Стратегические направления развития ВЭД в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследовать этапы реформирования внешнеэкономической деятельности России в конце ХХ века.
При написании данной курсовой работы, был проведен анализ таможенного законодательства, а также была изучена нормативно-правовая база и основные документы касающиеся внешнеэкономической деятельности России и стран- участниц Таможенного союза.

Содержание

Введение...…………………………………………………………………………3
I Глава. Теоретические аспекты………………………………………………………………..5
1.Понятие и значение Внешнеэкономическая деятельность…….…………….5
2.Этапы развития внешнеэкономической деятельности……………………….6
3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности……………....9
4. Основные цели и задачи внешнеэкономической деятельности…………………..11
II Глава. Правовые аспекты……………………………………………………………………13
1. Стратегия внешнеэкономической деятельности в Российской федерации….
…………………………………………………………………………………….13
2.Направления развития внешнеэкономической деятельности……………....19
3. ТН ВЭД Таможенного союза………………………………………………...22
III Глава. Стратегическое развитие внешнеэкономической деятельности…..30
1. Формирование территориально-географических приоритетов внешнеэкономической деятельности организации……………………………30
2.Совершенствование механизма управления внешнеэкономическим комплексом……………………………………………………………………….32
3. Стратегические цели развития ВЭД России………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………….…..36

Вложенные файлы: 1 файл

ved.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

В формировании и в большей степени в продвижении внешнеэкономической стратегии развития России большая роль, как показывает мировой опыт, принадлежит концепции государственного маркетинга. Речь идет и совокупности мер, направленных на поддержку деятельности отечественных компаний на международных рынках и реализуемых на уровне государственной поддержки. При этом такие меры в значительной степени отличаются от традиционных инструментов поддержки экспорта отечественных субъектов, поскольку разрабатываются в рамках общей стратегии государства продвижения за рубежом госкорпораций и частных предприятий. Государственный маркетинг, в том числе предполагает формирование культурного имиджа и образа страны за рубежом, продвижение российской культуры и национальных традиций и т.д.

Во внешнеэкономической стратегии России должны найти отражение вопросы расширения сотрудничества с ЕС, странами ЮВА, развитие экономических и политических связей в рамках СНГ. Формирование современных механизмов в данной сфере должно исходить из определенных целей участия страны в этих структурах. В общем случае такие цели связаны с обеспечением защиты интересов национальных товаропроизводителей и геоэкономических интересов России в целом, стимулированием развития «прорывных» секторов.

В рамках внешнеэкономической стратегии следует предусмотреть механизмы передачи и распространения управленческих знаний. В частности, из федеральных средств может предоставляться помощь для доработки проектных предложений, передаваемых на федеральные конкурсы. Для представителей бизнеса на основе частичного софинансирования могут организовываться специальные программы обучения по конкретным проблемам, связанным с внедрением новых стандартов качества, реализации инновационных проектов с участием зарубежных партнеров[7].

Многие наиболее эффективные методы стимулирования ВЭД в мировой практике могут применяться и в России. Однако этот вопрос должен рассматриваться с большой осторожностью, поскольку нельзя забывать о большой разнице в уровнях экономического и социального развития между Россией и этими государствами, а также о разном правовом контексте. [12]

 

2.Направления развития  внешнеэкономической деятельности

При определении направлений развития внешнеэкономического комплекса в стратегическом плане следует стремиться к индустриализации экспорта и к повышению в нем доли услуг и продукции перерабатывающих производств. Однако в ближайшей и среднесрочной перспективе следует считаться с известной инерционностью национальной экономики и с острой международной конкуренцией на рынках промышленных товаров. Поэтому основой экспорта в ближайшей перспективе являются товары с относительно невысокой степенью переработки и совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности необходимо осуществлять на базе уже имеющегося экспортного потенциала.

Развитие внешнеэкономической деятельности не должно сопровождаться ослаблением позиций региона в системе международных конкурентных связей. Оно предполагает разработку и принятие адекватных мер по обеспечению экономической безопасности как в материально-техническом, так и в социальном плане.

Реализация выдвинутых принципов предполагает расширение содержания всех основных направлений развития ВЭД – экспорта, импорта, иностранных и собственных зарубежных инвестиций. Применительно к специфике деятельности организации расширение этих направлений должно производиться с акцентированием на следующих моментах:

   1. Экспорт:

- реализация на внешнем рынке товаров, имеющих международные технико-экономические преимущества;

- расширение масштабов производства и обеспечение занятости в технологических процессах;

- формирование валютных ресурсов, необходимых для обеспечения импортных поставок, накопления резервов и обслуживания международных обязательств по ценным бумагам;

- создание предпосылок для повышения конкурентоспособности продукции, производимой организацией.

2. Импорт:

- удовлетворение потребностей в высококачественном сырье, не производящемся в рамках национальной экономики, либо производящимися в недостаточном количестве (продовольствие, сырье для предприятий цветной металлургии и т. п.);

- обеспечение товарами, имеющими технико-экономические преимущества перед продукцией внутренних производителей (кроме важнейших товаров стратегического значения, производство которых нужно поддерживать при любых условиях);

- модернизация производственного и технологического потенциала организации;

- обогащение предложения на региональном рынке и формирование конкурентной среды для внутренних производителей;

- обеспечение на основе взаимности благоприятных условий для экспорта продукции организации.

3. Иностранные капиталовложения:

- расширение масштабов накопления и проведение опережающей (по сравнению с конкурентами) реконструкции и модернизации производственной базы организации;

- создание предпосылок для переплетения отечественного и зарубежного капитала с целью укрепления позиций организации на внешних рынках и развития импортозамещающих производств;

- привнесение передовой технологии и опыта рыночного хозяйствования в экономическую систему.

4. Собственные капиталовложения  за рубежом:

- продвижение продукции с высокой степенью переработки на внешние рынки, развитие инфраструктуры зарубежной поддержки экспорта;

- развитие зарубежных производств для гарантированного обеспечения отечественного рынка необходимыми товарами и услугами или для извлечения прибыли;

- формирование устойчивых кооперационных связей для общего укрепления позиций организации в системе мировой экономики;

- участие организации в конверсии задолженности зарубежных государств в инвестиции.

5. Обеспечение экономической  безопасности:

- создание системы защиты рынка сбыта организации от возможных негативных воздействий международной конъюнктуры (циклов производства, общих структурных сдвигов и т.п.);

- диверсификация внешних рынков для стабилизации экспорта продукции организации;

- обеспечение гарантированного снабжения организации необходимым импортным сырьем и товарами;

- сохранение производства (возможностей быстрого наращивания производства) ряда важнейших товаров стратегического значения (технологий аналогичного значения), невзирая на импортную конкуренцию;

- дипломатическое обеспечение благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности организации. [14]

 

3. ТН ВЭД Таможенного союза.

При перемещении товара через границу встаёт вопрос о государственном регулировании товарооборота. Для этого необходима упорядоченная система идентификации товарной номенклатуры и отнесения их к определённым группам.

Для внешнеэкономической деятельности весь ассортимент товаров классифицирован и сведён в единую номенклатуру - Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, сокращённо ТН ВЭД. В настоящее время в связи с объединением России с Беларусью и Казахстаном в единое таможенное пространство - Таможенный союз, применяется единая товарная номенклатура ТН ВЭД ТС.

ТН ВЭД ТС является классификатором товаров, где каждому наименованию присвоен свой цифровой код. Данный код является основой для определения величины таможенной пошлины и нетарифных ограничений при перемещении товара через границу. [17] В связи с этим правильная классификация товара, определение его кода ТН ВЭД, является важнейшей составляющей таможенного дела. [25]

Код ТН ВЭД – это универсальный способ классификации товаров. Девять цифр, из которых состоит код ВЭД, содержат описания класса товаров, товарной группы, подгруппы, разновидности товара – в общем, всю информацию, необходимую для таможенного декларирования. [11]

В соответствии со статьей 50 Таможенного кодекса ТС, Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. ТН ВЭД ТС утверждается Комиссией таможенного союза, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

В основу  ТН ВЭД ТС  положена номенклатура Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (НГС или ГС), которая вступила в силу с 1 января 1998 года  и Комбинированная номенклатура  Европейского сообщества (КНЕС), которые были использованы в качестве основы для построения ТН ВЭД Содружества Независимых Государств.

ТН ВЭД включает в себя классификационную систему, примечания и основные правила интерпретации, кроме того, для корректного поиска места товара в номенклатуре и присвоения ему правильного кода существуют вспомогательные публикации к ТН ВЭД: пояснения к ТН ВЭД, алфавитно-предметный указатель к ТН ВЭД.

Пояснения содержат комментарии ко всем составным частям ТН ВЭД, научные латинские или местные названия растений, животных, места произрастания растительности, химические формулы для органических или неорганических химических соединений, названия драгоценных или полудрагоценных камней, рисунки, таблицы или схемы, например, протекторов шин, типы вязки и т. д. Однако, пояснения не имеют юридической силы и созданы для облегчения поиска и присвоения товару соответствующего кодового обозначения. Они могут рассматриваться как практическое руководство по идентификации товаров.

Алфавитный указатель представляет собой список товаров, включенных в ТН ВЭД, расположенных в алфавитном порядке, он также создан для удобства работы с ТН ВЭД и более быстрого кодирования товара.

Классификационная система - перечень кодов и наименований товаров международной торговли, расположенных особым способом. 
Различают семь уровней классификации товара в ТН ВЭД: 
•разделы;  
•группы;   
•подгруппы; 
•товарныепозиции; 
•подпозиции; 
•субпозиции; 
• подсубпозиции.

Номера разделов, подгрупп и подпозиций не участвуют в формировании кода. Высший уровень классификации - разделы, их в номенклатуре 21.

При формировании разделов используются следующие признаки:

• происхождение   (товары   сельского   хозяйства,   рыболовства, животноводства, лесного хозяйства, минеральные продукты). По данному признаку классифицируются товары раздела I (группы 1-5), II (группы 6-14), V(группы25-27); 
• химический состав (жиры и масла, продукция химической отрасли, пластмассы, каучук). По этому признаку товары классифицируются в III раздел (группа 15), VI (группы 28-38), VII (группы 39-30);

• вид материала, из которого изготовлен товар (кожевенное сырье, мех, древесина, бумага, изделия из камня, гипса, цемента). По этому признаку товары классифицируются в разделы VIII-X (группы 41-49), XIII-XV (группы 68-83); 
         • функциональное назначение товара (готовые пищевые продукты, текстиль, текстильные изделия, обувь, головные уборы, машины и оборудование,   средства  транспорта,  приборы,   часы,  музыкальные инструменты,   оружие,   мебель).   По   данному   признаку   товары классифицируются в разделы IV (группы 16-24), XI (группы 50-63), XII (группы 64-67), XVI-XXI (группы 84-97).

Разделы обозначаются римскими цифрами, они не участвуют в формировании цифрового кода товара, а созданы для удобства пользования номенклатурой. Они включают в себя обширную товарную область. Так, например, в первом разделе: «Живые животные и продукты животного происхождения» могут находиться товары от арабского скакуна до кораллов, слоновой кости и более экзотических вещей. Поэтому, чтобы приблизиться к конкретному товару, все разделы делятся на группы. Причем, каждой из них присваивается свое имя и цифровое обозначение (две арабские цифры). В группах уточняются характеристики товаров, там они описываются более полно, детально, чем это было в разделе.

При образовании групп заложен принцип последовательности обработки товаров: от сырья и полуфабрикатов до готовых изделий, что создает благоприятные условия для применения ТН ВЭД в таможенных тарифах, а также указывает значение товара в международной торговле.

Под сырьевыми товарами понимается продукция добывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, стоимость которых лишь в незначительной степени зависит от обработки. Например, консервированные товары исключаются из группы сырьевых товаров, так как их стоимость в значительной степени зависит от обработки. Поэтому все овощные, плодово-ягодные консервы и продукты растительного происхождения, прошедшие окончательную   стадию   обработки,   классифицируются   в  группах, предназначенных для готовых изделий. Так, растворимый кофе включен в группировку «Готовые пищевые продукты», а молотый – в «продукцию растительного происхождения».

К полуфабрикатам относится продукция, не законченная производством и требующая дальнейшей обработки, предназначенная для включения в состав других товаров, прежде чем стать орудием производства или предметом потребления.

Под готовыми товарами понимаются все промышленные изделия, предназначенные для потребления или использования в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, на транспорте, в домашнем хозяйстве.

Всего насчитывается 99 групп, из них три являются резервными (77, 98 и 99). Они могут быть использованы для расширения номенклатуры и выделения специфических товаров в национальной практике отдельных стран. Так, группу 77 планируется использовать для классификации титановых сплавов, 98, 99 - для классификации услуг.

Некоторые группы в ТН ВЭД имеют подгруппы. Однако они не принимают участие в формировании кода товара, обозначаются римскими цифрами и созданы лишь для удобства пользования номенклатурой. Например, 28 группа имеет две подгруппы: I - химические элементы, II - кислоты неорганические и соединения кислорода с неметаллами неорганические.

Информация о работе Стратегические направления развития ВЭД в России