Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:16, контрольная работа
Долгое время экономика нашей страны обеспечивала экономический рост преимущественно за счет экстенсивных факторов, т. е. использовала в производстве все больше экономических ресурсов. В бывшем СССР прирост производства, обусловленный интенсивными факторами, составлял 20—30 %. Необходимость экономического роста сегодня признана всеми.
После десятилетия экономического спада, обусловленного сменой общественного строя, Россия вошла в полосу реальной экономической и политический стабилизации. Недопустимо дальнейшее отставание от развитых и многих новых развивающихся государств, необходимо повысить уровень жизни россиян. Расчеты показали, что для восстановления к 2010 г. дореформенного уровня потребления населением благ и услуг минимально необходимые темпы роста должны составлять именно 7 %.
Министерство образования Иркутской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Братский педагогический колледж №1»
Домашняя контрольная работа по дисциплине
«История»
Тема : Социально – экономическое развитие РФ на современном этапе.
Дата____________20___г.
Экономика России - проблемы и перспективы.
Долгое время экономика нашей страны обеспечивала экономический рост преимущественно за счет экстенсивных факторов, т. е. использовала в производстве все больше экономических ресурсов. В бывшем СССР прирост производства, обусловленный интенсивными факторами, составлял 20—30 %. Необходимость экономического роста сегодня признана всеми.
После десятилетия экономического спада, обусловленного сменой общественного строя, Россия вошла в полосу реальной экономической и политический стабилизации. Недопустимо дальнейшее отставание от развитых и многих новых развивающихся государств, необходимо повысить уровень жизни россиян. Расчеты показали, что для восстановления к 2010 г. дореформенного уровня потребления населением благ и услуг минимально необходимые темпы роста должны составлять именно 7 %.
Проблема обострялась тем, что в развитии мировой экономики наметились те же нежелательные сдвиги. Российская стагнация оказалась частью общемировых процессов.
Темп роста российской экономики превышал показатели стран ЕС и Северной Америки. Чтобы России повысить свою долю в мировом ВВП, темпы экономического роста должны составлять как минимум 7 % в год. Подобные темпы экономического роста диктуют итоги последних лет (замедление инфляции) и, дают повод к оптимизму.
После кризисного падения эпохи радикальных экономических реформ и застоя 1996—1999 гг. в 2000—2006 гг. экономика России демонстрировала серьезную положительную динамику: реальный ВВП вырос на 47,4 %.В среднем его ежегодный рост составил почти 7 %, что формально позволяет выполнить задачу удвоения ВВП.
В 2006 г. в российской
экономике наблюдался
Отраслевая структура экономики России (данные в %)
Показатель |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Объём производственной продукции. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе производство товаров |
44,71 |
45,01 |
45,70 |
45,23 |
45,53 |
45,17 |
Из них: промышленность сельское хозяйство строительство |
27,78 7,16 9,09 |
31,38 6,43 6,57 |
31,38 6,83 6,88 |
31,17 6,72 6,76 |
31,15 6,60 7,18 |
30,85 6,34 7,38 |
Производство услуг |
55,29 |
54,99 |
54,30 |
54,77 |
54,47 |
54,83 |
В том числе рыночные услуги Из них транспорт и связь Торговля (розничная и оптовая) Общественное питание и заготовки Не рыночные услуги |
44,31 12,2
21,15 1098 |
46,57 9,98
23,67 8,42 |
46,33 9,05
23,44 7,97 |
46,98 9,15
24,22 7,97 |
46,94 9,24
24,98 7,53 |
47,64 9,45
25,57 7,19 |
Сегодня Россия вновь увеличивает рост ВВП. Перед страной вновь стоит проблема, именуемая «догоняющим развитием». При Петре I образцом для России являлась Голландия, при Столыпине — Англия, при Хрущеве — США.
Этап восстановительного экономического роста, основанный на использовании ранее созданных производственных мощностей и ранее обученной рабочей силы, нашей страной пройден. После восстановительного роста темпы начинают падать, так как происходит исчерпание ресурсов экстенсивного развития экономики. В России обозначилась именно эта проблема.
Для обеспечения устойчивого экономического развития страна нуждается в достаточном количестве материальных и людских ресурсов. В индустриальном обществе основным источником экономического развития выступали материальные факторы. Становление и развитие постиндустриального общества базируется на человеческом капитале. Именно накопленные знания, информация и опыт людей образуют основу экономического процветания ведущих стран мира. Именно за счет человеческого капитала Япония, Южная Корея, Тайвань и Гонконг, почти не имеющие природных ресурсов, добились за последние десятилетия усиления темпов экономического роста и повышения конкурентоспособности национального хозяйства. В истории нет примеров продолжительного экономического роста, основанного на дополнительно вовлекаемых природных ресурсах. На основе анализа национального богатства почти двухсот стран эксперты Всемирного банка подсчитали, что на долю производственных фондов сегодня приходится 16 % национального богатства, природных ресурсов — 20 %, человеческого и социального капитала — 64 %.
Обеспечение экономического роста и благосостояния народа - ведущая цель цивилизованного государства. Для России первоочередной задачей становится обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение уровня жизни в обществе, следовательно, и качества человеческого капитала. Этот процесс связан со значительными инвестициями государства в социальную сферу. Инвестирование в человеческий капитал приводит к повышению производительности труда, следовательно, и эффективности производства.
Российская Федерация переживает сегодня один из наиболее сложных периодов в своей истории. Происходят колоссальные изменения в облике общества. Вот уже около 10 лет идет смена экономической формации.
Под видом всестороннего усиления роли рынка государство неоправданно отодвинуто на задний план. Это привело к разрушению целостной системы эффективного управления социально-экономическими процессами, включающей как рынок, так и государственное регулирование.
Выход из кризиса невозможен без кардинального усиления государственного регулирования экономического и социального развития страны. Практика многих государств доказывает, что для выхода из таких ситуаций используется комплекс мер государственного регулирования. Без государства невозможно восстановление социальных гарантий, предотвращение раскола общества. Требуется многократное увеличение объемов капитальных вложений. Активное участие государства в мобилизации имеющихся средств, в вопросе обеспечения гарантий отечественным и зарубежным инвесторам поможет решить эту задачу.
Экономическое пространство России становится все более разнородным, что приводит к большей дезинтеграции субъектов Российской Федерации. Остановить этот процесс можно только на основе государственного контролирования соблюдения Конституции РФ и законов, регламентирующих основы федеративного устройства России.
В условиях нехватки финансовых ресурсов наибольший эффект дает селективная политика, определяющая приоритеты в развитии конкретных отраслей и территорий, реализация которой обеспечивает достижение основных общенародных целей.
Будучи неподготовленной, Россия стала проводить либерализацию цен и активно выходить на мировой рынок. Это привело к тому, что подавляющая часть предприятий обрабатывающей промышленности оказалась неконкурентоспособной и потеряла рынки сбыта даже в своих регионах. Восстановить конкурентоспособность российской продукции - важнейшая задача в условиях рыночной экономики. Без поддержки государства большинство предприятий эту задачу решить не в состоянии. Государственные органы всех развитых стран оберегают своих производителей от внешней конкуренции на внутренних рынках и всеми мерами содействуют их проникновению на мировой рынок. Подобную политику желательно видеть и в России.
Криминализация российского общества остаётся на высоком уровне. Взяточничество, коррупция, злоупотребления с приватизацией препятствуют развитию предпринимательства, подрывают основы рыночной экономики, наносят вред моральному состоянию общества. Только при поддержке государства может успешно бороться с этой тенденцией.
В России размеры теневой экономики по различным оценкам достигают от 20 до 40% от экономического оборота страны, что сокращает доходы государства, заставляет страдать пенсионеров, детей, военнослужащих, работников бюджетной сферы, деформирует трудовые отношения, ведет к массовым нарушениям прав трудящихся. Задачи государства:
создать условия для перевода теневой экономики на легальное положение,
организовать действенную
систему борьбы с нарушениями
экономического
Усиление роли государства не рассматривается как необходимость свертывания рыночных отношений. Суть в нахождении государственного регулирования рыночных методов хозяйствования, в наибольшей степени отвечает задачам вывода страны из кризиса, перехода на путь развития. Для того чтобы развивалось предпринимательство и предприятия чувствовали себя уверенно на российском рынке, государство должно обеспечить:
защиту прав собственности и добросовестной конкуренции;
социальные гарантии всем гражданам, независимо от их положения в обществе;
законодательное
поддержку формирования
рыночной и финансовой
гарантии предпринимателям и инвесторам (включая зарубежных) в соблюдении установленных законом правил деловых отношений;
поддержку формирования
федеральных и региональных
условия для создания региональных и межгосударственных рынков ценных бумаг, рынков недвижимости, специализированных оптовых рынков и ярмарок.
Целесообразно принять закон о государственном регулировании, в котором была бы сформирована система основополагающих документов, порядок их разработки, согласования и утверждения, определены государственные органы, ответственные за их подготовку и реализацию.
Таким документом могла бы стать программа возрождения России, которая должна иметь статус федерального закона. Этот документ должен содержать целевые установки на период 5-10 лет, приоритеты развития экономики и социальной сферы, задачи и методы мобилизации ресурсов, важнейшие направления их использования.
Учитывая комплексный характер задач, целесообразно создать ряд органов управления, имеющих высокий статус: Политико-экономический Совет России, возглавляемый Президентом и включающий в свой состав членов Президиума Правительства, руководителей крупнейших субъектов Российской Федерации и комитетов Государственной Думы; Комиссию по мобилизации финансовых ресурсов во главе с Председателем Правительства; Комиссию по привлечению инвестиций, во главе с вице-премьером, отвечающим за экономику.
Контроль исполнения программы должны осуществлять Государственный Комитет или Комиссия, неподведомственные Правительству РФ. Членов такого Комитета (или Комиссии) и руководителей его региональных отделений целесообразно избирать Государственной Думой на необходимый срок. С этой целью можно принять Федеральный закон, который определит задачи, принципы и методы контроля, порядок формирования и компетенцию органов, осуществляющих его, меры, применяемые к лицам и организациям, не выполняющим закон.
Усиление роли государственного регулирования предъявляет повышенные требования к прогнозу и обоснованию наиболее рациональных путей развития экономики и социальной сферы. В условиях перехода к рыночной экономике речь идет о выработке методов предвидения возможных результатов движения по тому или иному сценарию развития.
Система прогнозирования должна включать краткосрочные (на один-два года), среднесрочные (4-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) прогнозы.
Краткосрочные прогнозы должны содержать характеристики всех основных аспектов воспроизводства: баланс трудовых ресурсов, занятость населения, финансовый баланс, объем инвестиций с выделением их основных источников, развитие экономики, спроса и предложения на важнейшие виды продукции, товарооборот, размер инфляции, индексы цен и другие показатели. Кроме того, в прогнозах должны определяться инструменты экономической политики: ставки рефинансирования, курс рубля, система налогов, таможенные тарифы, нормативы амортизации и т.п. На основе этого разрабатывается проект федерального бюджета на очередной год.
Задачей среднесрочного прогнозирования является выявление ожидаемых диспропорций и узких мест, затрудняющих социально-экономическое развитие страны, поиск путей использования имеющегося потенциала отраслей и регионов, определение новых эффективных направлений развития производства, открывающихся вследствие научно-технического прогресса и эволюции мирового рынка.
Социальное развитие РФ – проблемы и перспективы.
Опыт функционирования в течение 2002-2010 г.г. накопительного компонента пенсионной системы позволяет выявить проблемные вопросы, которые несут в себе существенные риски для его устойчивого функционирования в дальнейшей перспективе.
1) Противоречие между публично правовым регулированием отношений в рамках обязательного пенсионного страхования, которое не предусматривает получение прибыли, и сущностью накопительного компонента, создаваемого с целью получения прибыли его участниками (в форме инвестиционного дохода) и основанного на гражданско-правовых (договорных) отношениях.
2) Риски деформации и последующего прекращения института договорных отношений по добровольному формированию накоплений на негосударственную пенсию в связи с конвергенцией обязательного накопительного компонента пенсионной системы и негосударственного пенсионного обеспечения в рамках законодательства о софинансировании пенсионных накоплений, в сочетании с повышением тарифа взносов по обязательному пенсионному страхованию.
Информация о работе Социально – экономическое развитие РФ на современном этапе