Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционное регулирование
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является рассмотрение последствий инфляции и основных видов антиинфляционной политики государства. Для выполнения поставленной цели мне потребовалось решить ряд поставленных задач, определяющих логику и структуру работы: рассмотреть основные теоритические положения и последствия инфляции; подробно изучить различные способы борьбы с инфляцией; проанализировать основные перспективы и методы антиинфляционной политики России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых
в Банке России (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование кредитных организаций;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной
массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени.
К основным преимуществам
монетарной политики относятся:
• Отсутствие внутреннего
лага, представляющего собой временной
период между моментом осознания экономической
ситуации в стране и конкретными действиями
по ее улучшению. Решение о продаже или
покупке государственных ценных бумаг
центральным банком принимается довольно
быстро, а поскольку данные бумаги в развитых
странах высоколиквидны, безрисковы и
высоконадежны, то проблем с их продажей
банкам инаселению не возникает.
• Отсутствие эффекта
вытеснения. В отличие от стимулирующей
фискальной политики стимулирующая денежно-кредитная
политика (рост предложения денег) обусловливает
снижение ставки процента, что в свою очередь
ведет к стимулированию инвестиций и других
автономных расходов, чувствительных
к изменению ставки процента.
• Эффект мультипликатора.
Монетарная политика, также как и фискальная
политика, имеет мультипликативный эффект
воздействия на экономику, причем задействованы
два мультипликатора. Банковский мультипликатор
приводит в действие процесс депозитного
расширения, то есть мультипликативное
увеличение денежной массы, а рост автономных
расходов, который происходит из-за снижения
ставки процента в условиях роста предложения
денег, увеличивает величину совокупного
выпуска.
Недостатки монетарной
политики следующие:
• Возможность инфляции.
Стимулирующая монетарная политика, то
есть рост предложения денег, ведет к инфляции
даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном
периоде. Именно поэтому представители
кейнсианского направления утверждают,
что монетарная политика может быть уместной
лишь при перегреве (инфляционном разрыве)
экономики, то есть считают возможным
проведение только сдерживающей монетарной
политики, а при рецессии, по их мнению,
должна использоваться стимулирующая
фискальная, а не монетарная политика.
• Возможное появление
внешнего лага в связи со сложностью и
сбоями, которые возможны в механизме
денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет
собой период между моментом принятия
мер по стабилизации экономики (центральный
банк принимает решение по изменению величины
предложения) и моментом появления результата
их воздействия на экономику (который
выражается в изменении величины выпуска).
Покупка и продажа центральным банком
государственных ценных бумаг осуществляется
быстро, то есть быстро изменяются и кредитные
возможности коммерческих банков.
2.2. Фискальная политика государства
Налогово-бюджетная политика
- правительственная
политика, один из основных методов вмешательства
государства в экономику, целью которого
является обеспечение стабильной экономической
системы в краткосрочной перспективе
и уменьшение колебаний бизнес-циклов.
В нее включены меры, осуществляемые государством,
направленные на формирование государственного
фонда средств, необходимого для обеспечения
нормальной жизнедеятельности общества.
Выделяют 2 вида фискальной
политики, которые используются в зависимости
от фазы цикла, в которой находится экономика
в данный момент:
Стимулирующую
В основном данный вид применяется
государством, в тот момент, когда экономика
находится в стадии депрессии (спада). В данном случае правительству
приходится стимулировать или совокупное
предложение, или совокупный спрос или
оба параметра сразу. Для этого, при прочих
равных условиях, государство повышает
размер своих закупок услуг и товаров,
повышает трансферты и снижает налоги,
если это возможно.
То есть инструментами
стимулирующей фискальной политики являются:
1) Снижение налогов; 2) Увеличение госзакупок;
3) Увеличение трансфертных платежей.
Сдерживающая
Сдерживающая фискальная политика
используется, при так называемом, «перегреве
экономики». То есть на пике экономического
цикла. В данном случае правительство
старается использовать меры полностью
противоположные мерам стимулирующей
фискальной политики. Государство увеличивает
налоги и сокращает свои трансферты, что
обычно приводит к сокращению совокупного
спроса, а зачастую и предложения. Данная
политика регулярно проводится правительствами
стран, ведь данная политика способна
замедлить темпы инфляции или
же избежать её будущих высоких темпов,
которые могут быть вызваны в случае экономического
бума.
Также принято выделять фискальную
политику: а) Дискреционную;
б) Автоматическую.
Дискреционная политика это официально объявляемая
политика государства.В комплекс мер данной
политики входят: изменение налоговой
ставки, увеличение или уменьшение государственных
закупок, изменение налоговой ставки и
другие подобные перемены.
Автоматическая
политика представляет же из себя работу
«встроенных стабилизаторов». Под данными
стабилизаторами понимают: косвенные
налоги, процент подоходного налога, различные
трансфертные пособия. В случае изменения
ситуации в экономике размеры выплат также
автоматически изменяются.
К достоинствам бюджетно-налоговой
политики государства можно отнести:
Эффект мультипликатора. Почти все инструменты
фискальной политики, как мы смогли заметить,
имеют мультипликативный эффект воздействия
на величину равновесного совокупного
выпуска;
Отсутствие
внешнего лага;
Наличие автоматических
стабилизаторов. Правительству нет необходимости принимать специальные меры по стабилизации экономики, так как данные стабилизаторы являются встроенными, и все происходит автоматически.
Если же говорить о недостатках
фискальной политики, то их, отнюдь не
так мало:
Дисбаланс
государственного бюджета. Множественные операции государства с бюджетом могут привести к неэффективному распределению.
Наличие
внутреннего лага.
Эффект
«Crowding-out». Так же известен как эффект
вытеснения, проявляющийся при увеличении
государственных закупок услуг и товаров
с целью стимулировать экономику. Это
ведет к увеличению процентных ставок,
и снижению инвестиций в экономику.
2.3. Инфляционные процессы
в современной России
Серьёзные инфляционные проблемы
начались у России в начале 90-х годов, когда
был переход от плановой экономики к рыночной.
Основными элементами программы,
предложенной МВФ для перехода к рыночной
экономике были:
Невиданная по своим масштабам
приватизация, которая охватила примерно
80% гос. собственности;
Либерализация цен на товары
и услуги;
Переход к плавающему курсу
рубля;
Борьба с инфляцией, которая
представлялась возможной благодаря ограничению
роста денежной массы и ограничению предложения
денег.
Как мы знаем из курса истории,
данные меры оказались разрушительными
для российской экономики и привели к
возникновению гиперинфляции. Уже в 1992г.
Инфляция достигла 2508%. А годом позже цены
на товары общего потребления увеличились
в годовом исчислении на 844%, и по данному
показателю Россия уступала лишь Бразилии.
(все из россии в
цифрах)
Россия переживала в этот период
стагфляционный кризис – высокий уровень
инфляции в сочетании со стагнацией. Промышленное
производство в России в 90-е годы сократилось
вдвое.
В основном борьба с инфляцией
велась монетаристскими методами, но они
оказались малоэффективными. Сдерживание
инфляции осуществлялось путем искусственного
сокращения денежной массы ниже потребностей
денежного обращения. Данные меры привели
к массовым неплатежам в большинстве отраслей
экономики, способствовали развитию бартерной
торговли и долгосрочным задержкам выплаты
зарплат и пенсий, что в свою очередь препятствовало
росту экономики.
Говоря другими словами, снижение
инфляции в России происходило в силу
сокращения производства, что делало сам
процесс замедления роста цен крайне непрочным.
Благодаря введению валютного
коридора и других различных мер по укреплению
рубля в 1996г. министерству удалось снизить
уровень инфляции до 21,9%, а в 1997г. до 11%.
Также правительство планировало сократить
уровень инфляции к 2000г. вплоть до 6,6%. Однако,
финансовый кризис который разразился
в августе 1998г. помешал осуществить данный
план. Уровень инфляции подскочил до
84,4%. Но к 1999г. правительству удалось
снизить его до 36,5%, и это несмотря на неутешительный
прогноз Международного валютного фонда,
который прогнозировал рост потребительских
цен не менее чем на 56%.
В период 2000-2004гг. благодаря
проведению правительством политики по
сдерживанию цен, вновь наметилась устойчивая
тенденция к снижению темпов инфляции
с 20,2 до 10%.
Таким образом, следует отметить,
что в период с 1995-2005гг. в России имела
место галопирующая инфляция, уровень
которой колебался в интервале от 10 до
84%.
В январе 2006 г. Правительством
РФ была утверждена программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу до 2008г. в которой была поставлена
задача добиться снижения уровня инфляции
в 2006г. до 8,5%, в 2007г. до 7,5%, а в 2008г. до 6,0%.
Однако данные показатели не были достигнуты:
в 2006г. уровень инфляции составил 9,0%, а
к 2007г. возрос до 11,9%.[2]
Начиная с 2008г., в котором инфляция
составила 13,3%, её темпы начали падать,
и уже к 2011 году инфляция в нашей стране
составила 6,1%, как это видно на рис.1.
(рис 1.)
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
Уровень инфляции во многом
определяет её последствия. Низкая инфляция
способна оказать пользу экономике, и
в целом безвредна. Государство и фирмы
зачастую берут займы, исходя из ожиданий,
что цены на их товары будут расти, и это
позволит получить больше прибыли и расплатиться
с долгом, объем которого нормативно закреплен
и не увеличится с ростом цен. Невысокая
инфляция дает возможность фирмам получать
дополнительную прибыль, поскольку цены
на произведенные ими товары растут, а
издержки в долгосрочном периоде могут
остаться неизменными. Это связано с тем,
что размеры заработной платы пересматриваются
не часто и фирма может заключать долгосрочные
контракты на поставки сырья по фиксированным
ценам. Кроме того, невысокая инфляция
позволяет правительству быстрее расплачиваться
по государственному долгу. Ведь уровень
государственного долга в результате
инфляции не изменится, а доходы государства
от налогов вырастут, так как налоги накладываются
на товары, цены на которые в увеличатся
в результате инфляции. Следовательно,
правительство собирает больше налогов
для оплаты гос. долга., который с течением
времени обесценивается.
С точки зрения экономистов
наиболее опасной является высокая инфляция,
а гиперинфляция — просто разрушительна.
Выделим основные негативные последствия
инфляции следующие:
Замедление темпов
экономического роста. Инвестиции в условиях высокой
инфляции становятся очень рискованными.
Фирмы не способны просчитать эффективность
инвестиций, так как не уверены в цене,
по которой они смогут продать свой товар.
С другой стороны, заемные средства в банках
становятся очень дорогими из-за того,
что процент по кредитам в банках растет
быстрее уровня инфляции, ведь банки тоже
стремятся обеспечить себе солидный доход
и повышают процент.
Обесценение активов. Первоочередная жертва высокой
инфляции — денежные сбережения населения,
покупательная способность которых резко
падает. Независимо от способа их хранения,
их номинальный размер либо уменьшиться, либо не увеличится.
В результате на каждый рубль люди могут
приобрести все меньше товаров и услуг.
Такое же обеспенивание происходит и со
сбережениями фирм, которые на каждый
имеющийся у них рубль могут вкладывать
в меньшее количество инвестиций и соответственно
не способны увеличивать рост производства.
Перераспределение
доходов в обществе. Люди, которые имеют фиксированный
уровень доходов, и чьи зарплаты не пересматриваются,
несут тяжелые материальные потери из-за
инфляции. Их реальные доходы резко падают.
В тот же момент у некоторых слоев населения
зарплата может быть привязана к уровню
инфляции — она увеличивается соразмерно
инфляции. Реальные доходы этой группы
остаются неизменными. И если в коллективном
договоре предусмотрено повышение зарплаты
до уровня, превышающего рост инфляции,
реальные доходы перераспределяются в
пользу данной группы людей. Как мы видим,
высокая инфляция ведет к перераспределению
доходов в обществе не из-за изменения
производительности отдельных групп,
а просто в силу рыночных механизмов.
Ослабление денежной
системы. При высокой инфляции от денежных
средств начинается бегство. Люди стараются
вкладывать сбережения в реальные активы
(дома, землю, драгоценности) и в иностранную
валюту в надежде на то, что они не обесценятся.
Люди начинают избегать главную функцию
денег – денег как посредника в обмене,
и предпочитают менять товар на товар,
занимаются примитивным бартером. Банки
прекращают предоставлять кредиты, так
как инфляция непредсказуема и неизвестно,
какой процент нужно брать с должника.
Без кредита происходит застой в промышленности
и торговле. Поскольку значительная часть
национальных денег практически немедленно
превращается населением в иностранную
валюту и национальный центральный банк
оказывается не способен контролировать
денежное обращение, то есть выполнять
одну из важных экономических функций
государства.