать основные фонды, и излишнюю численность работников; 
- дают экономике дополнительную гибкость в оказании услуг в производстве разнообразных потребительских товаров; 
- способствуют усилению конкуренции на рынке и ограничению монополизма крупных предприятий; 
- могут служить «Инкубатором» предпринимательских (рыночных навыков и инноваций). 
Прирост численности работающих на малых предприятиях обеспечивает занятость высвобождающихся работников государственного сектора (среднегодовые темпы прироста за последние 5 лет составили 13,2%). Это представляется особенно важным в условиях переходной экономики, т. к. снижает социальную напряженность в обществе. 
Однако предпринимательство пока не набрало «критической массы» в новом качестве, преобразующем экономику на рыночных началах. Развитие малого и среднего бизнеса происходит при органической поддержке со стороны государства, особенно в деле привлечения инвестиций частных и иностранных инвесторов. 
В этих условиях главной целью развития предпринимательства на период до конца 2010 года является обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно – правовой, финансово – инвестиционной, научно – инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых рабочих мест. 
Для достижения указанной цели представляется необходимым комплексно решать следующие основные задачи: 
- улучшить предпринимательский климат, создать благоприятную рыночную среду для ускорения развития субъектов малого и среднего бизнеса; 
- устранить причины, обуславливающие отток предпринимательского и научно – технического потенциала, а также финансового капитала в зарубежные страны. Создать условия для его реинвестирования в отечественную экономику; 
- упростить систему регистрации, учета и отчетности, а также облегчить налоговое бремя. Упорядочить лицензируемые виды деятельности и упростить порядок выдачи лицензий и других видов государственного регулирования с учетом опыта стран с переходной экономикой; 
- формировать устойчивую финансовую базу развития малого и среднего бизнеса, его самофинансирования. Развивать рынок ценных бумаг, залоговых форм привлечения частных и иностранных инвестиций и других форм инвестирования отечественного бизнеса, обеспечить доступность банковского кредита, повысить привлекательность долгосрочного кредитования, надежно гарантировать возврат используемых инвестиционных ресурсов; 
- совершенствовать систему государственной поддержки развития предпринимательства и государственного регулирования деятельности предпринимательских структур, повысить всех форм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса; 
- совершенствовать отношения собственности и внедрять корпоративное управление производством. 
Предпосылки к росту производственной активности малых и средних предприятий могут быть реализованы при скорейшем переходе на нетрадиционные формы привлечения инвестиций, обеспечивающие перелив капитала, накопленного в сфере услуг и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства. 
В Республике Беларусь должно предусматриваться дальнейшее совершенствование системы налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решения на действующих предприятиях, в том числе и в сфере бытовых услуг населению. 
Все эти меры могут значительно усилить общественный интерес к предпринимательской деятельности в целом, а также к таким её отраслям, как бытовые услуги для населения. 
 
 
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в РБ 
Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности. 
В текущем пятилетии Правительство делает большую ставку на вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики страны. К концу 2010 года его долю в объеме валовой выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых в данной сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны. 
Правительством Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках и другие. 
Кроме того, планируется расширение участия предпринимательского сектора в реализации народнохозяйственных программ, направленных на развитие регионов и отраслей. 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
На макроэкономическом уровне для успешного функционирования предпринимательства в целом необходимо комплексно решать следующие основные задачи: 
- улучшать предпринимательский климат, создавать благоприятную рыночную среду для ускорения развития субъектов малого и среднего бизнеса; 
- устранять причины, обусловливающие отток предпринимательского и научно-технического потенциала, а также финансового капитала в зарубежные страны. Создавать условия для его реинвестирования в отечественную экономику; 
- упрощать систему регистрации, учета и отчетности, а также облегчать налоговое бремя. Упорядочить лицензируемые виды деятельности и упростить порядок выдачи лицензий и других видов государственного регулирования с учетом опыта стран с переходной экономикой; 
- формировать устойчивую финансовую базу развития малого и среднего бизнеса, его самофинансирования. Развивать рынок ценных бумаг, залоговых форм привлечения частных и иностранных инвестиций и других форм инвестирования отечественного бизнеса, обеспечить доступность банковского кредита, повысить привлекательность долгосрочного кредитования, надежно гарантировать возврат используемых инвестиционных ресурсов; 
- совершенствовать систему государственной поддержки развития предпринимательства и государственного регулирования деятельности предпринимательских структур, повысить действенность всех форм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса; 
- совершенствовать отношения собственности и внедрять корпоративное управление производством; 
- совершенствовать нормативно-правовую базу поддержки развития малого предпринимательства, в том числе и с учетом необходимости ее унификации с законодательством Республики Беларусь; 
- установить ряд налоговых льгот и льготировать долгосрочное кредитование, расширить систему микрокредитования и увеличить объем финансового лизинга, в том числе и международного. 
Так следует отметить, что концепция государственной политики в отношении бизнеса республики должна претерпевать корректировку, базирующуюся на принципах всемерной его поддержки и осуществляться с учетом реально складывающейся экономической конъюнктуры. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
1. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 2004-06 г. 
2. Баканов М. И. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: инансы и статистика, 2004 г. 
3. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2004 г. 
4. Ветров А. А. Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 2006 г. 
5. Виханский О. С., Наумов А. К. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс». Учебник. – М.: МГУ, 2005 г. 
6. Глухов В. В. «Основы менеджмента». С. – Петербург, 2005 г. 
7. Гражданский Кодекс Республики Беларусь. 
8. Ефимова О. В. Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский учет, 2006 г. 
9. Испарян Г. П., Чмелев В. С. «Организация, планирование и управление предприятиями легкой промышленности». М.: Легкая и пищевая промышленность, 2003 г. 
10. Казанцев А. К., Рабинович М. П. «Производственный менеджмент и контролинг». Из-во СПбГИЭЛ, 2002 г. 
11. Ковалев В. В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2006 г. 
12. Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2005 г. 
13. Кожелин Г. Я. И др. «Организация производства». Минск, 2003 г. 
14. Комаров М. А. «Менеджмент». Москва, 2005 г. 
15. Комарова Н. «Мотивация труда и повышение эффективности работы». Журнал «Человек и труд», №10, 2005 г. 
16. Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: АОДИС, МВЦентр, 2004 г. 
17. Мескрн М. Х., Альберт Н., Хедоури Ф. «Основы развития малого бизнеса». Пер. с англ. – Минск. 2004 г. 
18. Мирская М. И. и др. «Социология труда». 
19. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 2006 г. 
20. Райзберг Б., Лозовский Л.И. Учебный экономический словарь: М.: Рольф: Айрис - пресс. 2008 г. 
21. Савицкая Г. В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». Минск 2000 год г. 
22. Семенов В. М. и др. «Экономика предприятия». Москва, 2007 г. 
23. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2009 г. 
24. Статистический сборник «Малое предпринимательство Республики Беларусь», 2009 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2009 г. 
25. Стражев В. И. и др. «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности», Минск, «Высшая школа», 2005 г. 
26. Тэпман, Л. Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / Л. Н. Тэпман. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. 
27. Улучшение деловой среды в Беларуси // Аналитический отчет МФК – Минск, 2008 г. 
28. Хрипач В. Я. И др. «Экономика предприятия», Минск, «Экономпресс», 2000 г. 
 


Информация о работе Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ