Сравнительный подход к оценке бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:10, контрольная работа

Краткое описание

Сравнительный подход – общий способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого применяют один или более методов, основанных на сравнении предполагаемого к продаже предприятия с аналогичными, уже проданными на рынке компаниями.
Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов.

Содержание

1 В чем заключается сущность сравнительного подхода к оценке бизнеса?
Область его применения и основные ограничения…………………………….3
2 Задача……………………………………………………………………………...13
3 Задача……………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы……………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

ОЦЕНКА БИЗНЕСА 3ВАРИАНТ.docx

— 51.63 Кб (Скачать файл)

При применении данного метода важную роль играет подбор предприятий-аналогов для сравнения. Идеальные предприятия-аналоги – те, которые действуют в той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, ведут подобные хозяйственные операции, близки по размеру и т. д. Поиск аналогичных предприятий должен базироваться на достаточно жестких критериях отбора, среди которых можно выделить:

- принадлежность к одной и той же отрасли;

- достаточно высокое сходство выпускаемой продукции и ассортимента;

- примерное равенство объёма и качества производимой продукции;

- товарную и территориальную диверсификацию;

- одинаковые стадии жизненного цикла компаний (например, стадии роста или упадка);

- сходные по размеру производственные мощности;

- технологическую и техническую оснащённость;

- сопоставимые стратегии развития компаний;

- примерно одинаковые уровни рисков, связанных с предпринимательской деятельностью;

- примерно равную степень учёта климатических и территориальных различий или особенностей;

- сопоставимость по числовым оценкам экономических и финансовых показателей компаний (выручка, численность, стоимость активов и т. д.);

- сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты и т. д.).

Важная часть оценки по методу рынка капитала – анализ финансового положения компании и сопоставление с предприятиями-аналогами. При сравнительном подходе к  оценке предприятия используются все  традиционные приёмы и методы финансового  анализа. Система аналитических  показателей и критериев сравнения, применяемых при анализе финансового  положения компании, так же, как  и методология оценки стоимости  компании в целом, зависит от сформулированной собственником цели оценки.

Заключительный этап оценки бизнеса с использованием сравнительного подхода – сведение воедино полученных результатов. Применение различных  мультипликаторов (после всех необходимых  корректировок) даёт оценщику различные  варианты стоимости предприятия. Выбор  окончательного результата основан  на придании процентного веса каждому  подходу. Обычно если активы предприятия  незначительны по сравнению с  получаемой прибылью, следует полагаться на мультипликатор цена/прибыль (денежный поток); если же прибыль практически  отсутствует, то целесообразно основываться на мультипликаторе цена/стоимость  активов.

Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса.

Наибольшая сложность  при применении данного метода заключается  в необходимости выбора подходящей компании-аналога. Между тем на российском рынке отсутствует достаточная  по объёму статистика продаж бизнеса  для получения необходимой для  расчётов информации.

Для некоторых отраслей национальной экономики, в которых объёмы ретроспективной  информации по сделкам становятся всё  более многочисленными (например, телекоммуникации, нефтяная отрасль), значение данного  метода постепенно повышается. В остальных  случаях этот метод может быть использован как инструмент проверки достоверности результатов расчётов стоимости бизнеса, полученных с помощью других подходов (например, доходного подхода).

В результате оценки компании методом рынка капитала получают стоимость неконтрольного пакета акций с высокой степенью ликвидности. Для того чтобы получить стоимость контрольного пакета в  компании, акции которой не продаются  на открытом фондовом рынке и финансовая информация по которой широко не представлена, необходимо добавить премию за контроль и вычесть скидку за недостаточную ликвидность.

Метод сделок (продаж) является частным случаем метода рынка  капитала. Он исходит из необходимости  определения стоимости готового бизнеса, или, иначе, контрольного (мажоритарного) пакета акций компании-аналога. Цена обыкновенных акций принимается  по результатам совершённых ранее  сделок на фондовом рынке. В основе метода лежит определение соответствующих  мультипликаторов на базе финансового  анализа и прогнозирования. Финансовый анализ и сопоставление показателей  осуществляются так же, как и в  методе рынка капитала.

Этапы процесса оценки бизнеса  методом сделок совпадают с этапами  оценки бизнеса методом рынка  капитала. Однако наряду с совпадением  этапов оценки, методы рынка капитала и сделок имеют ряд различий (табл. 1).

Таблица 1- Основные различия методов рынка капитала и сделок 

Различия

                             Особенности

       метода рынка капитала

метода сделок

 

    Типы исходной        ценовой  информации

 

Цены на единичные акции  предприятий-аналогов

Цены продаж контрольных  пакетов и предприятий целиком, информация о слияниях и поглощениях  предприятий

 Время анализируемых     сделок

 Данные о текущих ценах             акций

Информация о ранее  совершенных сделках

 

Учет элементов контроля

Цена одной  акции не учитывает элементы контроля

Цена контрольного пакета акций или предприятия в целом  включает премию за элементы контроля

Результат

оценки

Стоимость одной  акции или неконтрольного пакета

Стоимость контрольного пакета или предприятия в целом


 

 

Метод сделок применим для  случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие или существенно  сократить объём выпуска продукции. Кроме того, его используют при  сделках по слиянию и поглощению компаний. В отличие от метода рынка  капитала здесь уже учтена премия за контроль, а в случае необходимости  оценки неконтрольного пакета акций  скидка может составлять примерно 40 %.

Как и в методе рынка  капитала, при использовании данного  метода необходимо вносить поправки к стоимости компании, полученной с помощью мультипликаторов, на неоперационные активы, на избыток (недостаток) собственных средств и страховой риск.

Основным фактором, сдерживающим применение в российской практике метода компании-аналога и метода сделок, является отсутствие достаточной и  достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям-аналогам. Однако появление в последние  годы фирм, специализирующихся на сборе  и анализе подобной информации, а  также различных электронных  источников – существенный прорыв в данном направлении. Таким образом, дальнейшее развитие оценочной инфраструктуры будет способствовать расширению сферы  использования сравнительного подхода.

Метод отраслевых коэффициентов  заключается в определении ориентировочной  стоимости предприятия с использованием соотношений или показателей, основанных на данных о продажах компаний по отраслям и отражающих их конкретную специфику. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями  в результате достаточно длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. Также отраслевые соотношения могут  быть самостоятельно разработаны оценщиком  на основе анализа отраслевых данных.

Все разновидности коэффициентов (мультипликаторов) представляют собой  относительные оценки (в отличие  от метода дисконтирования денежных потоков, отражающего абсолютные оценки).

Данный метод целесообразно  использовать только в случаях, когда  подобные предприятия часто продаются, а оценщик имеет опыт оценки объектов данного вида. Наиболее типичные соотношения, используемые при определении ориентировочной  стоимости бизнеса в рыночных странах, приведены в табл. 2.

Таблица 2 - Отраслевые соотношения для определения стоимости бизнеса 

 

Вид бизнеса

Соотношение между ценой  и финансовыми  
показателями, позволяющее оценить бизнес

Страховые компании

Цена в интервале 120–150 % от годовых комиссионных

Бензозаправочные

станции

Цена бензозаправочной станции  колеблется в диапазоне 1,2–2,0 месячной выручки

Машиностроительные предприятия

Цена составляет 150–250 % от суммы (чистый доход + запасы)

Предприятия

розничной торговли

Цена составляет 0,75–1,5 величины чистого годового дохода + стоимость  оборудования и запасов, которыми располагает  оцениваемое предприятие


Продолжение таблицы 2 

 

Вид бизнеса

Соотношение между ценой  и финансовыми  
показателями, позволяющее оценить бизнес

Бары и кафе

Цена = Объём продаж за полгода + Стоимость лицензии

Пиццерии, кофейни

Цена = Месячная прибыль х 4 + Стоимость запасов

Рекламные агентства

Цена составляет 75 % годовой выручки

Хлебопекарни

Цена = 15 % годового объёма продаж + Стоимость оборудования + Стоимость  запасов

Продажа новых

автомобилей

Цена = 50 % годовой выручки + Товарные запасы и оборудование

Аптеки

Цена = 75 % годовой прибыли + Стоимость оборудования + Стоимость  товарных запасов

Автомастерские

Цена = Месячная прибыль х 2 + Рыночная стоимость оборудования


 

 

Рынок купли-продажи готового бизнеса в России только развивается, поэтому метод отраслевых коэффициентов  ещё не получил достаточного распространения  в отечественной практике. На Западе рынок бизнеса развит давно, и  в результате обобщения были разработаны  достаточно простые соотношения  для определения стоимости оцениваемого предприятия.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. Сравнительный подход, несмотря на достаточную сложность и трудоёмкость расчётов и анализа, является неотъемлемым приёмом определения обоснованной рыночной стоимости. Результаты, полученные данным способом, имеют наиболее объективную рыночную основу, качество которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов. Данный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Задача

Период прогноза 6 лет. Чистый денежный поток предприятия на конец 6 года предполагается равным 170000 руб. Ценовой мультипликатор «Цена /денежный поток» равен 3. Альтернативные издержки по инвестициям 14%. Определим текущее значение остаточной стоимости предприятия.

Остаточная стоимость предприятия на конец 6-го года = (чистый денежный поток на конец 6-го года) х (ценовой мультипликатор «цена/денежный поток») = 170000 X 3 = 510000 руб. Тогда текущее значение остаточной стоимости предприятия равно:

510000/(1 + 0,14)6 = 232349,14 руб.

3 Задача

На основании приведенных  данных рассчитать рыночную стоимость  предприятия методом дисконтирования  денежных потоков.

Таблица 1 – Темпы роста

Вид деятельности предприятия

Показатели

3 вариант

        2 год, %

      3 год, %

Реализация стиральных машин

100

+15

+10

+25

Реализация электрических  чайников

100

+13

+10

+5


Таблица 2 – Данные для  расчета

Показатели

3 вариант

Выручка от реализации стиральных машин, тыс. руб.

115

Выручка от реализации электрических  чайников, тыс. руб.

205

Долгосрочные темпы роста, %

3

Безрисковая ставка, %

8

Качество менеджмента, %

3

Уровень географической диверсификации, %

5

Диверсификация производства, %

4


 

Таблица 3 – Расчет прибыли

 

Вид продукции

Базовый год, т.р.

1 год, т.р.

2 год, т.р.

3 год, т.р.

Реализация стиральных машин

- выручка

115

132,25

126,5

143,75

Себестоимость (70% от выручки)

80,5

92,575

88,55

100,625

Прибыль от продажи

34,5

39,675

37,95

43,125

Реализация электрических  чайников

- выручка

205

231,65

225,5

215,25

Издержки (65% от выручки)

133,25

150,5725

146,575

139,9123

Прибыль от продажи

71,75

81,0775

78,925

2075,3375


 

Таблица 4 – Расчет денежного  потока

 

Показатели

Базовый год,

1 год,

2 год,

3 год,

Выручка от реализации

320

363,9

352

359

Себестоимость

213,75

243,1475

235,125

240,5375

Прибыль от продаж

106,25

120,7525

116,875

2118,4625

Налог на прибыль

21,25

24,1505

23,375

423,6925

Чистая прибыль

85

96,602

93,5

1694,77

Вложения в основные фонды (10% амортизации)

4,275

4,863

4,7025

4,8108

Амортизация текущая (20% от затрат)

42,75

48,6295

47,025

48,1075

Амортизация с учетом пополнения основных фондов (норма 10%)

0,4275

0,4863

0,4703

0,4811

Прирост оборотного капитала (10% от выручки)

32

36,39

35,2

35,9

Прирост долгосрочной задолженности (90% от капитальных вложений)

192,375

218,8328

211,6125

216,4838

Денежный поток

288,5525

328,1606

317,4078

1923,9424

Информация о работе Сравнительный подход к оценке бизнеса