Страны с переходной экономикой, их активность в мировом хозяйстве
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 16:53, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение особенностей развития стран с переходной экономикой и изучение их активности в мировом хозяйстве. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно: особенности выделения в мировом хозяйстве стран с переходной экономикой; изучить место и роль стран с переходной экономикой в мировом хозяйстве;
Проблемы
и перспективы вхождения в рыночную экономику бывших
социалистических стран
Проблемы
интеграции в мировое пространство стран
с переходной экономикой
Социалистическая экономика
была обречена из-за своей неэффективности.
Она не сумела обеспечить переход на интенсивный
тип экономического роста, не говоря об
освоении новых ресурсосберегающих технологий.
Ее всеобщий и системный кризис был выражением
кризиса применяемых ею технологий. Коллапс
экономики привел к распаду мировой системы
социализма, а затем и Советского Союза.
Для всех стран - участниц этого процесса
результатом стали разрыв хозяйственных
связей и неизбежный глубокий спад производства.
В России дезинтеграционный кризис на
35 % предопределил глубину трансформационного
спада.
Переход к рынку выстраивался
на использовании механизма саморегуляции.
Он происходил на фоне спада, сопровождающегося
инфляцией. На этом фоне приходилось проводить
рыночные реформы: создавать рыночную
инфраструктуру, проводить либерализацию
цен, приватизацию и демонополизацию.
Отпуск цен в условиях тотального товарного
дефицита взвинтил их уровень. Незрелый
рынок не смог их сбалансировать. Государству
пришлось приложить много усилий на обуздание
инфляции, уровень которой перекрывал
инвестиционный процесс.
Переход к рынку оказался болезненным,
так как приватизация в одночасье не смогла
сформировать эффективного собственника,
способного работать в рыночных условиях.
Последующее развитие было связано с заменой
неэффективных собственников на эффективных.
Процесс приватизации следовало увязать
с постепенным формированием нового типа
корпоративного управления. Поскольку
эту проблему решить было сразу невозможно,
следовало на какое-то время сохранить
часть государственных предприятий. Именно
такой путь выбрал Китай, который строил
свои стратегии не на основе глобального
свертывания государственной собственности,
а за счет альтернативной, вновь созданной
частной предпринимательской деятельности.
Такое альтернативное производство получило
широкое распространение, в том числе
и в промышленности.
В странах, где институциональные
условия реформирования экономики были
более продвинуты, удалось быстрее выйти
из инвестиционного вакуума. В остальных
усилились процессы клановой, теневой
и криминальной экономики, делая их неуправляемыми.
Сегодня страны с переходной
экономикой сменили стратегии выживания
на стратегии эффективного развития. Они
должны решить трансформацию промышленности,
повернув ее на использование современных
технологий. Перед этими странами стоит
непростая задача определить согласование
структурного и либерального преобразования
рынков, где произошел поворот денежного
капитала в реальный сектор. На первых
порах реальному сектору необходимо сохранить
физический капитал, который, в отличие
от финансовых активов, стареет и может
прийти в негодность. Инвестиции оказались
неотвратимыми. Страны, которые смогли
развиваться с помощью иностранного капитала,
добились более значительных успехов
в экономическом росте. На сегодняшний
момент МВФ оценил состояние России и
европейских посткоммунистических стран
как государств, создавших надежные основы
рыночной экономики. Но все же их рынки
еще не отличаются зрелостью и необходимой
устойчивостью, которую демонстрируют
развитые страны.
В России необходимость инвестирования
возникла во второй половине 1998 г. После
кризиса 1998 г. российский капитал больше
не мог связывать свои стратегии обогащения
за счет перекачки ресурсов из реального
сектора в спекулятивную деятельность.
Такое поведение характерно для ситуации
с высокой инфляцией. Обогащаться же по-прежнему
за счет первичной приватизации также
было невозможно, поскольку этот процесс
уже завершился. Денежный капитал направился
в реальный сектор. Именно это обстоятельство
обеспечило материальную основу для экономического
роста. В европейских странах, которые
смогли справиться с инфляцией на несколько
лет раньше, экономический рост начался
уже в середине 1990-х гг.
Переход к рынку сопровождался
либерализацией внешнеэкономической
деятельности. Прежде всего была ликвидирована
монополия государства на внешнеторговую
деятельность. Теперь сами предприятия
стали участниками мирового рынка.
Страны с переходной экономикой
усилили открытость своих экономик, нуждаясь
в новых технологиях. Потеря рынков Союза
экономической взаимопомощи (СЭВ) обусловила
их попытки войти в новые рынки через либерализацию
своей внешнеэкономической деятельности.
В этом процессе пришлось вырабатывать
опорные точки, достижение которых позволит
направить внешнеэкономическую деятельность
на экономический рост. К таким ключевым
моментам следует отнести переоценку
направлений товарного импорта и экспорта.
Импорт товаров должен не столько быть
потребительским, сколько стать материальным
источником новых технологий и оборудования.
Тогда он послужит мощным фактором экономического
роста. Экспорт же по возможности должен
быть диверсифицирован, поэтому все страны
стали создавать льготы на ввоз новых
технологий и оборудования.
Все посткоммунистические страны
пытались с разным успехом препятствовать
оттоку национального капитала и создавать
условия для привлечения ПИИ. Политика
привлечения ПИИ дала наибольший эффект
в Китае, Венгрии и Эстонии.
Фактором роста служит экономическая
интеграция. Европейские посткоммунистические
страны это осознают, пытаясь включиться
в экономическую зону Евросоюза. Россия
должна продолжать свои усилия в интеграционных
процессах на хозяйственном поле СНГ.
Очень сложным вопросом являются
выбор валютной политики и сроки проведения
ее отдельных направлений. В валютных
отношениях взятый курс на открытость
экономики часто опережал ход реформирования
внутреннего рынка. В России шоковый процесс
введения конвертируемости рубля в начале
1990-х гг. привел к массированному товарному
импорту. Этот процесс сразу же повлек
за собой разорение не только отдельных
предприятий, но и целых отраслей, особенно
легкой промышленности и аграрно-производственного
комплекса. Едва ли не половина внутреннего
рынка была потеряна для отечественной
промышленности.
Посткоммунистические страны,
получившие возможность войти в Евросоюз,
в стратегии валютного регулирования
теперь станут подчиняться правилам этой
организации. Россия, определив свои позиции
в отношении валютной политики, выбрала
для себя слегка девальвированный курс
рубля, который стимулирует экспортеров,
а импортеров держит на пределе рентабельности5.
Перспективы
интеграции стран с переходной экономикой
в мировое хозяйство
С учетом наблюдающегося в настоящее
время сосредоточения производства и
торговли в первичном секторе перед странами
СНГ стоит задача укреплять свой промышленный
потенциал для переработки природных
ресурсов. В то же время, стратегии развития
сельского хозяйства должны быть нацелены
не только на повышение производительности
труда, но и на укрепление деятельности
по переработке продуктов питания. Это
особенно относится к странам СНГ с низким
и средним уровнями дохода. Этот переход
к деятельности с более высокой добавленной
стоимостью должен быть технически осуществим,
поскольку на этих стадиях переработки
не существует ограничений для внедрения
технологий и повышения качества продукции.
С этой целью правительства должны играть
активную роль в мобилизации внутренних
ресурсов, а также в обеспечении эффективного
использования международных финансовых
средств, особенно в странах с низким уровнем
дохода.
Некоторые из стран с переходной
экономикой уже добились успехов в превращении
их экономики в успешно функционирующие
рынки и стали новыми государствами —
членами Европейского союза (ЕС). Другие
страны с переходной экономикой в Юго-Восточной
Европе и Содружества Независимых Государств
(СНГ) пока еще не завершили повестку дня
в области проведения рыночных реформ
и решения проблем, препятствующих их
интеграции в мировое хозяйство. В последние
годы их экономика стала бурно развиваться
по сравнению с периодом резкого снижения
деловой активности на начальном этапе
переходного периода. Их резкому экономическому
росту способствовали оживление мировой
экономики, высокие цены на сырьевые товары
и прогресс в области реформ. Однако этот
рост по-прежнему не обеспечен достаточной
степенью диверсификации экономики, лишая
регион потенциальных выгод от полной
интеграции в мировое хозяйство. Основной
вызов, с которым в той или иной степени
сталкиваются эти страны, заключается
в том, чтобы расширить базу их экономического
роста и в среднесрочной перспективе удержать
высокие темпы роста.
Достижение прогресса в дальнейшей
интеграции стран с переходной экономикой
в мировую экономику на основе прямых
иностранных инвестиций во многих случаях
способствовало повышению национального
производственного потенциала. Несмотря
на недавнее значительное увеличение
притока прямых иностранных инвестиций
в эти страны, требуется больше инвестиций
как в промышленные предприятия, так и
в инфраструктуру регионов в целях восстановления
их промышленного потенциала и обеспечения
диверсификации производимых ими товаров
и экспортной базы. Однако в целях привлечения
дополнительных прямых иностранных инвестиций
странам с переходной экономикой необходимо
уделять повышенное внимание системным
реформам и реформам, направленным на
развитие рынка, созданию институтов в
поддержку рынков, развитию правовых и
нормативных систем в целях поощрения
конкуренции, защите прав интеллектуальной
собственности и других имущественных
прав, обеспечению верховенства права,
благому управлению и предоставлению
финансовых услуг.
Страны Юго-Восточной Европы
сталкиваются с многочисленными проблемами
в плане более эффективного использования
выгод от их дальнейшей интеграции в мировую
экономику. Необходимо укреплять региональное
сотрудничество в контексте Соглашения
о свободной торговле в Центральной Европе
и в рамках Совета регионального сотрудничества,
а также устранять нетарифные барьеры
в целях придания импульса межрегиональной
торговле. Кроме того, необходимо расширить
доступ на рынки для экспортных товаров
на основе активной деятельности в целях
поощрения экспорта, совместимой с правилами Всемирной торговой организации, и завершения процесса присоединения
к ней, в то время как для дальнейшей диверсификации
экспорта и продукции потребуется привлечение
дополнительных прямых иностранных инвестиций
и модернизация материальной инфраструктуры.
Дальнейшей интеграции в работу европейских
рынков будет способствовать принятие
европейских и международных стандартов
и последующее согласование законодательства
этих стран с законодательством ЕС.
Необходимо по-прежнему оказывать
помощь странам с переходной экономикой,
которые ведут переговоры о вступлении
во Всемирную торговую организацию, в
процессе их присоединения. Такие организации,
как Конференция Организации Объединенных
Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД)
и Всемирная торговая организация, могли
бы оказать помощь в оценке возможных
последствий присоединения к Всемирной
торговой организации и подготовке стратегий
по ведению переговоров, предложений относительно
доступа к рынкам и информации о поддержке
сельского хозяйства и всей соответствующей
документации, а также в обучении местных
органов управления правилам торговой
политики. Что касается нынешних членов
Всемирной торговой организации, то им
можно было бы предоставить дальнейшую
помощь по таким вопросам, как порядок
передачи спора на рассмотрение в рамках
механизма Всемирной торговой организации
по урегулированию споров и процедуры
принятия антидемпинговых мер. Может оказаться
полезным содействовать обмену информацией
между странами, недавно вступившими во
Всемирную торговую организацию, и странами,
желающими присоединиться к ней.
В целях расширения доступа
к рынкам для стран Юго-Восточной Европы
и СНГ международным организациям необходимо
поддерживать осуществляемую в этом регионе
деятельность, направленную на поощрение
экспорта и инвестиций. Можно было бы оказать
содействие в поиске потенциальных клиентов
и деловых партнеров для экспортеров и
в установлении контактов с розничными
сетями на потенциальных рынках. Такие
организации, как ЮНКТАД и Программа развития Организации
Объединенных Наций (ПРООН), могли бы оказать поддержку
странам в разработке как стратегий развития
экспорта, так и стратегий поощрения инвестиций.
В области сельскохозяйственного экспорта
важно принять и поддерживать на высоком
уровне стандарты продовольственной безопасности. Продовольственная и сельскохозяйственная
организация Объединенных Наций (ФАО) могла бы оказать ценную
помощь в этой связи, а также в том, что
касается принятия фитосанитарных стандартов.
Развитие инфраструктуры, включая
восстановление региональных автодорожных
и железнодорожных сетей, имеет жизненно
важное значение для успешного качественного
развития предприятий и расширения объема
внешней торговли стран с переходной экономикой,
особенно стран СНГ, не имеющих выхода
к морю. Для этого потребуется мобилизация
ресурсов в достаточном объеме, в том числе
по линии многосторонних банков развития.
Необходимо уделять особое внимание дальнейшему
развитию систем связи, поскольку их состояние
с точки зрения возможности получения
услуг и их качества все еще очень далеко
от уровня европейских стандартов, несмотря
на модернизацию сетей мобильной телефонной
связи. Кроме того, необходимо решить вопрос
нехватки энергии в этом регионе. Такие
организации, как ЮНКТАД, ПРООН и ЕЭК, могли
бы предоставить существенную помощь
в осуществлении соответствующих проектов
и, в дополнение к этому, могли бы способствовать
сокращению трансграничных барьеров и
осуществлению соглашений в областях
транспорта и торговли.
Необходимо рассмотреть вопросы
миграции и защиты трудящихся-мигрантов
и активизировать борьбу с торговлей людьми,
в частности в сотрудничестве с Управлением Организации Объединенных
Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН). Международная организация
труда (МОТ) должна по-прежнему выносить
рекомендации по вопросам улучшения политики
в области трудовой миграции и защиты
прав трудящихся-мигрантов и работать
в целях обеспечения фактической ратификации
всех соответствующих конвенций большим
числом стран. Необходимо дальнейшее развитие
банковских систем, а также небанковских
услуг по переводу денег в регионе в целях
сокращения операционных издержек по
денежным переводам и перенаправления
средств в официальные каналы. Важно также
поощрять политику, направленную на задействование
этих средств на цели производительных
инвестиций.
С учетом различного характера
и темпов интеграции отдельных стран с
переходной экономикой в работу международных
рынков набор стратегий, необходимых для
поощрения и поддержки экономической
диверсификации, будет варьироваться
по странам. Однако все эти стратегии должны
быть согласованными и обеспечивать участие
всех членов общества для достижения долгосрочной
цели поддержания стабильно высоких темпов
роста и более высокого уровня жизни6.
Заключение
Исходя из цели, поставленной
при написании курсовой работы, мы можем
прийти к следующим выводам:
Принятое в мировой экономике определение страны
отличается от определения, принятого
в международном праве или обыденного.
В рамках мировой экономики страной считаются
не только территориальные единицы, являющиеся
государством, но и некоторые территориальные
единицы, которые не являются государствами,
однако проводя самостоятельную и независимую
экономическую политику и ведут отдельный
статистический учет своего экономического
развития.