Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 13:42, курсовая работа
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Особое значение анализ экономического роста имеет в последние десятилетия. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Социально-экономический рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и резких различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Методические основы социально-экономического прогнозирования……...5
1.1 Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. ……………………………………………………………5
1.2 Основные понятия и определения………………………………………………...6
1.3 Задачи, функции и принципы прогнозирования…………………………………7
1.4 Классификация прогнозов и объектов прогнозирования………………………..9
2. Прогнозирование темпов, качества экономического роста, макроэкономических показателей ………………………………………………..13
2.1 Экономический рост как объект прогнозирования …………………………….13
2.2 Методы прогнозирования макроэкономических показателей и экономического роста …………………………………………………………………………………...14
2.3 Организация государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации…………………………………………………….18
2.4 Прогнозные оценки показателей экономического роста Российской Федерации……………………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………………………………………..25
Валовой выпуск представляет собой стоимость произведенных товаров и услуг. В его состав включается производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении, перевозка грузов, стоимость строительно-монтажных работ, производство других отраслей. В объем услуг включаются услуги оптовой торговли, материально-технического снабжения и заготовок, услуги связи, здравоохранения, культуры, науки, общественных организаций, органов государственного управления, обороны, услуги финансовых учреждений (банков, страховых компаний), пенсионное обеспечение, услуги различных организаций по обслуживанию предприятий и организаций, т.е. в валовой выпуск включается вся сумма произведенной продукции и услуг в стране.
Распределительный метод. ВВП исчисляется как сумма доходов всех предприятий, учреждений и населения, занятых производством материальных благ и оказанием услуг: сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль и другие доходы), перераспределенных доходов (проценты по вкладам, доходы от облигаций, дивиденды, поступления по социальному страхованию и др.) и амортизационные отчисления основных производственных и непроизводственных фондов.
Метод конечного использования ВВП. На прогнозируемый период ВВП рассчитывается по элементам использования: конечное потребление, валовое накопление и экспортно-импортное сальдо (разница между экспортом и импортом). Расчеты базируются на основополагающем уравнении Кейнса:
Y = C + G + I + (Е – М ).
Конечное потребление (C + G ) представляет собой сумму расходов на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Валовое накопление (I) включает накопление основного капитала и изменение запасов материальных оборотных средств. Валовое накопление основного капитала представляет собой увеличение средств, вложенных хозяйственной единицей в продукцию и объекты длительного пользования со сроком службы более одного года, включая стоимость относящихся к ним услуг (основные фонды, затраты на геологоразведочные и буровые работы, капитальные работы по улучшению земель, незавершенное производство, капитальный ремонт).
2.3 Организация государственного прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации
Непременным условием эффективного регулирования и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.
Законодательные органы - это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают правовую базу прогнозирования, рассматривают и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов. Исполнительные органы - это Правительство, которое в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию.
Технология разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:
1. Основанием
для разработки прогноза
2. Министерство
экономического развития и
Данные показатели разрабатываются как правило в двух вариантах, которые в комплекте с методическими материалами доводятся до Министерств, ведомств и регионов в начале марта.
3. Министерства
ведомства и регионы с учетом
исходных показателей, предложенных
Министерством экономического
4. Министерство
экономического развития
5. Начиная работу параллельно с Министерством экономического развития на основе предложенных на первом этапе индикаторов социально-экономического положения Министерство финансов разрабатывает проект бюджета и также направляет его в Правительство. В начале осени прогноз социально-экономического развития страны и проект бюджета направляется Правительством в Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.
6. В ноябре предпрогнозного года Министерство экономического развития проводит уточнение параметров прогноза, учитывая итоги утвержденного бюджета и информацию о текущей экономической ситуации в стране. В декабре Министерство экономического развития направляет итоговый документ в Правительство.
2.4 Прогнозные оценки показателей экономического роста Российской Федерации
В 90-е годы в нашей стране и за рубежом неоднократно предпринимались попытки разработки прогнозов социально-экономического развития РФ, большинство из которых очень быстро устаревало вследствие продолжавшегося экономического кризиса. Так, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны до 2005 года, утвержденном Правительством РФ в 1996 году, предполагалось, что в соответствии с оптимистическим вариантом прогноза в 1998-2005 годах будет обеспечен рост ВВП в пределах 4.5-5 % в год. К 2005 году предполагалось достигнуть уровня ВВП 1992 года, по пессимистическому варианту предполагалось, что среднегодовая динамика ВВП в 1998-2005 годах составит 3.5 – 4 %. При этом имелось ввиду, что по первому варианту в экономику РФ за 10 лет будет привлечено 112.5 млрд.долларов в основном иностранных инвестиций; по второму варианту предполагалось использовать в основном внутренние источники инвестиций. Однако, как показала практика, указанный прогноз оказался не вполне реальным из-за продолжавшегося кризиса.
В большей степени заслуживает внимания прогноз социально-экономического развития РФ, разработанный в начале 90-х годов коллективом работников института научного прогнозирования РАН. Согласно этому прогнозу депрессия в Российской экономике продлится до конца 20 века. После 2000 года начнется экономическое оживление, 2001-2005 годах среднегодовые темпы роста ВВП составят 3.4 %. В 2006-2010 годах они могут составить 5.7-6 %. После 2010 года экономика РФ перейдет к стационарному режиму развития с темпом роста 5.5-6 %. По оптимистическому варианту этого прогноза выйти на уровень потребления 1990 года удастся не ранее 2007 года, а по реалистическому не ранее 2012 года.
В полной мере преимущества экономики рыночного типа могут проявиться в России через 45-50 лет после начала реформ. В соответствии с результатами исследований, проведенных учеными института экономики РАН совместно с работниками ММВБ под руководством академика Л.И. Абалкина и опубликованных в монографии “Россия – 2015: оптимистический прогноз”, среднегодовые темпы роста ВВП в 1999-2000 годах составят 4-6 %, 2001-2008 годах – 6-8 %, 2009-2015 годах – 3.5 %. Согласно предложенной стратегии развития в ближайшие два года деятельность государства должна быть направлена не только на остановку спада производства, на реформирование банковской системы страны и укрепление рубля, но и на создание предпосылок для последующего подъема.
На втором этапе в 2001-2008 годах экономический рост прогнозируется в первую очередь в отраслях потребительского сектора. Прирост реальных доходов населения может составить 5-7 % в год, инвестиций в основной капитал 8-12 % в год, возрастут показатели занятости, улучшится финансовая ситуация, значительная часть банков будет сориентирована на реальный сектор.
На третьем этапе 2009-2015 годах процесс модернизации экономики России будет предполагать улучшение конкурентоспособности в отраслях конечной продукции, произойдет укрепление рубля, вновь начнется широкомасштабное включение России в мировой рынок. К 2015 году будет завершена модернизация отечественного машиностроения на информационно-индустриальной основе. Вероятно, большая часть экономики России будет использовать ресурсосберегающие и наукоемкие технологии. Однако, к 2015 году процесс построения информационно-индустриального общества будет еще далек от завершения, а по социальным параметрам Россия лишь приблизится к индустриально-развитым странам. Задачу построения полномасштабного информационно-индустриального общества можно будет решить лишь к середине следующего столетия.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Глобальная
функция государства в
2) Формирование
рыночного механизма
3) Принципы
прогнозирования меняются в
4) В процессе систематизированного научно обоснованного прогнозирования развития социально-экономических процессов происходило развитие методологии прогнозирования, как совокупности методов, приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития.
5) Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.
7) Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.
8) Непременным условием эффективного регулирования и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.
Таким образом, опыт государственного регулирования рыночной экономики свидетельствует о том, что оно должно основываться на системном научном прогнозировании, которое позволяет на базе полученной информации о прошлом и настоящем состоянии экономики предположить альтернативные пути ее развития в предстоящем периоде. В основе рыночной экономики лежит преимущественно кейнсианская концепция, предусматривающая влияние государства на макроэкономические показатели. Экономика нашей страны также описывается общепринятыми экономическими категориями и подчиняется классическим законам развития рыночного хозяйства.
Список использованных источников
1. Басовский, Л.Е., Прогнозирование планирование в условиях рынка [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 1999
2. Владимирова,
Л.П. Прогнозирование и
3. Новикова, Н.В. Поздеева О.Г., Прогнозирование национальной экономики: Учебно-методическое пособие. [Текст] Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. - с.
4. Парсаданов, Г.А. Планирование и прогнозирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты): Учеб. пособие для вузов. [Текст] М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. [Текст] / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
6. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие. [Текст] / Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой, Н.Н. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000.
7. Попов, В.А. Основы макроэкономического прогнозирования: Учебное пособие. [Текст] М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1995.
8. Слуцкин, Л.Н. Курс МБА по прогнозированию в бизнесе. [Текст] М.: Альпина, Бизнес Букс, 2006.
9. Ханк, Д.Э., Уичерн, Д.У., Райтс, А. Дж. Бизнес-прогнозирование: Пер. с англ. [Текст] М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
10. Яременко,
Ю.В. Прогнозы развития народного
хозяйства и варианты