Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:25, реферат
Республика Беларусь в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.
Наряду с принципиальной позицией о том,
что главное - не приватизация, а создание
частного сектора, существуют и конкретные
предложения: основное внимание в переходной
экономике обращать не на приватизацию
старых, а на создание новых частных предприятий.
Считается, что это более эффективно, так
как сразу исключает инерцию методов плановой
экономики; требует в итоге меньших издержек;
может быть реализовано быстрее.
3. СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Мировой практике приватизации государственной собственности известны два способа ее осуществления — возмездный и безвозмездный.
Способы приватизации:
Возмездный
(выкуп государственного
Безвозмездный (бесплатная передача госимущества);
Возмездный способ — это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:
а) обеспечивает появление частного собственника;
б) дает государству дополнительные средства;
в) создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который, приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.
Существует два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.
Закрытая продажа предусматривает продажу предприятия персоналу и приравненным к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия). Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.
Открытая продажа позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам (часто и иностранным), а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.
Безвозмездный способ — это приватизации в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом. И это понятно — ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.
Разновидностью этой модели приватизации является ваучерная приватизация — выдача населению ваучеров (сертификатов, купонов, бонов и т.д.). Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры. Тем самым граждане в виде акций конкретного предприятия получают свою часть национального богатства. Возможна и такая схема, при которой действуют посреднические финансовые институты (например, инвестиционные фонды). В этом случае граждане вкладывают свои ваучеры в инвестиционные фонды, а последние на них покупают акции приватизируемых предприятий. После определенного, законом установленного срока ваучеры изымаются из обращения, а покупка акций производится исключительно за деньги.
Необходимо отметить, что использование двух способов приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.
Первый основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.
Второй подход основан на безвозмездной
или за небольшую плату, прежде всего из
прибыли предприятия, передаче имущества
государственных предприятий в собственность
трудовым коллективам.
Третий подход основан на том, что каждый
гражданин страны является совладельцем
государственной собственности. Это дает
основание разделить определенную долю
государственной собственности между
всеми гражданами и передать им безвозмездно
в равных размерах соответственно возрасту
и трудовому стажу.
Вместе с тем каждый из способов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки.
Возмездный способ приватизации:
- обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает» действие законов рыночной экономики;
- свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении собственности и формирует ответственного хозяина;
- уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
- представляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
- дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, способствует финансовому оздоровлению экономики.
Однако ориентация только на продажу объектов госсобственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения и у предприятий, и приватизация может затянуться на многие годы.
В то же время осуществление приватизации способом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества: вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную напряженность, но такое уравнительное распределение не является «двигателем» рыночной экономики; расширяет круг потенциальных собственников из числа не только производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым хозяйствованием или просто «проедят»; позволяет при переходе к рынку частично и временно компенсировать» рост цен, потери от безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более надежные средства социальной защиты людей; является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью. Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизации собственных и заемных средств.
Наша Республика Беларусь находится на
стадии перехода к рыночной экономике
и поэтому тема, освященная переходу к
рыночной экономике и трансформации отношений
собственности является актуальной.
Задание №2
Конкуренция –это :
А)соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшее условия производства купли и продажи товаров;
Б)борьба за потребителя. за изменение его вкусов и предпочтений :
В)способ испортить жизнь другим участникам рынка;
Г)состязательная работа товаропроизводителей по обеспечению высокого спроса на свой товар при максимально высокой цене.
Конкуренция (от лат. CONCURRERE – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе . Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
В
зависимости от того, каким образом
конкурируют между собой
- рынок свободной конкуренции;
- рынок несовершенной конкуренции.
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
СОВЕРШЕННАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной
конкуренции) представляет
Главная
черта совершенной конкуренции:
Под НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ понимается рынок на котором не выполняется хотя бы одно условие свободной конкуренции.
Несовершенную
конкуренцию подразделяют на
три типа:
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- чистая монополия.
Случается,
что на рынке существует
Конкурентное ценообразование.
При
этом подходе за основу цен
на собственную продукцию
Предприятие
может использовать для
При использовании данного подъхода часто используются обратные расчеты: сначала определяется целесообразная цена с учетом цен конкурентов, а затем рассчитывается прибыль, которая может быть получена при сложившихся на предприятии затратах.
Цены
на некоторые товары в
Информация о работе Способы приватизации государственных предприятий Республики Беларусь