Специфика социально-экономического развития Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 01:28, контрольная работа

Краткое описание

Социально-экономическое развитие республики в первом полугодии 2002 года характеризовалось, в целом, положительной динамикой и выполнением основных из важнейших параметров прогноза.

Вложенные файлы: 1 файл

КР по экономике.docx

— 29.97 Кб (Скачать файл)

 

4. Специфика социально-экономического  развития Республики Беларусь.

Социально-экономическое  развитие республики в первом полугодии 2002 года характеризовалось, в целом, положительной динамикой и выполнением  основных из важнейших параметров прогноза.

Рост валового внутреннего  продукта (ВВП) в первом полугодии 2002 года составил 104,7 процента при 104-105 процентах  по прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год. Реализация энергосберегающих мероприятий  в республике позволила уменьшить  энергоемкость ВВП в январе-мае 2002 года по сравнению с январем-маем 2001 года на 4,9 процента.

В промышленности республики, которая дает около трети ВВП, в первом полугодии 2002 года произведено  продукции на 4 процента больше, чем  за аналогичный период 2001 года. Производство потребительских товаров за данный период возросло на 4,2 процента, в том  числе продовольственных – на 2,8, непродовольственных – на 4 процента.

Темп роста производства продукции сельского хозяйства  в хозяйствах всех категорий в  первом полугодии 2002 года составил 104,3 процента к аналогичному периоду 2001 года, что соответствует прогнозируемым на год 103-104 процентам. В общественном секторе объемы производства продукции  сельского хозяйства возросли на 4,9 процента.

Грузооборот предприятий  транспорта общего пользования (без  внутреннего водного) возрос по сравнению  с соответствующим периодом 2001 года на 10,2 процента, что обеспечено благодаря  увеличению грузооборота железнодорожного транспорта на 11,3 процента.

В первом полугодии 2002 года сохраняется положительная динамика инвестиций в основной капитал. Рост их объема составил 106,1 процента к аналогичному периоду 2001 года при прогнозе на год  – 106-107 процентов, а по объектам производственного  назначения – 121,4 процента. Удельный вес  инвестиций по объектам производственного  назначения в общем объеме инвестиций составил 60,6 процента (в первом полугодии 2001 года – 52,7 процента). Следует отметить, что в общем объеме инвестиций выросла доля собственных средств предприятий, иностранных кредитных ресурсов и средств иностранных инвесторов.

В жилищном строительстве  в первом полугодии 2002 года введено  в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 1387 тысяч квадратных метров общей площади жилых домов, в том числе в сельской местности  – 441 тысяча. Инвестиции в жилищное строительство, при этом, составили 24,7 процента от общего объема инвестиций.

Внешнеэкономическая деятельность республики в январе-мае 2002 года характеризовалась  ростом экспорта товаров в стоимостном  выражении на 1,1 процента, импорта  – на 1,2 процента по сравнению с  аналогичным периодом 2001 года.

В целом объем экспорта товаров и услуг в стоимостном  выражении составил 103 процента к  аналогичному периоду 2001 года при годовом  прогнозе 106,5 процента. Объем импорта  товаров и услуг увеличился на 1,5 процента, внешней торговли –  на 2,2 процента.

Сальдо внешней торговли товарами и услугами в январе-мае 2002 года сложилось положительным  в размере 61,7 миллиона долларов. При  этом сохранился дефицит во внешней  торговле товарами в размере 149,4 миллиона долларов, что обусловлено отрицательным  сальдо в торговле со странами СНГ, и в первую очередь с Россией (562,5 миллиона долларов).

Реальные денежные доходы населения в январе-мае 2002 года увеличились  по сравнению с аналогичным периодом 2001 года на 18 процентов при прогнозе на год 5-6 процентов. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом роста  потребительских цен на товары и  услуги, в январе-мае 2002 года по сравнению  с январем-маем 2001 года увеличилась  на 18,1 процента.

На потребительском рынке  сохраняется устойчивая тенденция  роста розничного товарооборота  и реализации платных услуг населению.

Объем розничного товарооборота  в первом полугодии 2002 года составил 115,3 процента к аналогичному периоду 2001 года при прогнозе на год – 105-106 процентов. Розничный товарооборот на 67 процентов формировался торговыми предприятиями, доля рынков составила 33 процента. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 65 процентов. Вместе с тем, наблюдается опережающий рост реализации непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными. Так возросли объемы продаж товаров длительного пользования: телевизоров, стиральных машин, радиоприемных устройств, велосипедов, холодильников и морозильников.

Темп роста реализации платных услуг составил 106 процентов  к аналогичному периоду 2001 года при  прогнозе на год – 105-106 процентов, в  том числе бытовых – 115,2 процента при прогнозе 104-105 процентов. При  этом, организациями государственной формы собственности оказано 72,9 процента от общего объема платных услуг, частной – 26,8 процента.

В текущем году в республике обеспечивается стабильность валютного  рынка. Девальвация официального обменного  курса белорусского рубля к доллару  США за январь-июнь 2002 года составила 2,2 процента в среднем за месяц, что  соответствует прогнозируемым параметрам.

Вместе с тем, на социально-экономическую  ситуацию в республике продолжают оказывать  воздействие негативные факторы  и проблемы, сложившиеся в предыдущих периодах. Это, прежде всего, высокая  степень изношенности производственного  потенциала, хроническая нехватка инвестиционных и оборотных средств.

Вследствие снижения внутреннего  и внешнего спроса на отечественную  продукцию, темпы роста производства промышленной продукции и потребительских  товаров в первом полугодии 2002 года сложились ниже прогнозируемых на год. При этом отмечается существенное увеличение запасов готовой продукции на складах предприятий, особенно продукции  машиностроения и легкой промышленности.

В результате остается сложным  финансовое положение предприятий  реального сектора экономики, не снижаются объемы просроченной кредиторской и дебиторской задолженности, высока доля товарообменных операций и других неденежных форм расчетов.

На улучшение финансового  положения предприятий и организаций  в республике нацелена Программа  финансового оздоровления предприятий  реального сектора экономики, в  рамках реализации которой Правительством уже принят ряд конкретных мер.

По-прежнему остаются актуальными  вопросы ресурсосбережения, снижения материальных затрат на производство продукции и повышения ее конкурентоспособности.

В Основных положениях Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на первое пятилетие  нового века, обоснованы система мероприятий  правового, производственного, организационно-экономического, экологического характера и предложения  по совершенствованию механизмов их реализации.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

– осуществить техническое  перевооружение и реструктуризацию предприятий на базе внедрения новых  и высоких технологий;

– довести к концу пятилетия  среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долларам США;

– повысить уровень пенсий до 48%, стипендий – до 25 – 30% от средней  заработной платы в народном хозяйстве;

В 2005 году предусматривается  довести среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства  до уровня, эквивалентного 250 долларам США.

Если в 2000 году на среднемесячную заработную плату можно было приобрести два набора товаров и услуг, входящих в бюджет прожиточного минимума, то в 2005 году – уже более трех.

Значительным шагом в  решении проблем молодежи станет повышение уже в 2001 – 2002 годах  в два раза стипендий, а к 2005 году размер стипендии будет составлять 25 – 30% от средней заработной платы  по стране.

Предусматривается вводить  ежегодно 2,5 – 3 млн. кв. метров общей  площади жилых домов. Новое жилье  в 2001 – 2005 годах получат около 300 тысяч белорусских семей.

Доля расходов на науку  и научное обслуживание в 2005 году составит 1,8% в ВВП.

Начиная с 2003 года намечается привлечение 0,9 – 1,0 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций в основные производственные фонды.

Объем инвестиций в основной капитал в 2005 году возрастет в 1,6 – 1,7 раза к уровню 2000 года.

Сохранится ключевая роль государства в экономических  преобразованиях и как субъекта хозяйственной деятельности. Повысится  роль и значение директорского корпуса  в трансформации отношений собственности. Приоритет в приватизационном процессе будут иметь отечественные инвесторы.

Доля малого бизнеса в  общем объеме выручки от реализации продукции по народному хозяйству  возрастет с 9% в 2000 году до 25% в 2005 году.

Среднегодовой темп прироста ВВП за 2001 – 2005 годы составит 6,2 – 7%. В результате будет не только восстановлен объем ВВП докризисного 1990 года, но и на 20 – 24% превышен его уровень.

Темпы роста ВВП будут  определяться тенденцией развития промышленного  производства, доля которого в структуре  ВВП изменится незначительно  и составит к концу прогнозного  периода около 26%. Роль сферы услуг  в развитии экономики страны будет  последовательно возрастать, и ее удельный вес в ВВП повысится  с 40,5% в 2000 году до 42% в 2005 году.

В результате структурных  преобразований и совершенствования  организации производства, повышения  стимулирующей роли оплаты труда  предполагается обеспечить прирост  производительности общественного  труда за пятилетие на 45 – 50%. Таким  образом, весь прирост производства ВВП будет обеспечен за счет роста  производительности труда.

Предусматривается …создание  субмикронного производства интегральных микросхем в НПО "Интеграл"…

Предусматривается ускорить создание межгосударственных финансово-промышленных групп. Это позволит осуществить  техническое и технологическое  перевооружение промышленных комплексов Беларуси и России.

В сельском хозяйстве приоритетное развитие получат высокоэффективные  крупнотоварные производства.

Конкретные решения будут  приниматься местными органами власти в рамках действующего и разрабатываемого законодательства.

Дальнейшее развитие средств связи будет направлено на создание сбалансированной системы, надежно и качественно удовлетворяющей потребности республики в услугах связи, способной обеспечить развитие экономических и культурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Важнейшими приоритетами в развитии отрасли являются создание условий для быстрого развития новейших технологий, модернизация средств и систем связи.

Будет продолжена работа по удовлетворению потребностей населения  в установке телефонов, увеличению количества абонентских точек проводного вещания, расширению сети эфирного теле–  и радиовещания, развитию мобильных сетей связи для создания соответствующей инфраструктуры с охватом большого круга пользователей. Предусматривается обеспечить условия для постепенного перехода от действующих систем мобильной связи к системам мобильной связи третьего поколения на всей территории республики.

В сфере услуг…

Для удовлетворения спроса в области современных информационных услуг (информатики, телекоммуникаций, программного обеспечения, электронной  связи) предстоит осуществить модернизацию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, расширение сети Интернет, дальнейшее развитие информационных, телекоммуникационных технологий. Намечено стимулировать рост производства средств  информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них.

Предполагается максимально  упростить налоговую систему, сократить  общее количество налогов. Уровень централизации финансовых ресурсов государством прогнозируется снизить с 47,8% в 2000 году до 45% в 2005 году, в том числе в консолидированном бюджете – до 35 – 37%, во внебюджетных фондах – до 8 – 10%. При этом общий уровень налоговой нагрузки на экономику с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения снизится с 46% в 2000 году до 39 – 40% в 2005 году. Приоритет в льготах по налогообложению получат предприятия, реализующие на мировых рынках продукцию высокого передела.

Государственное ценовое  регулирование сохраняется, прежде всего, в отношении товаров и  услуг субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также ограниченного перечня  социально значимых товаров и  услуг.

 

39. Конвертируемую валюту  нельзя свободно обменять на  любую иностранную валюту.

Неверно. Конвертируемую валюту можно  свободно обменять на любую иностранную  валюту. Валюта страны является свободно конвертируемой, если правительство  разрешает покупать любое количество иностранной валюты за валюту данной страны как иностранцам, так и собственным гражданам.

Свободно конвертируемая валюта - это валюта, которая свободно и  неограниченно обменивается на другие иностранные валюты. Это валюта, которая повсеместно принимаются  в платежи по текущему рыночному  курсу; конвертируемой считается валюта стран, отменивших валютные ограничения по крайней мере по текущим операциям; полностью конвертируемая валюта (включая свободу финансовых операций) имеют менее 20 ведущих стран, по текущим операциям - более 60.

На протяжении нескольких десятилетий  к cвободно конвертируемой валюте относятся следующие виды валют: американский доллар (США), канадский доллар, немецкая марка, японская йена, английский фунт стерлингов, французский и швейцарский франки. При этом организации и предприятия, имеющие на своих счетах свободно конвертируемую валюту, могут ее использовать для расчетов как для торговых, так и неторговых операций.

Теперь уже и Российский рубль  стал СКВ

Конвертируемость валюты - способность  валюты обмениваться на другие иностранные  валюты. Режим обратимости валют  может различаться для резидентов и нерезидентов, может распространяться на текущие операции, связанные с  повседневной внешнеэкономической  деятельностью, и операции, отражающие движение капиталов.

 

Цена земли зависит  от величины ставки процента.

Информация о работе Специфика социально-экономического развития Республики Беларусь