Социально-экономические институты и их роль в экономической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:03, реферат

Краткое описание

В экономической теории такое понятие как «экономический институт» было введено институционально-социологическим направлением в изучении экономической науки. Основоположником институционализма принято считать Т. Веблена, У. Гэлбрейта, Я. Тинберга и других. Сторонники институционализма уделяют внимание исследованию таких основных проблем: экономическая власть и контроль над экономикой. В этой связи представители данного направления использовали концепцию «институты».

Вложенные файлы: 1 файл

Социально.docx

— 31.73 Кб (Скачать файл)

Социально-экономические  институты и их роль в экономической  жизни общества

1. Понятие и сущность экономических  институтов

Институты - совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения  для экономических агентов, а  также соответствующих механизмов контроля по их соблюдению и защите. Институтом называется совокупность ролей  и статусов, предназначенная для  удовлетворения определенной потребности.

Под институтами  следует понимать публичную систему  правил, которые определяют должность  и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью  и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или  более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы  собственности. Институты - господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.

Главной причиной замедления экономического роста выступают, не «сезонные или циклические  колебания» и не «исчерпанность потенциала роста, основанного на текущем платежеспособном спросе», а недопустимо быстрый  рост внутренних издержек. В этой связи  ответственная экономическая политика должна быть направлена, прежде всего, на сокращение размеров нерыночного  сектора в экономике и снижение реального курса рубля (не смешивать  с девальвацией номинального валютного  курса).

Для формирования системы экономических институтов и системы отношений существуют базовые, теоретические, общие для  любых государств основы.

1) Ключевым процессом,  присутствующем в создании, деятельности  и развитии экономических институтов  является участие и обеспечении  процесса социально-экономического  регулирования. Тому служит и  изменение законодательства, структуры  и содержания деятельности экономических  институтов. Экономическая система  является только частью общественной  системы и служит удовлетворению  политических, экономических и нравственно-культурных  запросов общества.

2) Экономический  порядок в деятельности экономических  институтов необходимо понимать  как задачу непрерывного формирования  рамочных условий с позиции  порядка, а не регламентирования.  Отсюда следует рассматривать  рыночную экономику как непрерывную  деятельность по созданию и  совершенствованию законов, нормативно-правовых  актов.

3) Деятельность  экономических институтов в рамках  экономического порядка как совокупности  действующих норм, правил и существующих  институтов образуют рамки индивидуальных  и государственных действий в  экономическом процессе страны. Они призваны выполнять общие задачи: создание и сохранение эффективной экономики; целенаправленной координации экономической деятельности; внесение вклада в осуществление основных общественно-политических целей, таких как свобода, безопасность, справедливость, благосостояние и др.

4) Основные формы,  и элементы деятельности экономических  институтов следующие:

- система планирования  и управления (централизованная, децентрализованная);

- законодательство  о частной собственности; механизм  ценообразования;

- расчет производственных  результатов;

- сопоставление  системы рыночной экономики с  централизованно управляемой экономической  системой и т.п.

5) Для обеспечения  эффективности функционирования  экономических институтов рыночной  экономической системы должны  быть сформированы основные элементы  правового порядка, такие как:

- конкурентное законодательство;

- денежно-кредитное законодательство (например, двухуровневая банковская система);

- правовое законодательство;

- эффективное государственное управление и др.

6) Любые экономические  институты как элементы рыночной  экономической системы рано или  поздно сталкиваются с различными  проблемами, такими как, возрастающая  доля государственных расходов  в общественном продукте, внедрение  принципа конкуренции, возрастающая  концентрация, экологические проблемы, безработица, сочетание политической  власти с экономическим развитием  и т.п.

7) Социальное обеспечение  и социальное уравнивание являются  существенными конститутивными  элементами социальной рыночной  экономики, которая интегрируется  с системой (структурой) системы  социального обеспечения, основные  принципы: например, медицинское страхование,  страхование от несчастных случаев,  страхование по безработице и  социальное пособие, страхование  по уходу в случае болезни  и старости и другое.

Кроме того, в деятельности экономических институтов органично  встраиваются основные принципы формирования системы социального обеспечения:

- принцип индивидуализма имеет приоритет перед принципом социальности;

- принцип страхования имеет приоритет перед принципом обеспечения;

- принцип субсидиарное имеет приоритет перед принципом солидарности и т.п.

8) Государство в  рыночных экономических системах  вмешивается в деятельность экономических  институтов множеством разных  способов. Необходимо учитывать  и различать следующие важные  сферы государственной деятельности:

- системная политика;

- структурная политика;

- процессная политика, причем в рамках различных (часто меняющихся, сочетающихся и конфликтующих) политико-экономические концепций (например, концепции, ориентированные на предложение и спрос, социально-экономическое регулирование и т.п.).

9) Гарантом от  слишком дорогих ошибок выступает  развитие государственно-общественных  и общественных форм управления, развитие форм самоуправления, местного  самоуправления.

10) Деятельность  любого экономического института  должна отвечать основным критериям  - функциональности и эффективности  в контексте программ социально-экономического  развития.

То есть, с одной  стороны, к рыночным институтам относят  некие организационные формы, а, с другой, - способы, нормы и правила  взаимодействия хозяйственных субъектов, оформленные договорами.

Институты в любой  экономической системе предопределяют процесс принятия решений. Поэтому  в первую очередь следует выяснить, какие институты играют ведущую  роль в рыночной экономике, как они  возникли и изменялись, как взаимосвязаны  между собой. Весьма важным, в особенности  для экономики переходного периода, представляется различие внешних институтов как фундаментальных предпосылок  рыночного хозяйства и внутренних институтов, создаваемых корпорациями в ходе их развития. Внешние институты  образуют свод основополагающих норм и правил, на базе которых возможно осуществление рыночного хозяйства. Это институты, которые гарантируют  и защищают права собственности, обеспечивают ответственность, свободу  и обязательность выполнения договоров, составляют основу рыночной экономики, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократического и свободного государственного порядка.

Все экономические  институты по функциональности условно  можно поделить по уровням хозяйствования:

- домашнее хозяйство  (экономический институт семьи,  экономика семьи);

- экономика предприятия,  учреждения, организации;

- экономика региона,  муниципального образования региона  в рамках регионального и государственного  устройства;

- экономика межинституциональных отношений (в рамках внутри муниципальных, межмуниципальных, межрегиональных, межведомственных и международных отношений) в контексте регионального (окружного) и, государственного территориального устройства.

В этих заданных рамках возникают многочисленные непосредственно  рыночные (внутренние) институты, которые  делают возможными связи, сделки между  субъектами, снижают степень неопределенности и риска, то есть представляют собой  формы приспособления хозяйствования к внешним институтам. Их формирование шло снизу вверх и продолжалось длительное время, подвергаясь испытаниям на прочность, эффективность и соответствие интересам хозяйственных субъектов. Функционирование внутренних институтов постоянно осуществляется под двойным  контролем: правовым - со стороны государства - и экономическим - со стороны рынка.

Все указанные институты  объединены общими признаками:

1) они характерны  для системы разделения труда;

2) они действуют  на основе принципа договорных  отношений.

Правильное оформление права собственности (распоряжения) содействует снижению издержек и  более рациональному использованию  ресурсов. Следовательно, договорная форма  взаимоотношений экономических  элементов в немалой степени  решает проблему информационной неопределенности для отдельных хозяйствующих  субъектов, имеет существенное значение для экономики в целом. Однако для реализации договорной формы  требуется создание определенных экономических  институтов.

Значительна роль экономического института семьи  и в определении положения  детской и молодежной группы потребителей в экономическом процессе. Высока роль социально-ролевых установок  в семье, в их формировании, в том  числе и через призму рекламы (включая социальную рекламу), нормы  поведения и т.п., что помогает развивать более сознательное потребительское  поведение, функциональную готовность и активность каждого гражданина. Экономический институт семьи влияет на взаимосвязь между экономическим  и правовым порядком.

Реально функционирующие  институты рыночной экономики есть в гораздо большей степени  продукт деятельности миллионов  экономических субъектов и каждодневной реальной государственной политики, чем формальных установлений.

Можно рассматривать  институт как структуру, минимизирующую транзакционные издержки, и оценивать его по этому критерию. Однако институт способен обеспечивать локальную минимизацию транзакционных издержек и вместе с тем создавать глобальную неэффективность (подобным свойством обладает, например, институт бартерного обмена). Можно анализировать, сколь эффективно институт помогает решить или, по крайней мере, смягчить проблему ограниченной рациональности. Так, предприятия с разной формой организации бизнеса по-разному справляются с последствиями ограниченной рациональности своих работников. Аналогично и различные институты с разной степенью эффективности могут добиваться смягчения последствий ограниченной рациональности.

2. Классификация институтов

Институты классифицируют:

- степень экономической  эффективности: эффективные, малоэффективные,  неэффективные;

- степень социальной справедливости: справедливые и несправедливые;

- характер действия: действующие и недействующие;

- степень рациональности  процедуры воздействий на экономических субъектов: рациональные и нерациональные.

Из приведенной  классификации можно выделить институты, сдерживающие развитие национальной экономики. К их числу относятся: малоэффективные, неэффективные, несправедливые, недействующие и нерациональные. Условно назовем их негативными.

Однако подобная классификация не позволяет построить  институциональную модель национальной экономики, так как в ней отсутствуют  критерии институциональных целевых  ориентиров. Исходя из этого, мы предлагаем выделить четыре большие группы институтов: актуальные, востребованные, идеальные  и консенсусные.

Под актуальными мы понимаем совокупность действующих формальных и неформальных институтов.

Под востребованными мы имеем в виду совокупность новых институтов, которые, по мнению различных факторов (то есть устроителей) и пользователей, необходимы для развития институциональной среды экономики. С учетом нарастающего спроса населения России на нормы социальной справедливости они должны занять достойное место в составе этих институтов.

Идеальные институты  определяют совершенные во всех отношениях нормы поведения экономических  субъектов и задают лишь своеобразный ориентир, к которому нужно стремиться, но которого на практике нельзя достичь. Таким институциональным идеалом  могут быть институты гражданского общества, включающие регуляторы социально-экономических  отношений с позиций критериев  содействия гуманизации и транспарентности, повышения их экономической эффективности, социальной справедливости и социальной ответственности.

Консенсусные институты представляют систему согласованных между собой экономически эффективных и социально справедливых институтов. При этом очевидно, что любой консенсус в социально-экономических отношениях никогда не бывает оптимальным.

Исходя из приведенной  выше классификации институтов и  выделяя наиболее существенные их виды, проектировочную институциональную  модель можно представить в следующем  общем виде:

ik=[(Ia/Iн) U (I в/Iнв)] - Iu

где: Iк, Ia, Iн, I в, Iнв, и Iн, - соответственно множества консенсусных, актуальных, негативных, востребованных, негативных востребованных и идеальных институтов.

Иными словами, консенсусные институты Iк формируются на основе актуальных институтов Ia путем выявления и устранения из их числа негативных институтов Iн и объединения разности множеств (Ia/Iн.) и (I в/Iнв); последнее включает новые востребованные институты Г (выращенные и / или трансплантированные), из числа которых также исключены негативные востребованные институты Iнв; Полученная система консенсусных институтов Iк должна стремиться к идеальным институтам Iu.

Информация о работе Социально-экономические институты и их роль в экономической жизни общества