Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 11:16, контрольная работа
Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила, затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.
Содержание
Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила, затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.
С момента появления государства, оно играло исключительно важную роль. Ирригационные системы наблюдались государственным чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или царем, выражалась система государственных монополий (соль, железо), государственное рабовладение. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы, как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.
Целью данной контрольной работы является изучение основной проблематики экономической мысли Древнего Востока.
Самые ранние государственные формы стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае — еще в IV—III тысячелетии до н.э.) в ходе разложения общинно-родовой организации.
Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований:
На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого население, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами или некие переходные категории свободных (от мелких землевладельцев к господствующему, в частности, к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.
Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ — их традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что освященные незыблемыми идейно-религиозными установками основы социальной структуры, государственности и права таких крупных изучаемых нами древневосточных обществ, как Древняя Индия и Древний Китай (Древний Египет и Древний Вавилон, как относительно централизованные государства, прекратили свое существование еще до н.э.), пережили века[1, 36].
Специфические черты политической организации древневосточных обществ. деспотическая форма государства, прочно держалось на протяжении XVIII—XX вв., вплоть до последнего времени. Понятие «восточная деспотия» характеризовалось рядом признаков. Это — монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.
Формализованное понятие «восточная деспотия», обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта. В Китае, например, император обожествлялся, существовал особый культ императора — «сына неба». Высшая законодательная власть была одним из важных признаков его широких полномочий. Рано сложился здесь и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей[1, 23].
Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейным городским общинам и пр.
Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии) например республики в городах-государствах — Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик «восточной деспотии».
Правители Древней Индии, например, не располагали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном, относительно централизованном государстве Маурьев (IV—II вв. до н.э.) большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе — раджа-сабха и совет сановников — мантрипаришад. Одной из наиболее ярких особенностей империи Маурьев было включение в нее полуавтономных республиканских государственных образований — ган и сангх.
В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь — от небольших племенных образований, новых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.
Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство — исключением. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин. Органы общинного самоуправления несли главную тяжесть забот о благосостоянии общины, о своевременной выплате ренты-налога в казну и об организации общественных работ.
Хаммурапи - один из величайших политиков древности, шестой царь первой Вавилонской династии. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тем меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Чтобы владения не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Повелитель велел записать, что «после смут, разоривших народ, он привел в порядок русла рек и каналов, собрал разбежавшихся и обидевшихся жителей и дал им опять пропитания, охраняя их от врагов». Хаммурапи добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни.
Мудрый Хаммурапи нашел приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками «Кодексом Хаммурапи». При этом царь напоминает, что сам великий бог «поручил ему дать стране защиту закона, чтобы сильный не мог вредить слабому». Геродот, посетивший Вавилон, утверждал, что нет на свете людей, которые бы более, чем вавилоняне ценили изысканность одежды и украшений. Надо думать, что уровень жизни в этом государстве был по тому времени высок[3, 41].
Клинописный текст законов состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях указана цель составления законов: защищать слабых. Любопытно, что в верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Древневавилонского царства, его правовую сторону.
Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права. Правовые положения изложены казуистически, без достаточных обобщений.
Известно, что Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей-воинов и так называемых «мушкену». Любопытно, что рабовладельцы делились на две категории - авилум и мушкену. Мушкену считались приближенными царя, они особо оберегались, получали от царя землю, скот, зерно. Их собственность защищалась особенно энергично. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина[4, 14].
Рабовладельцы группы авилум занимали более высокое положение. Понятно, почему законы назначали более тяжёлое наказание, когда потерпевшим был авилум.
Раб находился в полной собственности хозяина. Раба можно было продать, передать по наследству. В наказание рабов обычно не убивали, не калечили; им наносили физическое увечье, например, отрезали ухо. Убийство раба наносило бы ущерб его господину. При этом в Вавилоне раб имел своё имущество, мог совершать сделки в отношении этого имущества, мог протестовать против продажи и суд даже рассматривал этот протест. Однако после смерти раба его имущество забирал хозяин. Кража раба, укрывательство беглого раба карались жестоко. В Вавилоне допускалось отпущение раба на волю, при этом удаляли со лба его клеймо. Но предусматривали суровое наказание за удаление клейма без разрешения хозяина.
Известно, что в Вавилоне были хорошо развиты товарно-денежные отношения, при этом особое место занимали ростовщики. Царю пришлось заниматься крестьянскими долгами. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги.
Законы Хаммурапи, регулируя закон, защищали должников от насилия и злоупотребления ростовщиков.
Известно, что законы Хаммурапи переведены на разные языки. Следы вавилонского правотворчества сохранились в праве других народов.
Очень силен был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все свои прежние привычки и наклонности, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, в могилу клали окружавшие его при жизни предметы утвари, драгоценности, оружие[5, 29].
Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном Неба, т.е. представителем Бога на земле.
Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, древнекитайское общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным». В центре внимания в Китае всегда были общество и государство, а не индивидуум. Отсюда – отсутствие подлинного интереса к проблемам мироздания, к индивидуальной психологии, к частному хозяйству и постоянное повышенное внимание к социальным проблемам, природе государственной власти, государственному регулированию общественной жизни.
На рубеже II-I вв. до н.э., в Китае возникает важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Основатель — Кун-цзы. Конфуций, как и многие другие философы Древнего Китая, утверждал принцип почитания неба. Конфуций делал упор на чувство страха перед небом, перед его карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы. «Не о чем молиться тому, кто провинился перед небом»[5, 56].
В Конфуцианстве считалось, что в прошлом люди вели себя достойно, следовали принципам долга, не обманывали других и т. л. Идеалы Конфуция - в прошлом, а не в будущем. Конфуцианство в значительной мере выражало интересы родовой знати, эпоха господства которой клонилась к закату, подвергаясь серьезным ударам со стороны «новых богатеев» из числа зажиточных ремесленников, купцов и новых землевладельцев.
В учениях Конфуций рисует образ «благородного мужа», противопоставляя ему простолюдина. «Благородный муж» боится трех вещей: он боится веления неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его; презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека». В конфуцианстве важную роль играет идея чжун («преданность») - идея покорности и почитания правителя, родителей, старших братьев младшими. Особо подчеркивается важность почитания родителей. В конфуцианстве большое внимание уделяется вопросам политической жизни и управления государством. «(В государстве) должно быть достаточно пищи и достаточно оружия, и тогда народ будет доверять правителю».
В книге «Дасюэ» («Великое учение») сформулированы три принципа для управляющих «благородных мужей»: «служить примером в добродетели, любить народ, стремиться к высшей доброте». Конфуции говорил о силе и значении нравственного примера вышестоящих для нижестоящих.
Информация о работе Специфика экономики древневосточных обществ (роль государства)