Сравнительный анализ основных типов рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой проблемы несомненна – несмотря на ее огромную практическую значимость нельзя констатировать отсутствие значительного потенциала для ее исследования. Особенный интерес представляет исследование этой темы еще и потому, что она помогает лучше понять сущность изменений происходящих в структуре рынка в последнее время, а также определить приоритетные направления его развития. Кроме того, исследование полярных рыночных структур позволяет лучше понять механизм функционирования промежуточных структур - монополистической конкуренции и олигополии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1 Характеристика и анализ рынка совершенной конкуренции………………5
1.1 Сущность и принципы модели совершенной конкуренции………………5
1.2 Рынок совершенной конкуренции в краткосрочном периоде……………9
1.3 Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде……………13
2. Характеристика и анализ рынка монополии……………………………….19
2.1 Сущность и принципы модели монополии…………………….…………19
2.2 Монополия в краткосрочном периоде…………………………………….24
2.3 Монополия в долгосрочном периоде……………………………………...27
3. Сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции……………………………………………………………………..32
3.1Основные различия структуры и механизма функционирования...........32
3.2 Входные барьеры как причина различий между монополистическим и конкурентным рынками........................................................................................33
Заключение………………………………......……………………………...........36
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

13 курс.docx

— 127.85 Кб (Скачать файл)

1. Отсутствие совершенных  заменителей. Предприятие-монополист  может выпускать однородную или  дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее чем совершенны. Иначе говоря, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо пренебрежимо мала. 

Хотя монополист и является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование более или менее близких, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предприятиями. Это давление всеобщей конкуренции за деньги покупателей воплощено в самой функции (кривой) спроса, которой для монополиста является рыночная (отраслевая) функция (кривая) спроса на его товар.

2. Отсутствие свободы  входа на рынок (в отрасль). Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Среди них: 

— наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию; 

— существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров; 

— контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов; 

— наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль; 

— высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов. 

Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов. 

3. Одному продавцу противостоит  большое число покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двухсторонней монополией. 

4. Совершенная информированность. И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно конкурентного предприятия. Последний, как мы знаем, является ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром, а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси выпуска. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене свою прибыль, ему достаточно лишь знать свою функцию затрат. Другое дело предприятие-монополист, кривая спроса на продукцию которого является и кривой спроса отрасли. Следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т. е. все возможные соотношения между ценами спроса и его объемами. Более того, в некоторых ситуациях, например при осуществлении монополистом ценовой дискриминации, ему нужно знать и функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка. Очевидно, что допущение о совершенной информированности субъектов рынка в случае монополии не более реалистично, чем при совершенной конкуренции, и мы увидим, что предприятия, обладающие в той или иной степени монопольной властью, при недостаточной информированности о кривых спроса обычно пользуются при установлении цен некоторыми эмпирическими правилами.

Рассмотрим виды монополии. Начнем с проведения различий между тремя типами обстоятельств, в силу которых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке. 

1. Закрытая монополия. Она  защищена от конкуренции с  помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия  почтовой службы США на доставку  почты первым классом. Другими  вариантами возникновения закрытой  монополии является патентная  защита, институт авторских прав. 

2. Естественная монополия  — отрасль, в которой долгосрочные  средние издержки достигают минимума  только тогда, когда одна фирма  обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный  эффективный масштаб производства  товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок  предъявляет спрос по любой  цене, достаточной для покрытия  издержек производства. В данной  ситуации разделение выпуска  между двумя или большим количеством  фирм приведет к тому, что масштабы  производства каждой будут неэффективно  малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. [13.155] 

3. Открытая монополия. В  этом случае фирма на некоторое  время становится единственным  поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной  защитой от конкуренции, как это  имеет место в случае закрытой  или естественной монополии. В  ситуации открытой монополии  часто оказываются фирмы, впервые  вышедшие на рынок с новой  продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже. 

Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как существуют барьеры для конкуренции). Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты. Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров-субститутов.  
Возможности монополиста, как и любой другой фирмы, получить прибыль, частично ограничены издержками производства. Специфические ограничения, которые характерны для системы совершенной конкуренции, не подходят для монополии. [12.158] 

Другим важным ограничением для монополиста является спрос на его продукт. Так как монополист по определению функционирует на рынке один, кривая спроса для фирмы есть то же, что кривая спроса для всего рынка. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере того, как цена падает. Предполагается, что монополист узнает свойства кривой спроса либо с помощью эконометрики, либо интуитивно (методом проб и ошибок). Поскольку и цена, и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса, имеющей отрицательный наклон, монополист ведет себя совершенно не так, как ведет себя «прайс-тейкер» при совершенной конкуренции. Монополист выбирает такую комбинацию «цена — количество», которая приносит максимальную прибыль. Коль скоро он ищет наиболее «доходную» цену из набора возможных цен, то его можно назвать «искателем цены». 

Модель монополии, предполагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой—монополией.  
Можно сделать вывод. Рынки, на которых не выполняются условия совершенной конкуренции и производители могут воздействовать на рыночные цены, называются рынками несовершенной конкуренции. Такие рынки неоднородны и разделяются на три группы: рынок чистой монополии рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции. Противоположностью совершенной конкуренции является рынок чистой монополии. В условиях монополии фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющих близких заменителей. Как правило, при чистой монополии существуют непреодолимые барьеры для вхождения в отрасль. Монополия, будучи единственным продавцом, лишает потребителя возможности выбрать продавца с наилучшими условиями продаж. 

 
2.2 Монополия в краткосрочном  периоде.

При данных функциях спроса и затрат предприятие-монополист может максимизировать прибыль, выбирая либо объем выпуска, либо цену. Назовем оптимальным такой объем выпуска, при котором прибыль монополиста максимальна.  
Условие максимизации прибыли монополии (MR=MC) изображено на рис.5. Фирма устанавливая объем выпуска в точке (F), где предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).  
 

Рис.5 Определение цены и выпуска монополиста. 


 

  
         Точка пересечения линий MR и МС, определяющая комбинацию монопольной цены (Pm) и монопольного выпуска (Qm), называется точкой Курно.

Объем выпуска (Qm), соответствующей точке Курно, обеспечивает фирме максимальную прибыль. 

Монопольному объему выпуска Qm соответствует монопольная цена Рm. При этом краткосрочные издержки фирмы на единицу продукции составят величину QmB, выручка на единицу продукции – QmG, а прибыль на единицу продукции – GB. В связи с этим совокупная выручка от продажи всей продукции составит: TR= Pm*Qm или равна площади прямоугольника PmGQmO. Совокупные издержки равны площади прямоугольника CBQmO, а прибыль монополии в краткосрочном периоде – разнице между совокупной выручкой и совокупными издержками, то есть площади заштрихованного прямоугольника PmGBC. 

В ситуации, когда общие средние краткосрочные издержки вырастут до величины SAC1, монополия получит нулевую прибыль при оптимальном выпуске. Если же средние краткосрочные издержки вырастут до величины SAC2 – монополия получит отрицательную прибыль, равную величине прямоугольника CmHGPm. Превращение монопольной прибыли в нулевую или отрицательную может быть как по причине роста издержек, так и сокращения спроса (сдвиг линии спроса на монопольный товар влево и вниз). 

Можно считать, что мы рассмотрели три предприятия-монополиста со случайно совпадающими функциями спроса на их продукцию. Можно, однако, использовать тот же инструментарий и для того, чтобы показать, что при снижении спроса и при сохранении неизменной технологии монополия может из прибыльной превратиться в убыточную. Убедиться в этом полезно в связи с широко распространенным мнением, что после освобождения цен предприятия-монополисты в Казахстане получили возможность сократить производство, с лихвой компенсируя потери выпуска за счет повышения цен. Справедливость такого мнения сомнительна уже потому, что если бы такая избыточная компенсация действительно имела место, то вслед за освобождением цен не возник бы масштабный кризис неплатежей, превратившийся в хроническую болезнь казахстанской экономики. [5.49]  
Таким образом, обладание монопольной властью на рынке не гарантирует положительной экономической прибыли. Как и в случае совершенной конкуренции, монополист покинет отрасль лишь в том случае, если цена на его товар окажется ниже средних переменных затрат при оптимальном выпуске. Даже если монополия не сможет возместить свом постоянные издержки в коротком периоде (на рис.5 линия SAVC не показана, но она расположена ниже SAC), она все же будет продолжать оставаться на рынке.  
Как и в условиях совершенной конкуренции, оптимальный для фирмы объем производства в точке равенства предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (Р=MR), то в условиях несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции (MR<P). Поэтому, если в совершенно конкурентном рынке равновесие фирмы достигается в точке равенства предельного дохода предельным издержкам и цене единицы продукции (H=MR=MC), то в условиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с совершенной конкуренцией (P > MR = MC). При этом в условиях монополии фирма всегда стремится к получению экономической прибыли, не доступной для рынка совершенной конкуренции. Поэтому оптимальным для монополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции (средними издержками) (P > AC), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли. 

Она характеризует ситуацию, при которой фирма – монополист выбирает такой объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли.  
Достижение такого равновесия предпочтительно для любой фирмы в условиях несовершенной конкуренции, будь то чистая монополия, олигополия или монополистический конкурент. Однако в условиях монополии долгосрочное получение экономической прибыли более вероятно в силу отсутствия конкуренции на рынке. Если конкуренция на рынке все же существует (как в случае олигополии и монополистической конкуренции), то экономическая прибыль в долгосрочном периоде сокращается, и возможно, даже исчезает. Давайте рассмотрим это подробнее. 

2.3 Монополия в долгосрочном  периоде

Для фирмы-монополиста, находящейся в такой ситуации, график, подобный представленному на рис. 5, может адекватно описать процессы максимизации прибыли как на краткосрочном, так и на долгосрочном временных интервалах. Изменяется лишь интерпретация кривых. Кривая, отображающая изменение средних совокупных издержек на рис. 5 теперь будет интерпретироваться как кривая долгосрочных средних издержек фирмы, причем возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных издержек. В новой ситуации кривая предельных издержек будет соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек. Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска, когда долгосрочные предельные издержки равны долгосрочному предельному доходу. Долгосрочная равновесная цена будет равна высоте кривой долгосрочного спроса в этой точке. О таком долгосрочном равновесии следует особо сказать следующее: 

 

 1. В условиях долгосрочного  равновесия фирма должна функционировать, по крайней мере, безубыточно. Ситуация  минимизации убытков, представленная на рис. 5 не может быть долгосрочным равновесием: фирма просто уйдет с рынка, если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки. 

2. В отличие от случая  совершенной конкуренции долгосрочное  равновесие в условиях монополии  отнюдь не обязательно должно  устанавливаться в точке минимума  кривой долгосрочных совокупных  издержек. Оно может быть достигнуто  как при условии выпуска ниже  минимума кривой долгосрочных  средних издержек, так и при  уровне выпуска, превосходящем минимум кривой долгосрочных средних издержек. Вне зависимости от конкретной величины долгосрочного равновесного выпуска монополист всегда изберет такой размер производственного предприятия, который в наибольшей степени соответствует этому уровню выпуска. Графически это означает, что кривая краткосрочных средних совокупных издержек является касательной к кривой долгосрочных средних издержек в точке равновесного выпуска продукции.

Информация о работе Сравнительный анализ основных типов рынков