Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в России и развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:32, доклад

Краткое описание

Для проведения сравнительного анализа необходимо разделить систему антимонопольного на отдельные составляющие.

Вложенные файлы: 1 файл

1Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в России и развитых странах(нефть).docx

— 26.06 Кб (Скачать файл)

     2.3 Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в России и развитых странах 

     Для проведения сравнительного анализа  необходимо разделить систему антимонопольного на отдельные составляющие.

  1. Законодательная и правоприменительная системы

     Правовая  система США в основном базируется не на законах, а на судебной практике, что также применимо и к  антимонопольному регулированию. Законы содержат лишь общие положения и  правила, а основная нагрузка ложиться на судебную систему, которая генерирует окончательное решение. Данная система в корне отличается от российской, так как для ее успешного функционирования необходимо фактическое и эффективное разделение власти. Подобная практика гарантирует высокое качество принимаемых решений в связи с тем, что каждое дело рассматривается в контексте рыночной ситуации, и монополизация допускается в случаях, когда это приводит к увеличению эффективности производства в отрасли. Однако, эта система требует значительных затрат на делопроизводство. В России действует система аналогичная европейской, которая подразумевает верховенство закона над судебным решением. В российской практике американский подход невозможен в связи с неразвитостью судебной системы.

  1. Система антимонопольного регулирования

     Система антимонопольного регулирования в  США представлена двумя органами: министерством юстиций и ФТК, которые имеют широкий круг полномочий для борьбы с монополизмом.

     В России существует один орган, который  осуществляет антимонопольное регулирование. В большинстве европейских стран  система антимонопольного регулирования  состоит из двух элементов. В Германии основным органом, осуществляющим контроль над действием предприятий, занимающих монопольное положение, является Федеральное управление по делам картелей.

     Работу  по антимонопольному регулированию  во Франции возглавляет министр по делам экономики при содействии Совета по делам конкуренции.

  1. Нарушения антимонопольного законодательства.

     Во  всех развитых странах антимонопольные  законы нарушаются коммерческими фирмами, которые хотят обрести монопольную  власть и получить сверхприбыль.

     В России сложилась совершенно иная ситуация. Ключевое место занимают нарушения  с участием властных структур. Данный факт является крайне настораживающим, он в основном свидетельствует о  том, что органы власти также вовлечены  в экономические отношения, имея при этом значительные преимущества перед предпринимателями (рисунок ). Это рождает коррупцию и системное нарушение конкурентных взаимоотношений.  

     

     Источник: Отчет ФАС 2009г.

  1. Система штрафных санкций за нарушение антимонопольных законов

     Штрафные  санкции могут быть выражены в двух формах:

  • В виде фиксированной суммы денежных единиц;
  • В виде процента от выручки или оборота компании за предшествующий год.

     Относительная система, применяемая во многих странах, имеет ряд преимуществ, и основным среди них является изменение  суммы штрафа в зависимости от размера фирмы. Значения штрафов  находятся на уровне от 1 до 10 или 15 процентов. Штрафные санкции находятся на таком  уровне, который неизбежно приводит фирму к банкротству, то есть никакая  выгода от нарушения закона не может  покрыть штраф, в случае привлечения  к ответственности.

  1. Фактор вовлечения в мировую торговлю.

     Не  стоит забывать, что экономики  США и Европы намного сильнее  вовлечены в систему мировой  торговли. Этот факт накладывает свой отпечаток на антимонопольное регулирование. В ряде случаев намного выгоднее поддерживать монопольные образования, которые производят и реализуют  конкурентоспособную продукцию  на мировом рынке. В данном случае мы можем говорить о подмене внутренней конкуренции внешней. В подобной ситуации монополия это положительное  явление, так как она обеспечивает снижение общих постоянных издержек за счет меньших управленческих расходов и экономии на масштабах.

     В этом контексте необходимо рассмотреть  два аспекта, а именно горизонтальную и вертикальную интеграцию. Горизонтальная интеграция - объединение фирм выпускающих однородную или взаимозаменяемую продукцию. Горизонтальная интеграция - объединение фирм с отношениями «поставщик-покупатель».

 

     2.3.1 Подход к горизонтальной  интеграции

     Отношение к горизонтальной интеграции со стороны  антимонопольных органов всех развитых стран достаточно однозначно отрицательное. Горизонтальная интеграция намного быстрее приводит к увеличению монопольной власти, что, по мнению антимонопольных органов, значительно снижает эффективность экономики. Хотя, даже в отношении горизонтальной интеграции нельзя однозначно сказать, что она приводит только к отрицательным результатам. Существует ряд положительных сторон:

  • Экономия на масштабах,
  • Упрощение функции контроля со стороны властных структур,
  • Возможность генерирования и внедрения в производство результатов НТП,
  • Возможность стандартизации выпускаемой продукции,

     В ряде случаев горизонтальная интеграция является единственно возможной. Как, например, в случае водоснабжения, транспорта и т. д. В данных областях, чем больше объем производства, тем меньше издержки и цена. Это позволяет производить  общественные товары и услуги по низким ценам. 

     2.3.2Подход  к вертикальной  интеграции

     Вертикальная  интеграция является намного более  сложным и неоднозначным явлением в экономике. Объединение организаций, при которой формируется полный цикл производства от сырья до реализации не воспринимается антимонопольными органами как что-то однозначно отрицательное. В данном случае мы можем говорить об объединении со всеми положительными аспектами, но без значительного увеличения доли на рынке. Вертикально-интегрированные компании занимают несколько рынков на разных уровнях, что не должно приводить к монополизации сегмента рынка.

     В контексте вертикальной интеграции необходимо выделить ряд отрицательных  моментов:

     Образование трансфертной цены, неадекватное распределение  выручки и прибыли различными уровнями производства;

     Недополучение налоговых отчислений бюджетом;

     Если  вертикально-интегрированные компании доминируют в определенной области, то единицей рынка будет ВИК, а  результатом работы, лишь конечный продукт, предназначенный для потребления.

     Подход  к вертикальной интеграции в системе  антимонопольного регулирования крайне важен, так как российская нефтепереработка, в основном, представлена в виде вертикально-интегрированных нефтяных компаний, которые контролируют весь технологический процесс от добычи нефти до переработки и реализации конечного товарного продукта. Как  уже было замечено ранее, отношение  западных антимонопольных органов  к вертикальной интеграции достаточно лояльно. Считается, что в данном случае это повышает эффективность  производства, способствует внедрению  результатов НТП и т. д., но это  правдиво только в случае отсутствия горизонтальной интеграции или сговора.

     Фактически  российская нефтепереработка представлена не одним производителем (абсолютным монополистом), а рядом крупных  фирм (олигополией). Олигополисты не имеют значительного влияния над ценой, производимого товара, что противоречит фактической ситуации. Основной момент заключается в том, что в каждом конкретном регионе, округе нефтепереработка представлена лишь одной организацией, а действия других значительно ограничены. (Исключение составляет Москва, Санкт-Петербург) Данная система полностью подпадает под определение монополии со всеми вытекающими последствиями. Возникает справедливый вопрос: «почему такое происходит у нас, но не происходит в США или Европе, и каковы причины этого?» С моей точки зрения такая ситуация могла сложиться только в результате сговора между участниками рынка.

     Об  этом свидетельствуют многие факторы  такие как:

  1. Отсутствие колебаний цен на нефтепродукты в связи с изменением цены на нефть.
  2. Отсутствие, каких либо изменений в качестве нефтепереработки и нефтепродуктов.
  3. Дифференциация цен.

     Транспортировка нефти является абсолютно монополизированной областью, которая может диктовать  свои условия. Ведь невозможно построить  НПЗ не получив согласие Транснефти на подключение к нефтепроводу, и невозможно добывать нефть если ее нельзя сбыть. Монополизация одной сферы приводит к ухудшению состояния всех смежных отраслей. В этом ключе можно сказать, что нефтепереработка как часть энергетики является одной из локомотивов экономики страны. Цена топлива является частью себестоимости практически всех товаров и услуг.

     Система налогов построена таким образом, что стимулирует экспорт сырой  нефти, а не нефтепереработку в России. Налоговая нагрузка на нефтепереработку превышает все допустимые значения. Это приводит к образованию трансфертных цен, то есть цен товаров и сделок реализуемых внутри вертикально-интегрированных  компаний. Следует отметить, что  трансфертные цены не имеют ничего общего с рыночными и служат исключительно для уменьшения налогооблагаемой базы и перераспределения прибыли. Подобные структуры не способствуют ничему кроме получения монопольной прибыли.

     Российская  система антимонопольного регулирования  намного ближе к европейской. Это обусловлено общей структурой законодательства и историческими фактами. Но прямое заимствование этой системы не приводит к положительным результатам, потому что в Европе антимонопольное регулирование базируется на четкой правовой базе, развитой демократии и адекватной системе налогообложения.

 

Информация о работе Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в России и развитых странах