Спрос, специфика его формирования и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:59, реферат

Краткое описание

Прогнозирование объемов авиаперевозок производится на макроуровне с применением экономико-математических моделей, а затем выполняется детальный расчет ожидаемой доли авиакомпании на микроуровне. При прогнозировании применяются: качественные и количественные методы, методы принятия оптимальных решений.
Большинство математических моделей строятся на процентном изменении причинного фактора к процентному изменению перевозок (эластичность показателя объема перевозок к различным факторам).

Вложенные файлы: 1 файл

Utekova_Khalida_Rustamovna.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Утекова Халида Рустамовна   группа 391 ФААП, ОАП

 

Спрос, специфика его  формирования и прогнозирование.

Спрос (ёмкость рынка в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар  по различным ценам.

 

Закон спроса и предложения

Виды спроса в зависимости  от влияния цены

В зависимости от влияния цены различают:

  • спрос эластичный имеет тенденцию к изменению при изменении цены на товар или дохода населения (спрос на автомобили, электробытовые товары и т.д.);
  • спрос неэластичный имеет тенденцию оставаться неизменным вне зависимости от изменения доходов населения и цены на товар (спрос на товары, обеспечивающие жизнедеятельность человека — товары потребительской корзины).

 

Прогнозирование спроса

 

Прогнозирование спроса - это научно обоснованное предсказание развития рынка во времени на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей.

Прогнозирование спроса в торговом предприятии — это прогноз будущих продаж, определение потребности в товарах и необходимых объемов закупок, составление заказов на поставку товаров.

 

В зависимости от времени  различают следующие виды прогнозирования спроса:

  • оперативное — до 1 месяца;
  • конъюнктурное — от 3 до 6 месяцев;
  • краткосрочное — от 1 года до 2 лет;
  • среднесрочное — от 2 до 5 лет;
  • долгосрочное — от 5 до 10 лет;
  • перспективное — свыше 10 лет.

Методы прогнозирования  спроса

Прогнозирование спроса осуществляется с помощью различных методов, которые подразделяют на:

  • эвристические, в которых преобладают субъективные начала:
    • социологические — основаны на опросах конечных покупателей, выявлении их мнений и намерений;
    • экспертные методы — основаны на подборе и формировании группы достаточно компетентных специалистов, которые высказывают свое мнение на основе знаний, опыта, интуиции, и оно рассматривается как экспертная оценка (метод Дельфи, метод мозгового штурма);
  • экономико-математические, где преобладают объективные начала:
    • статистические методы — моделирование (строится прогнозная модель, которая характеризует зависимость изучаемого параметра от ряда факторов), расчет коэффициента эластичности спроса, экстраполяция (базируется на прошлом опыте, который пролонгируется на будущее);
  • специальные методы (трендовые модели в графическом или математическом виде). Тренд — временной фактор, который характеризует основную тенденцию изменения показателей — учитывают особенности спроса на различные товары (товары длительного пользования — тестирование рынка, панельные опросы; товары единовременного пользования — метод пробных покупок, повторных покупок).

 

Методы изучения прогнозирования спроса

 
Спрос населения на товары это форма проявления потребностей, обеспеченная денежным эквивалентом. Развитие спроса определяется системой различных факторов (ценами на товары, уровнем дохода потребителей, взаимозаменяемостью отдельных товаров и товарных групп). Спрос, являясь платежеспособной потребностью, может принимать различные виды. Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся спрос.

Реализованный спрос соответствует той части предъявляемого населением 
спроса, которая фактически удовлетворена в результате покупок товаров 
в розничной сети.

Неудовлетворенный спрос - эта та часть фактически предъявляемого 
населением спроса, которая в той или иной момент не была реализована 
из-за отсутствия в продаже нужных изделий. 
 
Формирующийся спрос представляет собой совокупность новых требований, 
предъявляемых покупателями к потребительским свойствам, качеству и 
внешнему оформлению товаров, способных повлечь за собой необходимость 
существенной перестройки производственного и торгового ассортимента. 
 
Спрос населения на товары народного потребления характеризуется 
объемом и структурой. Объем спроса представляет собой сумму денежных 
средств, которые население обменивает на товары и услуги. Он 
определяется величиной покупательных фондов населения, а в условиях 
ненасыщенного рынка также размером неудовлетворенного спроса населения  
Покупательные фонды - это расчетный показатель, исчисленный на основе 
баланса денежных доходов и расходов населения. 
 
Если покупательный фонд - это денежные средства, предназначенные для 
покупки товаров, то покупательная способность - это количество товаров,  
которое население может приобрести на определенную денежную единицу. 
Покупательная способность прямо зависит от уровня и соотношения цен на 
товары и уровня доходов населения. При стабильных ценах она прямо 
пропорциональна доходам: динамика покупательной способности различных групп населения соответствует динамике их доходов (при прочих 
равных условиях). Взаимная увязка роста доходов населения и изменения 
цен на товары позволяет регулировать покупательную способность 
населения. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозирование спроса на рынке авиаперевозок

Прогнозирование объемов  авиаперевозок производится на макроуровне  с применением экономико-математических моделей, а затем выполняется  детальный расчет ожидаемой доли авиакомпании на микроуровне. При прогнозировании применяются: качественные и количественные методы, методы принятия оптимальных решений.

Большинство математических моделей строятся на процентном изменении причинного фактора к процентному изменению перевозок (эластичность показателя объема перевозок к различным факторам).

Так, эластичность перевозок  по тарифу характеризуется коэффициентом  эластичности - 0.5-1.0 с отрицательным  знаком, показывающим, что перевозки увеличиваются при снижении тарифа. Для ВНП коэффициент ценовой эластичности составляет 1.5-2.5 с большей эластичностью при неразвитом рынке.

Форма основной модели, используемой для всемирного анализа, является следующей:

где Y- выполненные пассажиро-километры:

А -  валовой внутренний продукт в реальном выражении (ВВП):

Z - доход от пассажирских  перевозок на пассажире - километр

в реальном выражении (PY1ELD):

а, b , с -  постоянные коэффициенты, значения  которых были получены методом статистической оценки: b, с  - равны эластичности спроса в соотношении соответствующего ВВП  и PYIELD.

С помощью логарифмирования вышеуказанная зависимость имеет  вид:

lnY = a + b  x  ln X + c  x  lnZ


После построения прогноза авиаперевозок в целом по стране, встаёт задача определения доли авиакомпании в этих перевозках.

Приступая к прогнозированию  спроса на авиаперевозки, необходимо собрать  полную информацию о рынке. Рынок  состоит из потребителей, имеющих  схожие потребности. Однако совокупность покупателей никогда не бывает однородной. Они различаются по своим желаниям, в сумме денег, которую готовы заплатить, требуемому его количеству и источником получения информации. Следовательно, авиакомпании целесообразно разделить рынок на сегменты, а затем выбрать один или несколько для освоения.

Ниже приводятся наиболее часто используемые переменные сегментирования  потребительских рынков: 

Географическая сегментация    предполагает разделение граждан по региону жительства, размеру населенного пункта, плотности населения в регионе, климату.

Демографическая сегментация  делит население по полу, возрасту, семенному положению, количеству членов семей, стадиям жизненного цикла  семьи, уровню доходов, роду занятий, образованию, религиозным убеждениям, национальности.

Психологическая сегментация подразделяет потребителей на разные социальные классы; (низший, средний, высший). По стилю жизни; (обычный, с видоизменениями, богемный). Под типам личности; (покорная, общительная, авторитарная, целенаправленная и пр.).

Поскольку потребители имеют различные нужды, разработка конкретного предложения для каждого сегмента обеспечивают лучшие решения их проблем. Например, если бы авиакомпания предоставила одинаковое обслуживание всем пассажирам, предприниматели бы требовали услуг, в которых не испытывают потребности средне статистически потребитель, а студентов не устраивала бы цена билета. Разработка особых комплексов услуг для каждого сегмента позволяет наиболее эффективно удовлетворять запросы потребителей.

Высокая эффективность  сегментации достигается в том случае, если сегменты обладают следующими свойствами: измеримость, показывающая, как могут быть измерены объем и покупательская способность сегмента; доступность, определяющая, в какой степени сегмент подается влиянию и может быть обслужен; доходность, то есть привлекательность сегмента для авиакомпании; возможность освоение, то есть количество сегментов, выявленных авиакомпании, которая она собирается и может обслужить.

Для разработки стратегии  авиакомпании и оценки реального  объема авиаперевозок необходимо провести сегментацию рынка авиаперевозок и тщательно проанализировать возможности авиакомпании по освоению выделенных сегментов.

После разделения рынка  на группы потребителей авиакомпания выбирает один или несколько сегментов  для освоения. Для оценки привлекательности сегмента используются следующие факторы: размер сегмента; возможности роста сегмента; прибыльность сегмента; конкуренция на данном сегменте, настоящая и потенциальная; возможности самой авиакомпании.

Затем осуществляется позиционирование товара на целом сегменте рынка и разработка соответствующего комплекса маркетинга.

Наиболее часто в  практике работы авиакомпаний мира используются три вида сегментации: по дальности  полета, по культурным традициям страны проживания или рождения пассажира, по целям путешествий.

Прежде чем, перейти  к сегментации рынка грузовых перевозок, необходимо определить основные отличия этого рынка от пассажирского.

Основными отличиями  являются:

-груз всегда лежит  в одну сторону, то есть спрос  по направлениям несбалансирован. Авиакомпания вынуждена применять на незагруженных направлениях низкие тарифы для привлечения загрузки;

-груз различен по  размерам, весу, плотности, требованиям  к условиям хранения и погрузки;

-на пассажирском рынке  на больших расстояниях конкуренция с другими видами транспорта практически не существует

Груз может быть поделен  в соответствии с классификацией на три сегмента: срочный груз, обычный  груз, несрочный скоропортящийся  груз.

1.Срочный груз. Величина  тарифа на этом сегменте не имеет большого значения, поэтому такие перевозки выгодны. Прогнозировать спрос по этому сегменту невозможно. Срочный груз делится на 2 субсегмента:

1.1 груз оперативной  срочности;

1.2 груз рыночной стоимости.

Для успешной работы на сегменте авиакомпания должна выполнять рейс с большой частотой, иметь систему бронирования грузовых перевозок и организовывать службу доставки по адресу грузополучателя.

2. Обычный груз.

При перевозках на этом сегменте сильна конкуренция с наземными  видами транспорта и авиакомпании вынуждены назначать более дешевые тарифы.

Но этот сегмент имеет  свои преимущества:

-стоимость упаковки  грузов на ВТ ниже, т.к. применяется  более совершенное  погрузочно-разгрузочное  оборудование, более легкая упаковка;

-стоимость страхования  груза на ВТ ниже, чем на наземном транспорте, т.к. перевозки производятся быстрее и с большей сохранностью;

-улучшается оборачиваемость  средств, из-за коротких сроков  доставки.

3. Несрочный скоропортящийся  груз.

Прогнозировать спрос  на этом сегменте проще, т.к. перевозки предсказуемы , они отличаются сезонностью однонаправленностью грузопотока, это груз требует специального погрузочно-разгрузочного оборудования, холодильных камер. Выделяют два субсегмента:

1. Физически скоропортящийся  груз (цветы, фрукты, морепродукты);

2. Экономически скоропортящийся  груз (товар с коротким жизненным  циклом: газеты, аудио- и видеозаписи,  модная одежда).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

1. «Основы маркетинга»  Котлер Филипп

2. «Основа маркетинга» Котлер Ф.,Армстронг Г.,Вонг В.,Сандерс Д.

3. http://www.aviaplace.ru/

 

 

 




Информация о работе Спрос, специфика его формирования и прогнозирование