Становление центральных банков и развитие их функций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:56, реферат

Краткое описание

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.
Исторически наблюдалось два пути образования центральных банков. В тех европейских странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано, центральные банки приобрели свой статус и функции в процессе длительной исторической эволюции. В них из множества банков выделялись крупные банки национального масштаба, которые постепенно приобретали черты современных центральных банков, т. е. банков, монопольно осуществляющих эмиссию наличных денег и обслуживающих правительство.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.35 Кб (Скачать файл)

 Федеральная резервная система  с момента своего создания  значительно отличалась от других  западных центральных банков  не только своей уникальной  трехступенчатой структурой (Совет  управляющих - федеральные резервные  банки - банки - члены ФРС), но  и многими функциональными особенностями.  Она уже в тот период имела  большую независимость от казначейства, чем многие западно-европейские  центральные банки, которые часто  напрямую подчинялись министерствам  финансов. Но основная специфика  была связана с системой регулирования  денежной массы и ставок процента. В отличие от стран Западной  Европы, где долгое время были  распространены административные (селективные)  методы контроля в виде кредитных  квот, лимитов для отдельных секторов, групп банков и крупных кредитных  институтов, ФРС полагалась на  такие экономические инструменты  регулирования денежной массы,  как норматив обязательных резервов, переучетная ставка, операции на  открытом рынке, и редко прибегала  к селективному контролю. В основе  управления денежной массой лежала  система минимальных обязательных  резервов, которая возникла задолго  до учреждения центрального банка  в США. 

 В настоящее время Закон  о Федеральной резервной системе  с многочисленными поправками  к нему, принятыми Конгрессом  США, в том числе 1980 - 1990-е  гг., - это объемистый том, состоящий  из более 500 страниц текста.

 История многих стран доказывает, что наличие централизованного  начала и государственное регулирование  денежно-кредитной сферы являются  обязательными предпосылками для  эффективного развития рыночной  экономики. Децентрализованное функционирование  банковской системы, разнородность  бумажных денег, отсутствие разумного  регулирования денежного предложения,  соответствующего нуждам экономики,  вносит дополнительный хаос в  стихию рынка. Поэтому создание  центральных банков с функциями  регулирования денежно-кредитных  отношений стало историческим  открытием, позволившим эффективно  «обуздать» стихию рынка при  сохранении свободы частного  предпринимательства. К началу XX в. почти во всех европейских странах и некоторых странах Азии и Африки уже имелись центральные банки. В настоящее время они являются основным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы.

Эволюция статуса центральных  банков. В большинстве развитых стран  полномочия центрального банка были закреплены за определенными банками  с середины XIX - начала XX в. После Второй мировой войны произошло усиление позиций центральных банков в  финансовой системе и постепенное  превращение их в органы государственного регулирования экономики. На этом этапе  власти большинства стран национализировали  центральные банки, сохранив в некоторых  случаях их акционерный статус. Причинами  национализации центральных банков послужили мировой экономический  кризис 1929 - 1933 гг. и Вторая мировая  война, усилившие тенденции государственного регулирования экономики. Так, Банк Канады был национализирован в 1938 г., Банк Японии - в 1942 г., Банк Англии и Банк Франции - в 1946 г. Национализацию Банка  Англии лейбористское правительство  осуществило путем выкупа акций  в обмен на 3 %-е облигации государственного займа в соотношении 1: 4.

 После Второй мировой войны  некоторые вновь созданные центральные  банки учреждались сразу как  государственные институты, например  Немецкий федеральный банк (Бундесбанк) (1957 г.), Резервный банк Австралии  (1960 г.). Немецкий федеральный банк - это государственное учреждение, относящееся непосредственно к  компетенции федерации, его уставный  капитал в размере 290 млн немецких  марок принадлежит последней.  Штаб-квартира банка находится  во Франкфурте-на-Майне. 

 Процесс распада колониальной  системы сопровождался созданием  центральных банков в молодых  самостоятельных государствах Азии, Африки и Латинской Америки. 

 Во всех странах центральные  банки имеют некоторые общие  черты, которые и составляют  в совокупности само понятие  «центральный банк». Прежде всего  центральный банк - это эмиссионный  банк, который осуществляет эмиссию  банкнот. Он выполняет основные  банковские операции для всех  национальных банков - хранит их  свободные резервы, урегулирует  расчеты между ними, предоставляет  кредиты - и в силу этого  становится «банком банков» и  центром кредитной системы. Центральный  банк имеет тесные связи с  правительством, консультирует его,  реализует на практике денежно-кредитную  политику государства. В большинстве  стран центральные банки выступают  в роли банкира правительства,  т. е. размещают на своих  счетах бюджетные средства, осуществляют  расчеты по поручению правительства,  кредитуют в случае необходимости  правительственные нужды. 

 В современной экономике  центральные банки наделены широкими  полномочиями по регулированию  денежно-кредитной сферы, часто  именно они хранят официальные  золотовалютные резервы и от  имени государства управляют  ими. 

 Однако центральные банки  различных стран по-разному решают  стоящие перед ними задачи. Каждый  из них использует собственные  методы предоставления кредитов  национальной банковской системе,  построения отношений с правительством, министерством финансов, а также  свои административные и рыночные  методы регулирования при проведении  кредитной политики, масштабы и  формы рефинансирования коммерческих  банков.

 Капитал центральных банков  может быть в собственности  государства, принадлежать частным  акционерам или находиться в  смешанной собственности, когда  государство владеет только частью  капитала банка. В настоящее  время в большинстве стран  капитал центрального банка полностью  принадлежит государству. В отдельных  странах его акционерами выступают  коммерческие банки и другие  финансовые институты. Но независимо  от того, принадлежит ли государству  капитал центрального банка или  нет, между ними и правительством  всегда существуют тесные связи,  которые сложились с начала  зарождения банка. 

 Центральные банки по сравнению  с коммерческими стали скромными  по масштабам капиталов, операций  и балансов, их функции и методы  воздействия на банковскую систему  модифицировались. Вместе с тем  их сущность в принципе осталась  неизменной: центральный банк занимает  в экономике место органа, призванного  контролировать и регулировать  денежно-кредитную систему, денежную  массу. Даже в тех случаях,  когда формально центральный  банк не принадлежит государству  (например Федеральная резервная  система США, Швейцарский национальный  банк) или когда государство владеет  лишь частью капитала (например 55 % капитала Банка Японии), его действия  строго определяются интересами  государства. 

 Практически во всех экономически  развитых странах действует несколько  законов, в которых сформулированы  и закреплены задачи и функции  центрального банка, а также  инструменты и методы их осуществления.  В некоторых государствах основная  задача центрального банка находит  отражение даже в конституции.  Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он определяет организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны. Хотя в банковском законодательстве разных стран есть много общего, можно найти значительные отличия в соответствующих правовых актах даже среди государств, находящихся на одном уровне экономического развития. Законы о центральных банках можно дифференцировать по степени регламентации их функций, а также по тому, насколько конкретно определены задачи и находящиеся в распоряжении банка инструменты. Наиболее четко инструментарий центрального банка определен законодательно в ФРГ и Австрии.

 Основами функционирования  центрального банка в экономике  страны являются степень согласованности  его политики с экономической  политикой правительства и принципы  взаимодействия с национальной  банковской системой. Политика центрального  банка должна соответствовать  политике, проводимой правительством  страны. В то же время государство  не может безгранично влиять  на деятельность центрального  банка. Независимо от того, принадлежит  ли его капитал правительству  или нет, центральный банк является  юридически самостоятельным лицом.  Он распоряжается своим капиталом  как собственник, его имущество  обособлено от имущества государства.  Но степень самостоятельности  центральных банков в разных  странах различна. В ряде государств  центральные банки по закону  подотчетны парламенту (например  в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России). Считается, что  такие банки более самостоятельны. Законодательством этих стран  предусмотрена их отчетность  перед парламентом. Так, Федеральная  резервная система США представляет  Конгрессу США отчет о своей  деятельности 2 раза в год, а  центральные банки Германии и  Японии в парламенты своих  стран - ежегодно. В некоторых  государствах центральные банки  подчинены правительству. 

 Отличие банковских законодательств  отдельных стран заключается  в формулировке положения о  взаимоотношениях центрального  банка с правительством. Так, в  законе о Немецком федеральном  банке четко определена независимость  центрального банка от правительства.  Это положение характеризуется  такими показателями, как способ  назначения и смещения управляющего  центральным банком, назначение  членов его совета директоров, определение пределов полномочий  последнего.

 В последние годы проблема  независимости центрального банка  постоянно обсуждается во многих  странах, имеющих различные уровень  развития и политический режим.  В Европе объектом дискуссий  стало положение как отдельных  центральных банков, так и Центрального  банка ЕС. В Южной Корее, на  Филиппинах, Тайване важным решаемым  вопросом являются взаимоотношения  между центральным банком и  правительством. В ряде стран  Латинской Америки (Чили, Аргентине)  статус центрального банка обсуждался  в ходе разработки новых конституций.  В Европе предметом пристального  изучения стал Центральный банк  Новой Зеландии, которому была  предоставлена значительная независимость,  теперь он действует на контрактной  основе, обязуясь удерживать инфляцию  в пределах 0 - 2 % в год. Новозеландская  модель рассматривается как образец,  которому должны следовать европейские  страны.

 Сторонники идеи независимости  центрального банка исходят из  того, что такой «аполитичный»  центральный банк может противостоять  политическому давлению как со  стороны правительства, стремящегося  использовать денежно-кредитную  политику для собственных (например  выборных) целей, осуществления популистских  решений или покрытия бюджетного  дефицита, так и со стороны  общественных объединений и групп.  В качестве конкретного аргумента  в пользу более могущественного  центрального банка приводится  довод, что ослабление инфляционных  процессов - его главная цель. И только свободный от подчинения  краткосрочным целям правительства,  а также различных лоббистских  групп, центральный банк может  выступать гарантом устойчивости  национальной денежной единицы.  Независимость центрального банка  - необходимое условие его эффективной  деятельности по поддержанию  денежно-кредитной политики и  валютной стабильности.

 В 1980 - 1990-е гг. тенденция независимости  центральных банков от правительства  усилилась. В то же время  центральный банк не может  быть полностью свободным от  действий последнего, и наоборот, экономическая политика государства  не будет успешной без согласования  и тесной увязки ее составных  элементов с денежно-кредитной  политикой. 

 В долгосрочной перспективе  политика центрального банка  всегда строится в соответствии  с экономической политикой государства,  ее основными приоритетными направлениями.

 Поэтому любой центральный  банк имеет черты и банка,  и государственного органа.


Информация о работе Становление центральных банков и развитие их функций