Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Социальное партнерство — система отношений между представителями работников, работодателей и органов государственной власти, направленная на согласование интересов сторон трудового договора по вопросам регулирования трудовых отношений, а также по вопросам установления более высокого уровня социальных гарантий для трудящихся.
Формальным моментом возникновения социального партнерства в новейшей истории можно считать создание Международной организации труда(МОТ),

Вложенные файлы: 1 файл

Вопрос 22 Социальное партнерство.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос 22 Социальное партнерство

Социальное партнерство — система отношений между представителями работников, работодателей и органов государственной власти, направленная на согласование интересов сторон трудового договора по вопросам регулирования трудовых отношений, а также по вопросам установления более высокого уровня социальных гарантий для трудящихся.

Формальным моментом возникновения социального партнерства в новейшей истории можно считать создание Международной организации труда(МОТ),

Важнейшими целями социального партнерства являются согласование и защита интересов различных социальных групп, слоев и классов, содействие решению актуальных экономических, социальных и политических задач, углублению демократии, формированию социального правового государства, открытого демократического гражданского общества.

Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров: представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов бизнеса и интересов наемных работников. Различают прямые функции социального партнерства, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе, икосвенные функции (воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально- экономической безопасности и социальной справедливости).

Основные принципы социального партнерства:

  • равноправие сторон (каждая из сторон может быть инициатором переговоров);
  • уважение и учет интересов сторон (интересы сторон согласовываются в холе переговоров);
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (законодатель все больше вопросов отдает на усмотрение сторон, и им придется договариваться);
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (создаются специальные органы по содействию в урегулировании социально-трудо- вых отношений);
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (каждая из сторон, подписывающая договор или соглашение, обязана выполнять условия);
  • полномочность представителей сторон (представители работников избираются на собрании (конференции), их полномочия подтверждает протока собрания, представители работодателя назначаются — их полномочия подтверждает приказ);
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (Трудовой кодекс позволяет сторонам выбирать любой круг вопросов, а не только рекомендуемый);
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств без принуждения и угроз);
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (принимаемые обязательства должны быть выполнимыми);
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (осуществляют органы надзора);
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (устанавливается административная ответственность).

Вопрос 23 Социальное партнерство в России

В России о социальном партнерстве заговорили с конца 1991 г., когда относительно медленное реформирование экономики в рамках прежнего типа политической власти (1985-1991 гг.) сменилось интенсивными "шоковыми" преобразованиями. В советский период очень активно использовалась почти вся атрибутика социального партнерства — заключение коллективных договоров и соглашений, участие трудящихся в управлении производством, консультации и переговоры по социальным вопросам. Были даже планы социального развития на предприятиях. Однако эти процессы никто не называл социальным партнерством. В процессе реформирования российской экономики отношение к социальному партнерству изменилось. Считалось, что современное рыночное хозяйство не может возникнуть в России и тем более развиваться, без от лаженной системы социального партнерства. Более того, социальному партнерству отводилась роль буфера, смягчающего пе реход к капитализму. Социальное партнерство должно было гарантировать гражданский мир в условиях жестких реформ. По этому неслучайно реформирование российской экономики сопровождалось интенсивной работой по выработке необходи мых правовых актов, которые могли бы обеспечить возмож ность формирования системы социального партнерства. Уже 15 ноября 1991 г., за№ 212 Президентом Российской Фе-дерации был подписан Указ "О социальном партнерстве и раз-решении трудовых споров (конфликтов)". Позднее, 24 января 1992 г., за № 45 вышел Указ Президента "О создании Российсской трехсторонней комиссии по урегулированию социально- трудовых отношений". На базе этого указа и соответствующего постановления Правительства от 20 февраля 1992 г. № 103, в 1992 г. была образована Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители правительства, профсоюзов и предпринимате лей. Начиная с 1992 г., в практику регулирования социально- трудовых отношений вошло заключение на трехсторонней ос нове генерального соглашения. Принятые позднее Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (11 марта 1992 г.) и дополнения к нему (20 октяб ря 1995 г.), Закон РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (20 октября 1995 г.), Закон РФ "О професси ональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (8 де кабря 1995 г.), а также постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 "О службе по урегулированию коллективных споров" восполнили существующие пробелы в правовой базе социального партнерства. В 1995—1999 гг. законы о соци альном партнерстве были приняты сначала в Свердловской и Вологодской областях, затем в Омской области, Ставропольс ком крае, Мурманской области, городе Москве, Республике Мордовия, Алтайском крае и других субъектах Российской Фе дерации. В соответствии с Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" в России может и уже на практике реализуется так называемая вертикальная система социального партнер ства, охватывающая все уровни общества и предполагающая возможность заключения генерального, регионального, отрас левого (межотраслевого), профессионального и территориаль ного соглашений, а также коллективных договоров. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регу-лирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Оно заключается между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации. Генеральное соглашение включает общие направления социально-экономичес кой политики в области занятости, оплаты труда, доходов, уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения, а также социального страхования. В отличие от генерального соглашения, региональные соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. Они определяют условия труда, гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования и заключаются между представительными органа ми работников, объединениями работодателей и соответствующими органами местного самоуправления. Отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения устанавли-вают нормы оплаты труда и другие условия труда, а также соци альные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (отраслей). Они заключаются между представительными органа ми работников, работодателей, Министерством труда и социаль ного развития, если речь идет о федеральном уровне. На уровне субъектов Российской Федерации интересы государства предс тавляют соответствующие органы по труду конкретно региона. Профессиональные тарифные соглашения определяют нормы оплаты труда, социальные гарантии и льготы для работников определенной профессии. Они заключаются между соответ-ствующими профсоюзами, объединениями работодателей и ор ганами по труду. И, наконец, коллективный договор — это правовой акт, который регулирует отношения между работниками и работодателями на предприятии, в организациях и представительствах. Сторонами коллективного договора являются работники орга низации в лице их представителей и работодатель, представ ленный руководителем организации или другим уполномочен ным, в соответствии с уставом организации, лицом. Коллек тивные договоры дополняют и развивают нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях, но они не могут быть ниже тех, которые предусмотрены другими соглашениями. Все перечисленное позволяет говорить, что социальное парт-нерство в России вроде бы существует. На первый взгляд, здесь имеются все необходимые условия. Имеются профсоюзы, как организации представляющие и защищающие интересы трудящихся. Выделился класс предпринимателей. Государство заявило о своей готовности выступить в качестве посредника в отношениях между наемными работниками и работодателями. Но это лишь видимая (внешняя) сторона социального партнерства. По существу процессы, которые развиваются сегодня в России под флагом социального партнерства существенно отличаются от тех, которые декларируются и пропагандируются. В России достаточно отчетливо прослеживается формирование модели социального партнерства, основу которой составляет идеология классового мира и совпадения интересов наемных работников и работодателей. Ссылаясь на бедственное положение трудовых коллективов, работодатели решают вопросы компенсаций, до полнительного финансирования или установления налоговых льгот. Такая ситуация не способствует осознанию трудящимися своих собственных интересов и замедляет процесс формирова ния системы социального партнерства. В развитых странах, где основу производства составляет част ная собственность, коллективный договор является тем доку ментом, который позволяет работникам добиться весьма суще ственных улучшений своего социально-экономического поло жения. Коллективный договор — это документ, фиксирующий результаты договоренности сторон в области заработной платы, условий труда и занятости. Реальная слабость профсоюзного движения в России поро дила весьма любопытную интересную разновидность социального партнерства — "ситуацию особой роли государства в системе социального партнерства". Призывая рабочих договариваться с предпринимателями отно-сительно уровня заработной платы, величины социальных выплат и т.п., государство пытается тем самым снять с себя какую-либо от-ветственность за обеспечение трудящимся достойного уровня жиз ни. При этом расширяется пере чень тех вопросов, которые трудовые коллективы должны решать через заключение коллективных договоров и соглашений. На первый взгляд, такое поведение государства вполне законо-мерно, так как именно на предприятии, на конкретном рабочем месте, трудовому коллективу легче договориться со своим рабо тодателем. Именно здесь наиболее отчетливо видны и те вопро сы, которые требуют согласования. Однако опыт других стран по казывает, что любая договоренность сторон социально-трудовых отношений может иметь успех только в том случае, если профсо юз на предприятии является сильным и администрация считает ся с его мнением. Если же профсоюз слаб и не может договорить ся с администрацией, то именно государство, а не предпринима тель должно выступать гарантом минимально необходимого уровня жизни. С предпринимателем можно договариваться, но только относительно того, что превышает этот минимально необ ходимый уровень, гарантированный государством. Для того чтобы договорная практика регулирования социаль-но-трудовых отношений между наемными работниками и рабо-тодателями действительно получила развитие в России, недостаточно одного желания профсоюзов, наличия соответствующей правовой базы и некоторой заинтересованности государства. Социальное партнерство как особый механизм регулирования социально-трудовых отношений предполагает наличие равных по силе сторон. Равных не в смысле своего социально-экономического положения, а равных в смысле возможности противостоять другой стороне в случае возникновения конфликта. Социальное партнерство невозможно также без отлаженного механизма согласования интересов и разрешения конфликтов, неизбежно возникающих в процессе такого согласования.


 Вопрос 24 Федеральная служба по труду и занятости: функции

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства труда и социальной защиты. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с Федеральным законом «О занятости в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации. 

Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Основные функции службы занятости населения:

  • контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
  • деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • организация альтернативной гражданской службы;
  • организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Вопрос 25 Тактика поиска работы

ТАКТИКА ПОИСКА РАБОТЫ

совокупность средств и приемов для достижения целей поиска работы и реализации выработанной стратегии поиска. 

Эффективный поиск работы - это использование ряда техник и приёмов позволяющие повысить шансы найти хорошую работу в кратчайшие сроки.  
1. Подготовительный этап - ключевая фаза эффективного поиска работы. которую многие упускают. На этом этапе нужно письменно провести ревизию своего опыта и знаний и, на основании этого, выбрать позицию и/или должность, которую планируется занять в конечном итоге. Необходимо определить минимальный и оптимальные размеры заработной платы и другие нюансы - расстояние до места работы, время в пути и т.д. и т.п.

2. Составление резюме. Также очень важный этап.  
3. Поиск вакансий. Для поиска вакансий используется интернет, специализированные газеты, а также знакомые и друзья. Не стоит опускаться до прочтения объявлений на столбах, остановках и заборах - ничего путного Вам там не предложат. А вот разослать своё резюме в кадровые агентства имеет смысл.  
4. Подготовка к собеседованию. Вот о чём не следует забывать ни в коем случае. Ваши знания и умения никому не известны кроме Вас самих. Помните это. Вы обязаны донести информацию о своей квалификации до своих потенциальных работодателей - никто другой не сделает это за Вас. Подготовьте и запишите всё то, что Вы планируете рассказать на собеседовании. Отрепетируйте свою речь - сначала в одиночестве, а потом попросите кого-нибудь послушать Вас рассказ. 
5. Собеседование. Скорее всего Вам придётся пройти целую череду собеседований, как в агентствах по трудоустройству. так и у работодателей. Запоминайте вопросы, которые Вам задают, анализируйте свои ошибки. Помните, что поиск работы - это такая же работа. которая тоже требует определённой квалификации. 

характер действий в решении данного вопроса с учетом влияния различных обстоятельств:

• если Вы без работы длительное время (более полугода), то вероятнее тактику поиска работы поставить так, что основной целью будет – устройство на работу вообще и с хорошей заработной платой в частности. При этом, не следует щепетильно относится к Вашей квалификации, к стажу работы и другим профессиональным качествам, которых могут не учесть при определении Вам уровня заработной платы или должности. Поэтому, тактика поиска работы, должна исходить из реального положения Ваших дел. Поэтому, вначале – трудоустройство как таковое, а после адаптации на новом рабочем месте, можно будет уже предметно разобраться в Ваших перспективах в данной организации.

• если Вы работаете в одной организации, а хотите перейти на работу в другую организацию. Безусловно, здесь следует проявить максимум внимания к своим перспективам. Основное правило – "к переходу из организации в организацию, следует готовиться заранее, а не в последний момент, когда приспичит". В этой связи, целесообразно не столько самостоятельно анализировать информацию на рынке труда, сколько подобрать себе определенной кадровое агентство (и не одно), то есть организацию, которая профессионально приступит к решению данного вопроса.

• если Вы до настоящего момента не работали и решили устраиваться на работу. Вначале, необходимо уточнить Ваше положение: одно дело, если Вы только что окончили учебное заведение; другое дело, если Вы после учебы сразу оказались в декретном отпуске и поработать не получилось; третье, если по жизни не сложилось своевременно работать, а настоящее положение к этому вынуждает; четвертое, если Вы оказались или стали инвалидом. Естественно, что данные варианты могут «переплетаться». Чтобы здесь разобраться в своих перспективах, следует начинать с внимательно просмотра всех своих официальных документов: об образовании, о курсах повышения квалификации, различные сертификаты и так далее.

• если Вы хотите улучшить свое должностное положение в этой же организации, то есть продвинуться в должности, прежде всего, следует укрепить тылы и отношения с коллегами и непосредственными руководителями подразделений организации. При этом, также первоначально, целесообразно прояснить для себя, что более приемлемо для Вас – должностное положение руководителя (менеджера) или ведущего специалиста, возможно с равноценной заработной платой, но и с большей производственной нагрузкой.

 


Информация о работе Социальное партнерство