Социально-экономические последствия теневой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

В последнее время неформальные отношения в жизни российского общества оказались в центре внимания большого числа отечественных и зарубежных специалистов. Одни трактуют «теневую экономику» как печальный финал былых порядков, другие находят в ней подтверждение провала перестройки. Причина этого все нарастающего интереса – постоянное развитие этих отношений в самых разных сферах деятельности россиян, а в первую очередь в сфере экономики.

Содержание

1.Введение 2стр.
2 Понятие «теневая экономика» 4стр.
3.Причины возникновения «теневой экономики» 7стр.
4.Механизм функционирования «теневой экономики» 11стр.
5.Масштабы «теневой экономики» 13стр.
6.Социально-экономические последствия теневой деятельности 15стр.
7. Заключение 23стр.
8. Список используемой литературы 24стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Окончательный вариант.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Прямые методы, или микрометоды, основываются на данных специальных  обследований и их анализа. Основная цель подобного анализа заключается  в раскрытии разницы в доходах  и расходах отдельных социальных групп.

Косвенные, или макрометоды, связаны с единой системой показателей и информацией, которой располагают налоговые и финансовые органы. Один из подобных методов определения теневой экономики – так называемый зеркальный. Сущность его заключается в сравнении данных различных источников, характеризующих единый экономический процесс (показатель экспорта других стран и импорта товаров в страны СНГ, показатели расходов и доходов и т.д.). Разница соответствующих показателей позволяет выявить уровень теневой экономической деятельности.

Каждая группа методов имеет свои преимущества и недостатки. В связи  этим наиболее достоверные данные о теневой экономике можно получить, используя параллельно оба метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины возникновения «теневой экономики»

 

Международный опыт показывает ряд "классических" причин роста теневой экономики, а именно:

-возникновение структурного и экономического кризиса, осложняющего ситуацию на рынке труда, которая, и свою очередь, порождает всплески малого предпринимательства и самостоятельной занятости и становится питательной средой для буйного роста теневых отношений;

-массовая иммиграция из стран "третьего мира", дополняемая внутренней миграцией из сел в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и "горячих точек". Именно поселения мигрантов часто становятся анклавами теневой экономики;

-характер государственного вмешательства в экономику. Предполагается, что сравнительная доля неофициальной экономики находится в прямой зависимости от трех параметров: степени регулятивного вмешательства, уровня налогообложения и масштабов коррупции;

-открытие внешних рынков и обострение конкурентной борьбы, прежде всего с производителями стран "третьего мира", побуждающее снижать издержки всеми легальными и нелегальными способами;

-эволюция трудовых отношений в сторону их большей неформальности и гибкости как реакция на их значительную институционализацию и регламентацию в предшествующие десятилетия, что в первую очередь характерно для развитых западных стран

Все перечисленные причины, хотя и в разной степени, пригодны для объяснения российской ситуации последнего десятилетия. Так, наблюдаемая в течение 90-х годов длительная экономическая депрессия с периодическими обострениями в виде кризисов, безусловно, повлияла на усиление теневой составляющей российской экономики. Что касается характера государственного регулирования, то по всем указанным параметрам (степень регулятивного вмешательства, уровень налогообложения и масштабы коррупции) Россия сегодня отличается от большинства прочих стран отнюдь не в лучшую сторону. И осуществленная в последнее десятилетие либерализация российской экономики стала дополнительным сильным толчком к расширению теневых сфер, ибо она ослабила эффективный, вертикальный контроль за хозяйственной деятельностью при сохранении высоких административных барьеров и транзакционных издержек по входу на рынок, значительном налоговом бремени и недостаточной защищенности хозяйствующих агентов. Важную роль играет, по-видимому, и миграция во всех своих видах: въезд в страну из государств ближнего и дальнего зарубежья, приток беженцев из "горячих точек", сезонная миграция работников из бывших союзных республик (Украины, Молдовы и др.)

В отношении внешней конкуренции следует сказать, что не приток товаров из Турции и Китая, Саудовской Аравии и Польши порождает неформализацию отношений. Связь скорее обратная: неформальная экономика на своих плечах принесла поток этих товаров в Россию трудами сотен тысяч "челноков". До осеннего кризиса 1998 г. "челноки" обеспечивали около 20-25% российского импорта, а по отдельным видам потребительских товаров эта доля достигала 60-75% (10).

Причина, стимулирующая развитие теневой  экономики – неудовлетворенность  экономических субъектов извлекаемыми доходами.

Необходимо становление многосекторного хозяйства, охватывающего все отрасли и сферы экономики. Многосекторное хозяйство понимается как хозяйство сбалансированное, в котором каждый социально-экономический сектор занимает экономическое пространство в меру своей конкурентоспособности. В основе развития экономических отношений лежит индивидуальный хозяйственный интерес, который люди реализовывают через государственные хозяйственные структуры, корпоративные организации, собственную предпринимательскую деятельность. Государство при этом должно создать институциональный аппарат, экономические условия, хозяйственные механизмы и социальную среду, т.е. экономические функции государства состоят в том, чтобы создать легитимные условия для развития конкурентной предпринимательской среды. Многосекторность экономики является не самоцелью, а необходимое условие функционирования симметричной экономики, в которой потребности и возможности нелегитимных и теневых отношений сводятся к минимуму. При этом создание и включение новых хозяйственных структур будет определяться конкурентоспособностью, умением действовать в рыночных условиях, а не силой.

Неформальная экономическая деятельность, основанная на неформальных межличностных  связях. Наибольшая опасность заключается  в том, что происходит сращивание бизнеса и государственного чиновничества, растет коррупция, лоббирование интересов отдельных предпринимателей. Результат: часть предпринимателей получает льготные условия деятельности в области налогообложения, распределения капитала и доступа к сырьевым ресурсам. Наносится вред здоровой конкуренции, дискредитируется государственный аппарат, разворовывается государственная собственность, наносится вред доходной части бюджета. Все это ведет к тому, что государство утрачивает контроль над экономическими процессами в стране.

Главные признаки экономической деятельности, угрожающей безопасности экономики страны: скрытый, тайный характер; противоправный, деструктивный  характер деятельности, наносящий вред обществу; охват всех фаз кругооборота общественного богатства (производство, распределение, обмен и потребление); общий интерес ее субъектов - получение незаконных (нетрудовых) доходов за пределами «правового поля»; безвозмездное присвоение чужого имущества и перераспределение общественного богатства.

Бушков пишет, что некоторым авторам сложно определить структуру теневой экономики, т.к. идет смешение понятий, или фиксируется не само явление, а его восприятие, и сам же предлагает следующую классификацию.

Экономика делится на белую, черную (криминальную) и некриминальную. Последняя, в свою очередь, делится на фиктивную, неформальную и неофициальную.

Фиктивная экономика это официальная  экономика, воспроизводящая фиктивные  результаты, отраженные в учете как  реальные. Она наиболее связана с  белой, только не производит товары и  услуги, а ведет к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода.

Неформальная базируется на личных взаимоотношениях, проявляется в  форме прямого натурального обмена материальными ценностями и услугами, нередко связанного с дачей и  получением взяток, должностными злоупотреблениями.

Неофициальная экономика – не контролируемые государством виды хозяйственной деятельности либо разрешенные, но не зарегистрированные официальным путем, доходы, которые  занижаются или укрываются от налоговых  органов (уличная торговля без лицензий, частный извоз, автосервис, педагогические и технические услуги, организация и проведение досуга, ремонт квартир, медицинская помощь). Эту деятельность осуществляют «теневики»- хозяйственники, коммерсанты, финансисты, банкиры, промышленники и аграрии, мелкие и средние бизнесмены, функционирующие вне правового поля.

Открывается тот факт, что под  крышей официальной экономики скрывается широкомасштабная система бартера, простой оборудования и рабочей  силы.

Четкое разграничение названных сфер необходимо, чтобы понять, с чем и какими методами надо бороться: что-то действительно легализовать и привести в соответствие с правовыми нормами, не затрагивая основ самой хозяйственной деятельности, что-то структурировать, разделить «черное» и «белое», а по поводу чего изъясняться только четким языком Уголовного кодекса.

Изменение масштабов неформального  сектора, его доли в ВВП отдельных  стран зависит от состояния их правовой и экономической инфраструктуры, эффективных механизмов реализации действующих правил, надзор за соблюдением которых является одним из главных факторов ухода в «тень», а стремление уклониться  от уплаты налогов в большей мере зависит от величины налоговой нагрузки на физические лица и предприятия. Существует прямая зависимость между долей неформального сектора в ВВП страны и тяжестью налогового бремени. Страны с самой низкой налоговой нагрузкой на фирмы (ФРГ, Чехия, Нидерланды, Норвегия, Австрия, Испания) отличаются более низкой долей неформальной экономики в процентах к ВВП. И, наоборот, в странах с высоким уровнем налогов на предпринимательскую деятельность- Перу, Гватемала, Украина, Индия, Россия, Бразилия, Колумбия- доля теневой экономики велика.

Еще один вывод из исследования: масштабы неформального сектора коррелируются с низким качеством публичных услуг, предоставляемых государством.

Истоки теневизации экономики  в следующем:

    1. Слабость финансовых и налоговых служб, стимулирующих уклонение от налогов;
    2. Отсутствие развитой системы рынков, заставляющее полагаться на незаконные источники ресурсоснабжения;
    3. Избыточная административная регламентация, в т.ч. противозаконная;
    4. Сомнение в долговременности политики государства в отношении негосударственного производства и др.

Некоторые исследователи считают, что нелегальное производство приносит позитивный результат, т.к. повышает национальный доход и гасит ажиотаж потребительского рынка в условиях колоссального спада производства. Негативные последствия: из-за снижения платежеспособности спроса и инфляции производитель извлекает выгоду от низкого качества продукции. В 1999 году было подсчитано, что 50% масла и маргарина , 30% мясных и рыбных консервов выходит из официальной торговой сети и реализовывается по подложным сертификатам качества по низким ценам. Традиционная розничная приходит в упадок, в 1999 году рентабельность магазинов упала до 15%, больше 50% товарооборота идет на оптовых рынках мимо кассы, т.е. мимо бюджета.

Корыстное использование служебного положения государственными служащими  квалифицируется законодательствами большинства стран мира как наиболее опасный вид уголовных преступлений, строго преследуется и карается как на национальном, так и на международном уровне. Международное сотрудничество в этом направлении обусловлено Конвенциями ООН, которые до сих пор не ратифицированы Россией.

Автор статьи Рывкина оперирует  понятием «теневизация общества», под  ним она понимает постоянное расширение теневых процессов за рамки экономики, т.е. захват ими все новых сфер жизни страны, в результате чего открытая, «световая» часть жизни все более сокращается. В «широте захвата» и состоит первая и основная особенность теневых процессов в обществе, отличающая их от теневой экономики.

Теневая экономика весьма «компактна», под нею понимается функционирование теневого капитала. Показатель ‘доля в ВВП’ как бы уравнивает разнообразные виды экономического поведения, сводит их к единому «знаменателю».

Социальная сфера общества весьма разнородна, поэтому и теневые  процессы в них тоже разнородны. Будучи источником теневых процессов, экономика как бы заражает ими все другие сферы общества. Модели поведения, которые сложились в теневой экономике, начинают осуществляться и за ее пределами. В социальной сфере результатом теневой деятельности являются не деньги и не материально-вещественая продукция, а изменения в социальных взаимоотношениях участников, социальные эффекты. Примерами таких эффектов являются: коррупция (как улучшение социальной среды данного бизнеса); теневой институт репетиторства; теневой рынок диссертаций (вхождение соискателя в научную среду как цель); теневые кадровые перестановки; теневые сговоры политиков. Можно сделать вывод, что за финансовой стороной дела всегда стоят более крупные политические интересы.

Последствия теневизации общества:

    • Усиление закрытости общества – т.е. незнание людьми того общества, где они живут. Люди не только не знают ничего о деятельности государства, проводимой им политике, о переменах, которые происходят в обществе, но и не особенно стремятся узнать это – такой процесс, называемый «деполитизация», прогрессирует.
    • Усиливается отчуждение людей от государства и от всего того, что называют «общественным интересом» («национальным интересом»). Люди больше чувствуют, что в стране все происходит помимо них и от них ни в малейшей степени не зависит, у них возникает нежелание участвовать в каких-либо акциях «верхов».
    • Ослабление действенности права, законов. Растет преступность (в 1999 году преступность увеличилась по сравнению с 1998 годом на 16,3%). Следует заметить, что связи между теневизацией общества и преступностью двусторонние: «тень» создает благоприятную среду для преступлений, а преступления нуждаются в «тени», вследствие чего усиливает ее.

Среди причин теневизации Рывкина  выделяет непродуманность реформ. Главный  инструмент формирования эффективной  экономики – нормально работающие социальные и экономические институты. Совокупность их образует гражданское общество, которое не успело сформироваться в России. Реформы с самого начала пошли вне каких-либо общепринятых норм и правил экономического поведения. Естественным следствием и явился взрывной рост теневой экономики в 90-е годы. Причиной являются и дефекты экономической политики «перехода к рынку». Это дефекты приватизации госсобственности; порочность постсоветской налоговой системы (высокие налоги на зарплату), дефекты банковской политики (мошенничество, пирамиды), запреты на продажу земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизм функционирования «теневой экономики».

 

Механизмы функционирования теневой  экономики можно разделить на два больших класса. Речь идет об основных и вспомогательных (обслуживающих) механизмах.

Первый, основной, предполагает наличие  “объекта эксплуатации”, при этом в роли “дойной коровы” выступает  государство или крупное предприятие. Соответствующие схемы:

Первая: при предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход. Эта схема является симметричной, действующей в обе стороны - продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода.

Информация о работе Социально-экономические последствия теневой деятельности