Социальная политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика государства является неотъемлемой частью экономики любого государства. Главными элементами социальной политики являются: формирование, поддержание развития и реализация способностей человека, контроль общества за уровнем доходов, компенсация и индексация текущих доходов населения, соблюдение социально-обоснованных нормативов использования трансфертных выплат.
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1.Социальная политика ,её цели , принципы и функции 5
1.2. Основные направления реализации социальной политики 11
2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1. Проблемы социальной политики в Республике Беларусь 17
2.2. Направление на улучшение социальной политики в Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 88.64 Кб (Скачать файл)

Реальная жизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о  том, что некоторые неблагоприятные  события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут  никогда не наступить.

Другие могут наступить  лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые для каждого из нас наступают с вероятностью в 100%.

Есть и такие неблагоприятные  обстоятельства, которые могут сопровождать человека всю его жизнь (инвалидность, болезнь). [3, с. 181]

В целом среди  неблагополучных событий такого рода выделим:

  1. несчастные случаи (страховой случай), инвалидность с
  2. детства и т. п.;
  3. потерю работы;
  4. необратимые физиологические изменения, болезнь человека и потерю трудоспособности;
  5. старость, беспомощность и смерть;
  6. потерю кормильца.

Такой список не является окончательным, его можно продолжить. Но мысль  понятна.

Обозначим следующие  классические приемы самозащиты:

  • высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода;
  • имущество и сбережения, что позволяет экономить на соответствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;
  • поддержка со стороны других членов семьи, имеющих стабильные доходы.

Кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особая система социальной защиты, т. е. со стороны всего общества.

Коллективная социальная защита - система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

В качестве стратегического  ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту. При  этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также  льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные  и инвалиды, старики и т. д.

Объектами социальной защиты выступают:

  1. уровень потребления материальных благ (доходы);
  2. минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования;
  3. жилищные условия.

Функционирование системы  социальной защиты предполагает наличие  определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.

 

 

Основные направления  системы социальной защиты

Социальное обеспечение  обычно включает социальное страхование  и социальную помощь.

Социальное страхование - это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков .

Социальный риск - наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д.

Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается  в состоянии избежать социального  риска. Более того, такие ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые  из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход  на пенсию).

Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью  наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности  граждан.

Экономическим источником страховых  взносов выступают средства, необходимые  для воспроизводства рабочей  силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых  взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в  формировании соответствующих страховых  фондов.

 

 

Основные статьи расходов социального страхования:

  1. выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по

случаю  потери кормильца, за выслугу лет), а  также социальных

пенсий  и пенсий для военнослужащих. Для  этого используются

целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные  средства;

выплаты по временной нетрудоспособности (основная

часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;

  1. пособия по безработице.

Социальное страхование  осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств  фондов социального страхования  служат:

  • страховые взносы застрахованных;
  • страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.

Социальная помощь - оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Минимальные социальные гарантии - важный компонент современной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.

Социальная поддержка  включает наличие соответствующих  гарантий, которые выступают как  обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Здесь реализуются конституционные  права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо  выделим гарантии суверенитета потребителя  и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права  члена общества.

  • Выполняя данную социальную функцию, государство:
  • законодательно устанавливает минимальные нормативы
  • обеспечения граждан страны социальными благами;
  • осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т. д.);
  • устанавливает минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий. [3, с. 185]

На практике мероприятия  социальной защиты приводятся в определенную систему, разрабатываются программы  социальной политики государства.

Таким образом, каждое государство  независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области  социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в  предусмотренных законодательством  случаях в момент наступления  форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Проблемы социальной политики в Республике Беларусь

Беларусь переживает сегодня  процесс трансформации социально-экономических  и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной  системы. Наша страна делает попытку  создать современную эффективную  систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в  экономически развитых европейских  государствах.

Выступая важнейшим амортизатором  накопившихся социальных проблем и  противоречий, социальная политика должна не только смягчить негативные социальные процессы, но и помочь населению  адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовать позитивные сдвиги в экономике.

Расходы Беларуси на образование  и здравоохранение самые высокие  в СНГ и превышают средний  уровень аналогичных расходов государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития.

Оценка перспектив сокращения бедности в Беларуси осуществлена главным  образом на основе анализа ситуации относительно увеличения доходов населения.(см. таблица 1.1. приложение 1),доступности здравоохранения (см. таблица 1.2. стр. 18) ,и социальной защиты.

Сохранился широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Это достигнуто без существенного увеличения неравенства в доходах. Принятые направления социально-экономического развития способствовали более эффективному поддержанию жизненного уровня и сокращению бедности по сравнению с рядом других стран с переходной экономикой [4, с.221].

Таблица 1.2.  - Основные показатели здравоохранения (на конец года)

 

Источник- Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. статистический комитет Республики Беларусь. Основные показатели здравоохранения - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/uroven.php – Дата доступа: 10.11.2012

Сегодня наиболее важными  социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни  населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение  занятости населения.(см. таблица 1.3.)

Таблица 1.3. - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)

1.

2008

2009

2010

2011

2.Численность  безработных тыс. человек

 

37,3 

 

40,3 

 

 

33,1 

 

28,2


 

 

продолжение таблицы 1.3.

3.Из них:

   мужчины

 

14,7 

 

17,3 

 

15,7  

 

13,0

4.женщины

22,6 

23,0 

17,4  

15,2

5. Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

 

0,8 

 

0.9

 

0.7

 

0.6


Источник- Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. статистический комитет Республики Беларусь Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду,занятости и социальной защите- Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php -Дата доступа: 17.11.2012

В январе – августе 2012 г. в экономике республики было занято  4572,2 тыс. человек, что и на 2.1% меньше, чем в январе-августе 2011.В организациях (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчинённости) численность работников составила 3 377,6 тыс. человек (73,9% общей численности населения ,занятого в экономике) и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,5 % [6]. Охрана и безопасность труда ( в марте 2009 года создан Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей (продолжает работу программа государственной адресной социальной помощи ГАСП), государственное регулирование социальной сферы [8, с.4-5].

Своевременное их решение  будет не только способствовать более  полному включению всего населения  в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели - создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом [8, с.4].

Проведение макроэкономических реформ, постепенная отмена субсидирования, в том числе перекрестного  субсидирования, предполагает перестройку  социальной политики, обеспечивающую переход от модели государственного патернализма к рыночной модели, основанной на социально-экономической ответственности  трудоспособных членов общества, выработке  новых механизмов адресной социальной защиты, смягчающих негативное воздействие  рыночных реформ.

Эта модель (назовем  ее субсидиарной) предполагает:

  • обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан основных базовых минимальных социальных услуг, прежде всего, в образовании и здравоохранении;
  • перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых, малообеспеченных групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям;
  • предоставление трудоспособным гражданам возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечивать свое и семейное благосостояние за счет увеличения доходов;
  • сокращение бедности и социального неравенства;
  • развитие человеческого потенциала.

Информация о работе Социальная политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь