Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 10:44, контрольная работа
Спрос — это желание и возможность потребителя приобрести определенное количество товара по определенной цене, в течение определенного времени. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых следует выделить объём или величину спроса.
Спрос — это желание и возможность потребителя приобрести определенное количество товара по определенной цене, в течение определенного времени. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых следует выделить объём или величину спроса.
С позиций количественного измерения спрос на товар понимается как объём спроса и означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Каждый мог убедиться в том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено, при прочих равных условиях, больше единиц этого товара.
Таким образом, между рыночной ценой товара (скажем, пшеницы) и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара называется графиком спроса или кривой спроса.
Гипотетическая табл. 1.1 представляет собой пример графика спроса. При любой цене, например при цене в 5 руб. за единицу веса, всеми потребителями будет куплено на рынке определенное количество пшеницы – в данном случае 9 млн. единиц веса за месяц. При более низкой цене, скажем – 4 руб. за единицу веса, количество купленной пшеницы возрастет и составит 10 млн. единиц. По данным табл. 1.1, на основе сопоставления колонки 3 с колонкой 2 мы можем определить покупаемое количество при любой цене.
Табл. 1.1 Данные для графика спроса на пшеницу.
Цена, руб. за единицу веса P |
Объем спроса, млн. единиц веса в месяц Q | |
A B C D E |
5 4 3 2 1 |
9 10 12 15 20 |
При любой рыночной цене всегда будет предъявляться определенный спрос на пшеницу. При более низкой цене количество товара, на которое предъявляется спрос, увеличивается, поскольку все большее число людей заменяет им другие товары, полагая, что они в состоянии позволить себе удовлетворить и менее насущные потребности в нем.
Цифровым данным табл. 1.1 можно дать и графическое толкование. На рис. 1.1 по оси ординат мы обозначаем переменный ряд различных цен на пшеницу, измеряемых в рублях за единицу веса. По оси абсцисс мы отмеряем количество пшеницы (в единицах веса), которое будет куплено за месяц.
Цены отложены по оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос, по оси абсцисс. Для каждой пары (P и Q) чисел из табл. 1.1 на графике соответственно нанесена точка, а плавно изгибающаяся кривая, проходящая через все эти точки, и представляет собой кривую спроса. Эта кривая dd отражает весьма важный закон постепенного изменения спроса.
Расположение любого перекрестка в городе можно определить, зная улицу и пересекающий ее проспект. Подобно этому, чтобы нанести точку на диаграмме, мы должны знать числовые значения ее координат: цену и количество. Для нашей первой точки А, соответствующей 5 руб. и 9 млн. единиц веса, мы отсчитываем пять единиц вверх, а затем 9 единиц вправо. Чтобы нанести следующую точку (точку В), мы поднимаемся вверх на 4 единицы и движемся вправо на 10 единиц. Последнюю точку, обозначаем точкой Е. Через все точки, проводим кривую dd.
Такое изображение графика спроса называется кривой спроса, по которой видно, что количество и цена находится в обратной зависимости: когда цена падает, количество возрастает. Это графическое изображение закона постепенного убывания спроса. Практически этот закон имеет силу в отношении всех товаров.
Закон постепенного убывания спроса заключается в том, что если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Или, что то же самое, если на рынок поступает большое количество какого-либо товара, то при прочих равных условиях он может быть реализован лишь по менее высокой цене.
Факторы изменения спроса.
Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения. К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.
Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий». Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.
В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Так, спрос на говядину может возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента рассредоточит спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной группе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими, невзирая на специфическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.
В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии (например эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.).
Проиллюстрируем на графике влияние неценовых факторов (рис. 1.2). Для этого в тех же осях цен и количества товаров поместим уже известную нам кривую спроса dd. Напомним, что неценовые факторы вызывают изменения спроса на товары, независимо от уровня их цены. Что происходит в подобных случаях с кривой спроса? Ответ однозначен: изменение неценовых факторов вызывает смещение всей кривой спроса, показывая изменение количества спрашиваемых товаров по той же цене.
Повышение спроса, вызванное тем или иным неценовым фактором, может быть показано смещением всей кривой спроса dd вправо вверх.
И наоборот, если неценовые факторы вызвали снижение потребительского спроса на рынках, то проиллюстрировать его можно сместившейся кривой спроса влево вниз. На нашем графике эти смещения показаны линиями d'd' – возросший спрос, где все точки А', В', С, D' на кривой показывают увеличение количества проданных товаров по неизменившейся цене. Линия d"d" соответствует положению сократившегося спроса, где принадлежащие ей точки А", В", С", D" соответствуют сократившимся продажам товаров спрашиваемых.
Таким образом, функцию спроса можно записать следующим образом: D = f (Р, Z1 Z2,... Zn), где Р - цена единицы товара; Z1 ... Zn - неценовые факторы.
Концепция предельной полезности возникла в 40-50-х годах Х I Х в., однако широкое распространение получила лишь в 70-х годах после трудов У.Джевонса, К. Менгера, Л.Вальраса и ряда других экономистов.
Со временем теория предельной полезности претерпела эволюцию: в ней выделяются кардиналисты (Дж.Нейман) и ординалисты (Парето, Хикс, П.Самуэльсон). Кардиналисты предполагают, что полезность количественно измерима, т. е. говорят, что потребитель способен сказать, сколько именно добавочной полезности он получает при потреблении дополнительной единицы товара X или Y. При этом экономисты используют вымышленную единицу измерения полезности — ютиль, что позволяет перевести рассуждения о поведении потребителя в количественную плоскость. Ординалисты же отрицают возможность количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. Так, П.Самуэльсон говорит, что полезность — это абстракция, означающая субъективное удовольствие, польза от потребления продукта, что ее невозможно измерить.
Поведение потребителя на рынке можно объяснить не только с точки зрения теории предельной полезности, но и с точки зрения теории потребительского выбора (ординалистская теория), которая отрицает возможность количественного измерения полезности.
Ординалисты предъявляют к потребителю менее строгие требования: надо только определить, дает ли комбинация товаров X и Y большую, меньшую или такую же величину полезности по сравнению с любой другой комбинацией этих товаров. И эту теорию они применяют для объяснения схемы, по которой потребители рационально распределяют свой ограниченный доход между полезными для них товарами.
Задается функция полезности U=f(Qx, Qy, Qz...), где Q — количество товаров X, Y, Z ..., потребляемое потребителем. Рассмотрим (как и ординалисты) функцию полезности для двух товаров: U=f(Qx, Qy), полагая, что то, что верно для двух товаров, то верно и для любого количества (если на одной оси координат откладывать одно благо, а на другой — все остальные).
Потребитель стремится максимизировать функцию полезности U=f(Qx,Qy)— max, то есть найти оптимальную комбинацию двух товаров (X и Y), которая бы принесла ему наибольшее удовлетворение. В этом состоит задача анализа. Выбор потребителя зависит от его желания и возможностей. Экономический смысл теории потребительского выбора состоит в том, чтобы совместить желания потребителя с его возможностями. При рассмотрении теории потребительского выбора предполагается также, что:
1. Предпочтения потребителя уже сформировались, т. е. он способен ранжировать альтернативные наборы товаров, либо он не делает различия между ними, т. е. безразличен к ним. Например, из двух наборов А и В, состоящих из разного количества товаров X и Y, потребитель предпочитает набор А набору В или одинаково к ним относится. При этом игнорируется стоимость наборов: можно предпочитать набор А, а купить В, т.к. его цена ниже.
2. Транзитивность предпочтений: если потребитель набор А, составленный из двух товаров X и Y, предпочитает набору В, составленному из этих же товаров, а набор В предпочитает набору С, то, следовательно, набор А будет предпочитаться набору С. Эта предпосылка, на первый взгляд кажущаяся несерьезной, очень важна, т.к. существуют случаи при принятии решений о производстве общественных товаров большинством голосов (теория общественного выбора), когда наблюдается парадокс голосования. Например, национальная оборона предпочтительнее плотины, плотина предпочтительнее туннеля, а в результате, когда сравнивается национальная оборона с туннелем, последний оказывается предпочтительнее первой.
3. Так как наш потребитель — рациональный человек, то большее количество товара он предпочитает меньшему (при этом предполагается, что это не антиблага, то есть они не вредят здоровью потребителя).
Все эти предпосылки образуют основу нашей модели потребительского выбора.
Линия бюджетного ограничения показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и при данном уровне цен на эти товары. С ее помощью проводится анализ возможностей потребителя. Например, товар X покупается по цене Px, а товар Y — по цене Ру. На покупку этих товаров потребитель тратит фиксированный доход I. Тогда уравнение бюджетного ограничения имеет вид: I=PxQx+PyQy. Перепишем это уравнение относительно Qy: Qy=I/ Py– Px Qx/ Py.
Видим, что зависимость линейная, следовательно, линия бюджетного ограничения на графике имеет вид прямой и ее можно построить по двум точкам. Начальная ордината равна I/Ру, а угловой коэффициент — Рх/Ру, он отрицательный, т.е. наклон линии бюджетного ограничения зависит от отношения цены товара X к цене товара Y. Расположение линии бюджетного ограничения (рис. 2.1) зависит от величины дохода потребителя и от изменения цен:
— если доход потребителя увеличится, то, следовательно, увеличится количество наборов, доступных покупателю, и линия бюджетного ограничения сдвинется вправо. И наоборот:
— при уменьшении денежного дохода количество доступных наборов снизится, и линия бюджетного ограничения сдвинется влево;