Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:55, контрольная работа
В последние годы в нашей стране предпринимаются активные попытки сформировать государственную инновационную политику, но в ходе реализации этой задачи возникает ряд проблем правового, социально-экономического, организационного, информационного характера, для решения которых требуется объединение усилий представителей различных научных направлений.
Прежде всего, при исследовании проблем инновационного развития следует обратиться к предпосылкам и истории возникновения инноваций.
Социально – экономические проблемы инновационного развития России
В последние годы в нашей стране предпринимаются активные попытки сформировать государственную инновационную политику, но в ходе реализации этой задачи возникает ряд проблем правового, социально-экономического, организационного, информационного характера, для решения которых требуется объединение усилий представителей различных научных направлений.
Прежде всего, при исследовании проблем инновационного развития следует обратиться к предпосылкам и истории возникновения инноваций.
Термин «инновация» (анг. innovation) – «любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор и его компания получают преимущества перед конкурентами». В наиболее общем виде термин «инновации» применяют ко всем новшествам (нововведениям) в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, определяя их как новую или улучшенную продукцию. Ряд исследователей связывают понятие инноваций с результатами интеллектуальной деятельности человека, определяя их как результат, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса, используемого в практической деятельности. Все точки зрения на инновацию объединяет экономическая составляющая, предполагающая внедрение нового продукта, технологии, процесса для его применения и получения экономической выгоды. Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера, который рассматривал инновацию как средство предпринимательства для получения прибыли.
В основе инновационного развития государства должна лежать инновационная стратегия. Перед Российской Федерацией стоит задача, сформулированная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[1]. Она предусматривает переход России от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, что требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по шести направлениям.
Первое направление - развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Второе направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;
третье - закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов);
четвертое - расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда;
пятое - переход к новой модели пространственного развития российской экономики;
шестое – закрепление государственно-правовых основ планирования и ответственности за реализацию инновационной политики[2].
В инновационной сфере можно выделить такие проблемы инновационного развития, как:
- отсутствие прямых связей экономики, права и практической реализации в производстве и отраслях экономики;
- отсутствие единства правового регулирования отношений в инновационной сфере;
- недостаточная финансовая поддержка научно-исследовательской деятельности со стороны государства;
- отсутствие должного финансирования новаторских решений, как государством, так и крупными промышленными предприятиями;
Правовые проблемы инновационного развития России.
1. В настоящее время нормативно-правовую основу регулирования инновационной деятельности составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы: ФЗ от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике", ФЗ от 19 июля 2007 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности". Соответственно: базового закона в этой области отношений нет (только Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»[3]),
2. Главная проблема состоит в отсутствии инновационной системы, которая могла бы связать воедино науку и сферу производства. Важным компонентом должно стать разделение полномочий и ответственности между различными уровнями власти.
3. Обеспечить защиту прав собственности в инновационной деятельности.
Социальные проблемы инновационного развития России:
- неразвитость современных институтов,
- отсутствие инновационного оптимизма,
- отсутствие у сотрудников разного уровня администраций, руководителей предприятий, менеджеров базовых знаний экономики и социологии (кадровые проблемы с квалификацией и образованием).
Экономические проблемы инновационного развития России:
- высокая степень монополизма экономики;
- низкий уровень малого предпринимательства;
- административно-
- отсутствие конкуренции институтов, отвечающих за одни и те же звенья инновационной системы;
- нет заинтересованности региональных и местных властей в создании локальных инновационных систем;
- зависимость от деятельности государственных чиновников, прежде всего, регионального и местного, а не федерального уровня.
- коррупция (По данным, заявленным на парламентских слушаниях в Совете Федерации, в России до 40% бюджетных средств, выделяемых на науку, до науки не доходят, оседая в карманах чиновников, распределяющих эти деньги, через аффилированных с ними лиц, которые выигрывают конкурсы).
Опыт зарубежных стран
Изучение опыта стран, для которых инновационная экономика является состоявшимся фактом, показывает, что основным источником инновационной активности являются малые предприятия, действующие в условиях жесткой конкуренции. Объем научно-исследовательских разработок крупных предприятий по отношению к численности персонала отнюдь не превышает аналогичный показатель малых предприятий, при том что малые предприятия выдают больше патентов и инноваций в расчете на один доллар расходов, чем крупные.
В России, как известно, доля занятости в малом бизнесе остается весьма низкой по международным стандартам и составляет 25% (по другим данным - менее 20%), в то время как в странах Евросоюза она составляет 60%, а в Японии - 80%. Что касается малых предприятий, занятых инновационной деятельностью, то официальная статистика по ним не ведется. По оценкам, они составляют не более 6% от общего числа малых предприятий. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 1,1 процента валового внутреннего продукта) при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
Пути решения (предложения по совершенствованию законодательства).
- государственная инновационная политика должна опираться на многообразие форм собственности в Российском государстве и разнообразие видов хозяйственно-экономической деятельности;
- формирование государственной научно-технической и конкретно промышленной политики в целях организации, развития, поощрения создания инновационных продуктов и их использования;
- нужны система государственных и муниципальных органов, а также четкое определение их задач и полномочий;
- требуется поддержка и гарантирование индивидуальной творческой деятельности в целях стимулирования участия человека в инновационных технологиях;
- необходимо создание институтов, ориентированных как на разные стадии инновационного процесса, так и на различные группы его участников.
Предложения по усовершенствованию по отраслям
1. В модернизации горного и транспортного хозяйства шахт: улучшение системы вентиляции (необходимы современные технологии крепления выработок, высокопроизводительное очистное и проходческое оборудование, современные напольные и монорельсовые дороги для доставки людей до очистных забоев).
2. В нефтегазовой отрасли: комплексное использование нефтегазового сырья. Специалисты подчеркивают, что использование новых принципов разработки сложных по составу месторождений нефти способно обеспечить добычу нефти в течение 25 лет в тех же объемах, что при старых технологических схемах и старом оборудовании обеспечивалось за 70 лет.
3. Внедрение инновационных способов управления и информационных технологий. Сенсорные технологии, традиционно используемые для геологоразведки, такие, как сейсмический мониторинг, радиолокация, томография, в будущем могут быть внедрены непосредственно на рудниках, обогатительных фабриках, металлургических заводах.
4. Высокие технологии должны найти эффективное применение также в лесном хозяйстве. Как известно, в регионах российского Севера сосредоточено две трети лесосырьевого потенциала страны, осуществляется 45,5% вывозки древесины, производится 33,3% всех пиломатериалов. Между тем эффективность использования лесных ресурсов здесь крайне низка. Перспективы лесопромышленного производства все более связаны с новыми способами механической обработки и химической переработки древесины.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.
7
[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 8.08.2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. - № 47. – Ст. 5489; измен. – 2009. - № 33. – Ст. 4127.
[2] Авакьян С.А. Государственная инновационная политика и ее организационно-правовое обеспечение / С.А. Авакьян // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. - № 11. – С. 12-21.
[3] Об инновационном центре «Сколково»: Федер. закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. - № 40. - Ст. 4970; измен. – 2010. - № 52. ч. 1. - Ст. 7000.
Информация о работе Социально – экономические проблемы инновационного развития России