Социально-экономические проблемы молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

Актуальность. Переход к рыночной экономики вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.

Содержание

Введение
1.Молодёжь как особая социальная группа
2.Положние молодежи как особой социальной группы на российском рынке труда
3.Современные направления решения социально-трудовых проблем молодежи
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-трудовые проблемы молодежи.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Несовпадение представлений  работодателя с реальными характеристиками молодежи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профес-сии, а в дальнейшем - в определении перспектив собственного трудоустройства.

Уровень подготовки ищущих работу соответствует требованиям времени: специалисты, имеющие высшее образование, обучались в государственных вузах города, часть закончили коммерческие вузы и филиалы иногородних вузов. В целом городская молодежь осознаёт тот факт, что образование играет важнейшую роль в становлении личности и стремится получить высшее образование, а при возможности и второе высшее. [6, с. 84]

Наличие опыта  работы и стажа работы является одним  из существенных требований к кандидатам на заме-щение предлагаемых на рынке труда вакансий. Не имеющих опыта работы выпускников на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

Другая проблема - невозможность устроиться на работу из-за половозрастных характеристик. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая женщина, не имеющая детей. Работодатель предполагает возможную скорую беременность сотрудницы и однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.

Рынок труда  молодежи является особым социально-демографическим  сегментом российской экономики, подчиняющимся  собственным закономерностям, которые  необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются  неустой-чивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчи-ва ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудо-вой деятельности.

В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой - реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Молодежь  в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к сущест-вующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

В основном она не вовлечена в трудовую деятельность. Однако в отличие от молодежи наиболее развитых стран, где возраст вступления в трудовую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена начинать социально-эконо-мические отношения значительно раньше. Уже сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным результатам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации. [7, с. 182]

При этом различные  отрасли экономики принимают  молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном работодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринима-тельстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может услож-нить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, что может привести к деградации трудо-вого потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.

Вторая категория - молодые люди 18-24 лет, завершающие  или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие  в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и со-циального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна. [9, с. 168]

Трудоустройству мешают уровень и качество полученного  образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.

 

3.Современные направления  решения социально-трудовых проблем  молодежи

 

Для создания эффективных условий обеспечения  занятос ти, решения адресных проблем  безработного и членов его семьи  были созданы службы занятости, осуществляющие комплекс ное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве  молодежи — одно из приоритетных направ лений деятельности центра занятости населения.

Для эффективной  работы в системе занятости во многих ре гионах были открыты молодежные биржи труда (МБТ), которые оказывают  содействие подросткам и молодежи в  постоянном или временном трудоустройстве. [11, с. 24]

Функционируют молодежные центры трудоустройства  и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологичес кую, профконсультационную, юридическую  и информационную помощь.

Основной  целью деятельности данных организаций  явля ется создание благоприятных условий  для интеграции молоде жи на рынке  труда, адаптации ее к современным  требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение соци альной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

- создание  правовых и организационных условий  для предо твращения значительного  роста безработицы среди молодежи;

- социально-психологическая адаптация молодых людей к рыночным условиям;

- обеспечение  занятости с ориентацией на  интересы и спо собности человека;

- создание  системы информации, способствующей  приня тию решения о трудоустройстве,  обучении и переквалификации;

- правовое  просвещение молодежи;

- профилактика  правонарушений среди подростков  и молодежи;

- содействие  системе поддержки молодой семьи.  Поставленные задачи реализуются  на основе соответству ющих  региональных социальных программ. [6, с. 143]

Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безра ботицы. В России в соответствии с действующим законодатель ством государство гарантирует:

- свободу  выбора рода деятельности, в том  числе с разным режимом труда;

- охрану труда,  правовую защиту от необоснованного уволь нения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответ ствии с законодательством Российской Федерации о труде;

-  бесплатное  содействие в подборе подходящей  работы и трудоустройстве при  посредничестве огранив службы занятости.

Безработным гражданам в возрасте от 18 лет  гарантируются:

- бесплатное  получение услуг по профессиональной  ори ентации, профессиональной  подготовке, переподготовке и повышению  квалификации, психологической поддержке  по направлению органов службы занятости;

- обеспечение  социальной поддержки;

- компенсация  в соответствии с законодательством  Российс кой Федерации материальных  затрат в связи с направлением  на работу (обучение) в другую  местность по предложению органов  службы занятости;

-  бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

- возможность  заключения срочных трудовых  договоров на участие в оплачиваемых  общественных работах, организуемых  с учетом возрастных и иных  особенностей граждан.

Важной составляющей государственной социальной поддер жки для молодежи является выплата  пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует  безработным:

-  выплату  пособий по безработице, в том  числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату  стипендии в период профессиональной  подготов ки, повышения квалификации, переподготовки по направлению  органов службы занятости;

-  возможность  участия в оплачиваемых общественных  работах;

- возмещение  затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям орга нов службы занятости.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право  проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место рабо ты, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы. [8, с. 144]

Служба занятости  решает не только социальные, экономи  ческие, но и психологические проблемы безработного. Прогно зирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние спо собствует быстрому трудоустройству.

Содействие  занятости и трудоустройству  молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

1. Образование  молодежи — проблема комплексная,  ее ре шение предполагает взаимодействие  и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие допол нительному образованию молодежи через организацию и функ ционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую проф ориентационную работу с абитуриентами, которая должна со действовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

Для успешной адаптации школьников к трудовой деятель ности необходимо реализовать  программу "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самооп ределении  школьника. В ходе реализации программы появля ется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.

Программа "Эффективное  поведение на рынке труда" рас  считана уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных  заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с рабо тодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурен тоспособными на рынке труда. [8, с. 146]

Реализация  данных программ дает молодежи возможность  эффективно адаптироваться к современным  условиям рынка труда.

2. Содействие  профессиональной подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населения от безрабо тицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повыше ние квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополни тельного образования, учебных центрах органов службы заня тости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации име ют молодые инвалиды, длительно  не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.

3. Изменение  порядка приема молодежи на  работу. Ра ботодатели сегодня  предъявляют завышенные требования  к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодежи и относятся к их спо собностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке мо лодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

Информация о работе Социально-экономические проблемы молодежи