Способы ведения конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...…...3
Сущность конкуренции ………………………………………..…………….....6
Функции конкуренции …………………………………………...................…..9
Основные модели рынка …………………………………………………...….12
Свободная (чистая) конкуренция ………………………………..……..13
Монополия …………………………………………….……………...….14
Олигополия …………………………………………….……………...…16
Чистая монополия ……………………………………….…………...….17
Способы ведения конкурентной борьбы ……………………..…………...….19
Добросовестная и недобросовестная конкуренция ……..………….....19
Патент как стимул промышленного шпионажа …………..…………...22
Современный экономический шпионаж ……………………………….23
Промышленный шпионаж и фальсификация
готовой продукции ……………………………………………………....27
Основные направления и инструменты регулирования
конкуренции государством ……………………………………….…….30
Значение конкуренции ……………………………………………...................37
Заключение………………………………………………………………………….39
Список литературы……….………

Вложенные файлы: 1 файл

эконогмика.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Общая оценка конкурентной среды на основе имеющихся исследований предпринимательского климата

По результатам анализа  проводимых в настоящее время  международных и российских исследований следует отметить, что приведенные  показатели и рейтинги свидетельствуют  о невысоком уровне конкуренции  на рынках товаров и услуг в Российской Федерации. Кроме того, большинство российских и зарубежных исследований показывают, что, несмотря на реализацию Правительством Российской Федерации мер по улучшению предпринимательского климата, ситуация с конкуренцией в стране за последний год не улучшилась.

При этом необходимо учитывать, что проводимая конкурентная политика рассчитана на среднесрочную перспективу  и формирование благоприятной среды  во многом зависит от имеющейся инерции  как в области подходов к государственному регулированию в экономике, так и в общественном сознании.

Среди основных факторов, ограничивающих развитие конкуренции  в Российской Федерации, проводимые в настоящее время исследования отмечают высокие барьеры входа  на товарные рынки, которые выражаются как в необоснованных административных барьерах, так и в инфраструктурных ограничениях, наличие необоснованных государственных преференций отдельным участникам рынка, высокую степень участия государства в экономике. Кроме того, следует отметить невысокий уровень предпринимательской активности населения и наличие отрицательных оценок со стороны участников рынка степени остроты конкуренции и благоприятности делового климата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение конкуренции

 

Теперь нам следует  более подробно остановиться на вопросе  значения конкуренции в современной экономической системе.

Во-первых, конкуренция  обеспечивает равноправное положение  участников экономических отношений  — продавцов и покупателей. Равноправие  создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность  выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

Во-вторых, конкуренция  создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное  ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а  значит, можно утверждать, что конкуренция  является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

Предприятия ведут ценовую  и неценовую конкуренцию. Чтобы  побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.

 

 

Заключение

 

        Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

          Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

       Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е.  эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к.  если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

         В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

       Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.   Гасанов Р.М   Промышленный шпионаж на службе  монополий. 

        М.: Международные отношения. 1986

2.   Зайдель. Х  , Теммен.Р  Основы учения об  экономике. М.: Дело ЛТД. 1994

3.   Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. С-П. Формика. 1992

4.   Маконнелл. К., Брю. С. Экономикс : принципы, проблемы  и политика.

       М.: Республика. 1992. Т. 1

5.  Портер. М Международная  конкуренция. М.:1994

6.  Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986

7.  Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.

 


Информация о работе Способы ведения конкурентной борьбы