Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:26, контрольная работа
Рынок является обязательным компонентом товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
2
ВОПРОС 1. СПРОС НА ТОВАР И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА…
3
ВОПРОС 2.ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ…….
6
ВОПРОС 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ………………………
8
ВОПРОС 4. ВИДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ….
10
ВОПРОС 5. ПОТЕРИ ОТ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………….
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..
17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………..
18
Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство на рынке.
В зависимости от того, каким
образом конкурируют между
Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т. е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называется «рынок свободной конкуренции».
Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
большое количество мелких продавцов и покупателей;
продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;
невозможность контроля над
ценой и объемом купли-продажи
создает условия для
полная свобода входа на рынок и ухода с него: это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.
Несовершенная конкуренция подразделяется на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
При монополистической конкуренции
на рынке продолжает оставаться большое
количество продавцов и покупателей.
Но возникает новое явление -
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Олигополия представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. oligos - немногий, poleo - продать)5. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта - установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма. Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
Для олигополии характерны три признака:
в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;
кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;
в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.
Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом. Если на рынке существует только один покупатель, то имеет место монопсония.
Роль монополии в экономике
двойственна. Положительная сторона
в том, что продукция
Характерные черты монополии:
1. Отрасль состоит из
одной фирмы, которая является
единственным производителем
2. Из первого признака
вытекает, что покупатель должен
приобретать продукт у
3. В условиях
4. Существование монополии
предполагает наличие барьеров
для появления в отрасли
ВОПРОС 5. ПОТЕРИ ОТ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества и минимизацию общественных затрат на производство продукции.
Рынок несовершенной конкуренции, напротив, предполагает отклонение от состояния равновесия. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией. При переходе от конкурентного к монопольному уровню выпуска потребители теряют часть продукции, за которую они были бы готовы заплатить цену. Возникновение монополии в смысле данного определения ведет к потерям общественного благосостояния. Ситуация совершенной конкуренции рассматривается как нулевой уровень, точка отсчета от величины потерь, то есть эталон экономической эффективности. Отсюда делается вывод, что любое отклонение от условий модели совершенной конкуренции приводит к монополизму и снижению благосостояния.
Антимонопольное законодательство – система правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и иных ограничений и стимулов ( система налоговых ставок, законодательное определение приоритетов при предоставлении кредитов, регулирование процессов ценообразования на предприятиях-монополистах, формирование благоприятных правовых условий для создания малых и средних предприятий, поощрение добросовестной конкуренции).
Различают американскую модель ( антитрестовское) и европейскую модель антимонопольного законодательства. Начало антимонопольному законодательству было положено в США. Оно базируется на трех основных законодательных актах:
Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, сговор о ценах;
Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ценовую дискриминацию, определенные виды слияний и др.;
Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) запрещал «ножницы цен», ценовую дискриминацию и др.
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией.
Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль над ценами и контроль за слиянием компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Для проведения антимонопольной
политики государство создает
В России в 1991 г. принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка- в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом — командном — распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.
На рынке решающее значение
имеет количество продавцов и
масштабы их предложения, характер продукции,
легкость входа на рынок и выхода
из него, доступность информации. Знание
структуры рынка необходимо для
того, чтобы определить возможные
объемы продаж при различных уровнях
цен и то, как поведут себя предприятия-конкуренты
под воздействием предпринимаемых
шагов. По данному критерию выделяют
следующие типы рынков: чистой конкуренции,
чистой монополии, монополистической
конкуренции и олигополии. За исключением
чистой, или совершенной конкуренции,
все другие структуры характеризуют
рынок несовершенной
В современном мире конкуренция занимает ведущую роль в рыночном хозяйстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные и правовые акты
1.О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: закон РФ (в ред. Федерального Закона) от 09.10.2002 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2013. - №12. – Ст.2732.
Научная и методическая литература
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф.Борисов — М.: Юрайт, 2012. — 347 с.
3. Макроэкономика: учебник для вузов. - 3-е изд., доп. / под ред. Г.С. Вечканов. – С-Пб.: Питер, 2010. – 288 с.
3. Зубко Н.М. Экономическая
4. Куликов Л.М. Основы
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А.Смит - М.: 2009. – 332 с.
6. Сушкевич А.И. Обоснования антимонопольной политики государства / А.И. Сушкевич // Экономическая политика. – 2010. - №4. - С. 200-206.
7. Тимофеев Ю.В. Критика теоретических основ антимонопольного регулирования / Ю.В. Тимофеев // Экономический Вестник. – 2012. - №6. – С. 45.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Кривая предложения
1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А.Смит - М.: 2009. – С. 56
2Зубко Н.М. Экономическая теория: учебное пособие. - 2-е изд. / Н.М. Зубко. – М.: ТетраСистемс, 2013. – С. 123
3 Макроэкономика: учебник для вузов. - 3-е изд., доп. / под ред. Г.С. Вечканов. – С-Пб.: Питер, 2010. – С. 67
4 Куликов Л.М. Основы экономических знаний / Л.М. Куликов. – М.: Финансы и статистика, 2011. – С. 34
5 Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф.Борисов — М.: Юрайт, 2012. — С. 146