Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 07:49, лекция

Краткое описание

Важнейшими характеристиками спроса являются цена спроса и объем спроса. Ценой спроса Pd (от англ. price of demand) является максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.
Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса. Закон спроса гласит: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличится, если цена на него будет снижаться, и наоборот, объем спроса на товар сокращается, если цена на товар повышается. Закон спроса показывает, что существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса на него.

Содержание

1. Спрос на товар и закон спроса
2. Факторы изменения спроса
3. Предложение товара и закон предложения
4. Взаимодействие спроса и предложения

Вложенные файлы: 1 файл

тема 3 Спрос и предложение.docx

— 53.61 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Спрос и предложение

 

1. Спрос на  товар и закон спроса

2. Факторы изменения спроса

3. Предложение товара и закон  предложения

4. Взаимодействие спроса и предложения

 

 

1. Спрос  на товар и закон спроса

 

Спрос на товар или услугу D (от англ. demand) как экономическая категория характеризует желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Важнейшими характеристиками спроса являются цена спроса и объем спроса. Ценой спроса Pd (от англ. price of demand) является максимальная цена, которую потребитель  готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Между объемом спроса и ценой  спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса. Закон спроса гласит: при прочих равных условиях объем спроса на товар  увеличится, если цена на него будет  снижаться, и наоборот, объем спроса на товар сокращается, если цена на товар повышается. Закон спроса показывает, что существует обратная зависимость  между ценой товара и объемом  спроса на него.

Спрос на товар может быть представлен  в виде таблицы (шкалы спроса) (рис. 4.1, а) и в графической форме (рис. 4.1, б). Для построения кривой спроса отложим на оси абсцисс точки, соответствующие количеству покупаемого  товара Q, а на оси ординат –  соответствующие им цены P. Если все  точки, характеризующие соотношение  «цена – объем спроса», соединить, то получим кривую спроса D. Кривая спроса D показывает, какое количество товара потребители купят при разных ценах на данный товар. Кривая спроса выражает цену спроса и имеет отрицательный наклон, так как объем покупок обратно пропорционален уровню цены (рис. 4.1, б).

Цена за ед.

товара P

Объем спроса Q

20

50

15

60

10

80

5

100


Существование закона спроса не отменяет его возможные «исключения».

1. Эффект «цена – показатель  качества».

Качество – степень соответствия товара его функциональному назначению: насколько лучше (или дольше) удовлетворяется  им потребность. При росте цены люди рассчитывают получить больше полезности (эффекта) на единицу затрат (денег), чем при покупке дешевого товара. Цена становится видом рекламы, сдвигающей график спроса «вправо», пока покупатели не оценят ее реальную достоверность.

2. Эффект ожидаемой динамики  цен.

Формируется вследствие действия спекулятивного фактора. Вызывает ажиотажный спрос  – спрос сверх нормального  уровня, вызванный ожиданием значительного  изменения цен или исчезновением  товара из продажи (происходит за счет сокращения сбережений и ограничения  покупок других товаров).

3. Эффект престижного спроса (эффект  Веблена).

Он связан с демонстративным, престижным потреблением. Приобретая редкий товар, как правило, дорогой и в силу этого не всем доступный, потребитель  подчеркивает свою исключительность. Он демонстрирует поведения сноба, сокращает спрос на блага, широко используемые другими людьми. Если демонстративный стиль потребления  характеризует референтную группу (часть общества, которой стремиться подражать большое количество людей), в поведении значительного числа покупателей проявляется эффект присоединения к большинству.

4. Эффект Гиффена.

Этот довольно редкий феномен, когда  на подорожавший товар возрастает покупательский спрос, был впервые замечен в  середине ХХ века в Ирландии: подорожавший картофель население стало покупать больше. Товар Гиффена – низкокачественный дешевый товар, занимающий большое место в потребительской корзине малообеспеченных потребителей. При повышении цен на него их бюджет страдает настолько сильно, что потребители отказываются от ранее приобретавшихся ими более дорогих товаров-заменителей, увеличивая потребление подорожавшего товара, который, тем не менее, остается самой дешевой альтернативой. Его относительное подорожание перекрывается сокращением покупательной способности потребителей вследствие роста его цены, заставляющее потребителей приобретать самые дешевые товары.

 

2. Факторы изменения спроса

 

Необходимо различать изменение  объема спроса и изменение спроса на товар. Изменение объема спроса связано  с воздействием ценового фактора, когда  из-за колебаний цены происходит кратковременное  изменение величины спроса.

На изменение спроса на товар  оказывают влияние следующие  более устойчивые и долговременные неценовые факторы:

1. Доходы покупателей. Увеличение доходов покупателей приведет к увеличению спроса на товары и услуги, и наоборот, снижение доходов вызовет сокращение спроса.

2. Мода, вкусы и предпочтения покупателей оказывают огромное влияние на объем спроса. Они формируются под влиянием среды, обычаев, религии, воспитания, возраста и т. д.

3. Цены на товары-заменители (субституты). Субституты – это товары, имеющие одинаковое назначение (масло и маргарин, кроссовки и кеды и т. д.). Снижение цен на товары-заменители приведет к сокращению спроса на рассматриваемый товар, и наоборот.

4. Цены на взаимодополняемые товары (комплементы). Дополняющие товары – это товары, которые используются совместно (автомобиль и бензин, ручка и стержень и т. д.). Снижение цен на дополняющие товары приведет к увеличению спроса на рассматриваемый товар, и наоборот.

5. Реклама, которая оказывает огромное влияние на вкусы и предпочтения покупателей. Увеличение рекламы какого-либо товара, как правило, вызывает и увеличение спроса на него.

6. Количество покупателей данного товара. Чем больше при данном уровне дохода количество потребителей на рынке, тем больше объем спроса на любой товар при всякой цене.

7. Ожидания будущих изменений цен. Если по какой-либо причине покупатели ожидают, что цены будут расти, то они будут стараться купить больше этого товара, то есть увеличат свой спрос.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:

Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, R, N),

где Qd – объем спроса (quantity); P – цена товара (price); I – доход покупателей (income); T – вкусы и предпочтения потребителей (tastes);  
Ps – цена заменяемых товаров (substitutes – субститутов); Pc – цена дополняемых товаров (complements – комплементов); R – реклама; N – количество покупателей данного товара.

Если все факторы, кроме цены самого товара, постоянны, то объем  спроса будет зависеть только от цены P и функция спроса примет вид:

Qd = f (P).

Действие ценового фактора приводит к изменению объемов спроса, при  этом движение идет вдоль кривой спроса, например, от точки A к точке B (рис. 4.2). Действие неценовых факторов приводит к изменению в самом спросе и выражается смещением кривой спроса D вправо (если он растет) или влево (если он падает) при тех же уровнях цены (рис. 4.2).

 


 

 

3. Предложение товара и закон  предложения

 

Предложение товара или услуги S (от англ. supply) – это экономическая категория, характеризующая готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Важнейшими характеристиками предложения  являются цена предложения и объем  предложения. Ценой предложения Ps (от англ. price of supply) является минимальная  цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги. Объем предложения  Qs (от англ. quantity of supply) какого-либо товара показывает то количество товара, которое производители готовы продать по определенной цене в течение определенного периода времени.

Закон предложения выражает прямую зависимость величины предложения от цены товара. Согласно закону предложения, объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем выше, чем выше цена на товар.

Предложение может быть представлено в виде таблицы (шкалы предложения) (рис. 4.3, а) и в графической форме (рис. 4.3, б). Для построения кривой предложения  отложим на оси абсцисс точки, соответствующие количеству продаваемого товара Q, а на оси ординат – соответствующие им цены P. Если все точки, характеризующие соотношение «цена – объем предложения», соединить, то получим кривую предложения S. Кривая предложения S показывает, какое количество товара будет предложено на продажу при разных ценах на данный товар. Кривая предложения выражает цену предложения и имеет положительный наклон, так как объем продаж прямо пропорционален уровню цены.


Цена за ед. товара P

Объем предложения Q

5

50

10

60

15

80

20

100


 

 

 

 

Выделяют следующие неценовые факторы предложения:

- цены экономических ресурсов. Увеличение цен на ресурсы приводит к росту затрат на производство и снижению предложения;

- степень использования достижений научно-технического прогресса (НТП). Именно НТП в наибольшей степени дает возможность снижения издержек производства, и, следовательно, увеличения предложения товаров (сдвига кривой предложения вправо вниз).

- цены на альтернативные товары. Чем больше производится одного товара, тем меньшее количество альтернативных товаров по причине ограниченности ресурсов может быть произведено;

- число продавцов. При прочих равных условиях рост числа продавцов увеличивает предложение. И наоборот, увеличение степени монополизации рынка сопровождается уменьшением количества продавцов, ростом цен и снижением объема выпуска;

- ожидания продавцов. Рост производства не всегда означает увеличение предложения. Если ожидается, что цены возрастут, то текущее предложение будет снижено, т. е. будет осуществляться задержка продажи с целью последующей реализации по более высокой цене.

- налоги и субсидии. Налоги предприниматели воспринимают как часть издержек производства. Поэтому рост налогов на производство приводит к уменьшению предложения товара на рынок, а их снижение – к росту предложения. Субсидии – это «налоги наоборот», это денежные средства, выплачиваемые государством производителям общественно значимых товаров (например, детского ассортимента, некоторых продовольственных товаров). За счет полученных субсидий собственные издержки производителя снижаются, поэтому предложение данного товара увеличится.

 

4. Взаимодействие спроса и предложения

Равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены. Равновесная цена - это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. При этом ни покупатели, ни продавцы не заинтересованы в изменении условий покупки-продажи данного товара. Следовательно, важнейшей характеристикой равновесного состояния рынка является его стабильность.

Если наложить друг на друга кривую рыночного спроса D и кривую рыночного  предложения S, то получим модель равновесия на рынке одного товара (модель частичного рыночного равновесия). Как видим (рис. 4.5), линии спроса и предложения  пересекаются в одной точке. Точка E называется точкой равновесия (от англ. equilibrium равновесие). Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и называется равновесной рыночной ценой PE. При этом цена спроса равна цене предложения:  
PE = Pd = Ps. Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка QE. При этом объем спроса равен объему предложения: QE = Qd = Qs.

Сущность рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся  нарушить это равновесие. В точке  равновесия их интересы совпадают. Рыночное равновесие не является математическим равенством, а рассматривается как  гармония интересов продавцов и  покупателей или как отсутствие диспропорции между спросом и  предложением. Такое равновесие может  существовать до тех пор, пока данное состояние рынка соответствует  интересам продавцов и покупателей. При любом другом положении на рынке (изменение цены или объемов) он выходит из состояния равновесия и становится несбалансированным. В  этом случае и продавцы, и покупатели снова будут стремиться к равновесию интересов.


Информация о работе Спрос и предложение