Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:27, реферат
Разгосударствление и приватизация государственной собственности являются одним из важнейших преобразований рыночной экономики. Разгосударствление собственности осуществляется как путем создания нового частного предприятия, так и путем преобразования (приватизации) действующих государственных предприятий.
1. Понятие приватизации 3
2. Субъекты и объекты приватизации 4
3. Принципы приватизации 5
4. Методы приватизации 6
5. Способы приватизации 7
6. Источники средств 8
Список использованных источников 10
Содержание
1. Понятие приватизации 3
2. Субъекты и объекты приватизации 4
3. Принципы приватизации 5
4. Методы приватизации 6
5. Способы приватизации 7
6. Источники средств 8
Список
использованных источников 10
Разгосударствление
и приватизация государственной
собственности являются одним из
важнейших преобразований рыночной
экономики. Разгосударствление собственности
осуществляется как путем создания
нового частного предприятия, так и
путем преобразования (приватизации)
действующих государственных
Приватизация – это передача государством права собственности на предприятие, имущественные комплексы и иное имущество гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной собственности.
Приватизация является одним из основных этапов процесса разгосударствления государственной собственности. Под понятием разгосударствления понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация же означает приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
Таким
образом, разгосударствление и приватизация
близкие, но не тождественные понятия.
Разгосударствление представляет собой
процесс децентрализации
Согласно законодательству Республики Беларусь субъектами и объектами приватизации государственной собственности могут быть (табл. 1).
Табл. 1. Субъекты и объекты приватизации государственной собственности
Приватизация | |
Субъекты | Объекты |
граждане Республики Беларусь | государственное и общественное жилье |
юридические лица РБ, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности (т.е. у которых более 50 % уставного капитала не принадлежит государству и не контролируется им) | предприятия, учреждения, организации, цехи, производства, участки, иные подразделения госпредприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия |
юридические лица РБ, созданные не менее чем 50 % членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий | оборудование, здания, сооружения |
лицензии,
патенты, доли (паи, акции)
государства и административно- | |
лица без гражданства | |
иностранные инвесторы |
Таким
образом, субъектами приватизации государственной
собственности могут стать
1)
мелкие и средние предприятия сферы материального
производства и платных услуг, полностью
приватизируемое имущество непроизводственного
назначения (в частности, жилье) — они
подлежат приватизации в первую очередь;
2)
крупные предприятия — преобразуемые
в основном в ходе
этапа «большой» приватизации;
3) неприватизируемая государственная собственность.
В Республике Беларусь, к примеру, запрещена приватизация объектов, определяющих обороноспособность и безопасность республики; являющихся национальным и культурным достоянием; обеспечивающих гарантированный государством минимум социальных услуг населению, деятельность которых является монополией государства.
Кроме того, выделены объекты республиканской и коммунальной собственности, приватизация которых ограничена, и она может быть осуществлена только по решению Совета Министров (предприятия электроэнергетики, нефте- и газодобычи, нефтеперерабатывающие, гидростанции, теплоэлектроцентрали, предприятия авиационного и железнодорожного транспорта и т.д.) или по решению местных органов власти (бани, гостиницы, прачечные, аптечные учреждения, мусороперерабатывающие заводы и т.д.).
Вместе с тем анализируя опыт приватизации во многих странах, можно выделить важнейшие принципы, лежащие в основе реформирования отношений собственности:
В целях соблюдения этих принципов и повышения эффективности процесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею; созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д.
Мировой практике приватизации государственной собственности известны два метода ее осуществления — возмездный и безвозмездный.
Табл. 2. Методы приватизации государственной
собственности
Необходимо отметить, что использование двух методов приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов. Первый основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.
Второй подход основан на безвозмездной или за небольшую плату, прежде всего из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам.
Третий
подход основан на том, что каждый
гражданин страны является совладельцем
государственной собственности. Это
дает основание разделить
Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь в настоящее время осуществляется в основном следующими способами (табл. 3).
Табл. 3. Способы приватизации государственной собственности
Способы приватизации | ||||
Выкуп арен-дованного имущества арендным предприятием | Продажа акций, принадлежа-щих государству | Продажа объектов государст-венной собствен-ности на аукционе | Продажа объектов государствен-ной собственности по конкурсу | Безвозмез-дная передача части государст-венной собственно-стимулирование |
Следует отметить, что на выбор конкретного способа приватизации влияют различные факторы: размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий и выпускаемой продукции, финансового состояния предприятий и т.д.
Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизации собственных и заемных средств (табл. 3).
Табл. 3. Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности
| |||
Средства предприятия | Заемные и привлеченные средства | Личные средства | Иностранные инвестиции |
Часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива | |||
Кредиты государственных коммерческих банков | Личные средства субъектов приватизации | ||
Остатки фондов экономического стимулирования госпредприятия | Кредиты других предприятий и организаций | Именные приватизационные чеки граждан Республики Беларусь | |
Чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества | Средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и др. ценных бумаг | ||
Амортизационные отчисления на собственные основные фонды арендного предприятия или хозяйственных товариществ | Средства личных приватизационных счетов работников предприятий | ||
Собственные средства негосударственных юридических лиц |
1. Конспект
лекций по дисциплине «
2. Под ред. В. Я. Хрипача. Экономика предприятия. – Мн.: Экономпресс, 2001
3. Григорьев
В.В., Федотова М. А. Оценка