Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории и практики разработки стратегии развития на уровне муниципального образования.
Основные задачи:
- изучение сущности и специфики стратегии муниципального образования;
- рассмотрение основных методик разработки стратегии, используемых на практике;
- характеристика этапов разработки стратегии
Введение………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоритические аспекты развития муниципального образования……
1.1. Понятие стратегии развития муниципального образования...............
1.2. Методика разработки СРМО……………………………………………
1.3. Основные этапы процесса разработки СРМО……………………….….
Глава 2. Стратегический план социально-экономического развития Шатковского района Нижегородской области на период 2015 года………
2.1. Современная социально-экономическая ситуация в районе……….
2.2. Стратегические цели социально-экономического развития района…..
2.3. Стратегии социально-экономического развития района……………
2.4. Оценка ресурсов, необходимых для реализации стратегического плана….
2.5. Этапы и итоги реализации стратегического плана……………………
Заключение……………………………………………………………...
Источники и литература………………………………………….
- низкая самооценка населением своего социально-экономического положения.
Цели:
Цель 2.1. Формирование условий для снижения уровня
бедности населения района.
Действия:
реализовывать единую областную программу, включающую областной и муниципальный уровни и имеющую целью сближение интересов основных групп населения района, снижение дифференциации населения по уровню доходов и направленную на «профилактику» бедности
реализовать эффективную политику занятости, стимулирующую и эффективно использующую трудовую активность трудоспособного населения
эффективно использовать меры по ликвидации задолженности по заработной плате.
эффективно использовать и пропагандировать значимость моральных стимулов труда, в частности, восстановить Доски почета (трудовой славы) муниципального уровня, организовывать районные конкурсы по профессиям, обеспечить выделение постоянной специальной рубрики в СМИ.
Цель 2.2. Повышение эффективности социальной защиты социально уязвимых категорий населения района
Суть социальной защиты населения социально уязвимых категорий населения заключается в создании достойных условий их жизни, обеспечении возможностей для полноправного их участия в общественной, культурно-политической жизни района.
Действия:
внедрить систему социального мониторинга как инструмента усиления адресности социальной защиты населения
обеспечивать равные социальные возможности лицам с особым статусом и особыми потребностями (инвалидам, пожилым людям, неполным и многодетным семьям, детям-сиротам).
развивать систему организации общественных работ с привлечением пенсионеров, членов многодетных семей, подростков
развивать механизмы реальной поддержки малого бизнеса.
Цель 2.3. Формирование благоприятной социально-психологической среды.
Основной задачей формирования благоприятной социально-психологической среды является развитие у человека способности к активной созидательной деятельности, ощущения психологической устойчивости.
Действия:
регулярно проводить исследования социально-психологического климата.
Цель 2.4. Обеспечение личной и общественной безопасности:
Действия:
развивать систему общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов, поддерживать общественные формирования, занимающиеся профилактикой преступности
разработать и реализовать программу предупреждения детской безнадзорности и беспризорности как основных источников преступности
развивать институт участковых уполномоченных милиции
объединять усилия органов местного самоуправления и органов внутренних дел по организации профилактической работы среди молодежи, неработающих граждан, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
повышать эффективность работы органов внутренних дел
привлечь общественность к охране общественного порядка.
Оценочные показатели реализации стратегии:
покупательная способность, в том числе по категориям населения и территориям
динамика соотношения прожиточного минимума, минимальной заработной платы, пенсии
уровень бедности
уровень преступности, в том числе детской и подростковой, изменение структуры преступности
уровень преступности, связанной с наркотическими и сильнодействующими веществами
степень раскрываемости преступлений
характеристика экологической ситуации в районе
Риски:
разрушение стимулов к добросовестному труду
деградация населения, утрата чувства личной безопасности.
Стратегия 3. Повышение эффективности использования ресурсов района
Шатковский район обладает значительным ресурсным потенциалом, эффективность использования которого недостаточно высока. Это определяется рядом негативных факторов, к которым следует отнести следующие:
нерациональное использование природно-сырьевых ресурсов
недостаточно высокий технологический уровень ряда отраслей производства
отсутствие районной программы ресурсосбережения
рост доли морально устаревшего оборудования на предприятиях района
дефицит районного бюджета
недостаточно высокая квалификация кадров управления на предприятиях и в организациях
относительно низкий уровень оплаты труда специалистов в большинстве отраслей производства.
Цели:
Цель 3.1. Повышение эффективности использования
природных ресурсов района.
Основными богатствами недр Шатковского района являются строительный щебень, высокопластичные глины, строительный песок, россыпь титаноциркониевых песков, подземные воды, лечебные грязи. Более полное использование природно-ресурсного потенциала района позволит существенно расширить производственно-хозяйственный сектор экономики.
Действия:
организовать мониторинг структур, заинтересованных в освоении ископаемых ресурсов
активнее привлекать инвестиционные средства в разработки и промышленное использование недр района
принять меры к сокращению потерь от неэффективного использования расчетной лесосеки.
Цель 3.2. Развитие производственно-технического потенциала района, способного обеспечить ресурсосбережение.
Несмотря на позитивные изменения последних лет , кардинальных сдвигов в промышленном производстве района в сторону широкого использования ресурсосберегающих технологий не произошло.
Действия:
разработать районную программу ресурсосбережения
разработать целевую программу развития производственного потенциала сельского хозяйства района на основе использования собственных ресурсов.
Цель 3.3. Создание эффективного механизма формирования
и использования финансовых ресурсов.
Наибольшая часть финансовых ресурсов Шатковского района размещена в реальном секторе экономики. Имеет место острая нехватка собственных ресурсов предприятий, слабо используются возможности лизинговых операций.
Действия:
повысить инвестирование собственного капитала организаций в модернизацию производств для выпуска конкурентоспособной продукции
сократить недоимки во все уровни бюджетов за счет реструктуризации долгов и реформирования ЖКХ
создать систему ипотечного финансирования строительства жилья для широких слоев населения
Цель 3.4. Развитие и повышение эффективности
использования кадрового потенциала.
Кадры - профессионально подготовленная и относительно устойчивая часть занятого населения района, совокупная деятельность которой направлена на решение задач по обеспечению жизнедеятельности и развития экономики и социальной сферы района.
К наиболее острым проблемам кадрового потенциала Шатковского района относятся:
недостаточно высокое качество профессиональной подготовки
проблемы трудоустройства молодых специалистов
невысокий кадровый потенциал трудовых ресурсов.
Действия:
развивать систему эффективного менеджмента предприятий и организаций района
совершенствовать систему аттестации, подготовки и переподготовки руководящих кадров предприятий.
Цель 3.5. Повышение эффективности использования
муниципального имущества
Необходимо повышение эффективности использования муниципальной собственности на территории района в целях наполнения районного бюджета, решения социальных проблем.
Действия:
совершенствовать механизмы управления муниципальной собственностью
провести техническую инвентаризацию объектов государственной и муниципальной собственности на территории района, создать систему учета этих объектов и оформления прав на них
развивать земельные отношения на основе разграничения прав собственности на землю, установления обоснованных цен и налогов, контроля за рациональным использованием и распоряжением землей
обеспечить контроль за использованием и сохранностью муниципального имущества
создать эффективный и прозрачный механизм оформления сделок с землей и недвижимостью, в том числе на вторичном рынке.
Оценочные показатели реализации стратегии:
динамика объема поступлений в бюджет арендных платежей
доля доходов от муниципальной собственности в доходной части бюджета
уровень занятости населения , уровень общей безработицы, уровень скрытой безработицы
показатели обновления основных производственных фондов
динамика тарифов на энергоресурсы
удельные затраты на энергоресурсы в себестоимости продукции
динамика уровня и структура инвестиций в экономику района
объем жилищного строительства
Риски:
несовершенство федерального законодательства в части экономических механизмов эффективного использования природно-сырьевых ресурсов
рост общей и скрытой безработицы
усиление влияния естественных монополий на развитие социально-экономических процессов в районе
сохранение высокого уровня цен на продукцию ТЭК и ограниченная возможность снижения издержек производителя
высокая налоговая нагрузка на производителей, отсутствие стимулов к повышению уровня зарплаты
неполное соответствие уровня профессионализма кадров рабочих и специалистов требованиям высокотехнологических производств
высокий уровень инфляции
политическая нестабильность.
Стратегия 4. Развитие и совершенствование районной рыночной инфраструктуры
Сфера материального производства района не обеспечивает комплексного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах.
Цели:
Цель 4.1. Развитие инфраструктуры поддержки бизнеса.
Для ускорения развития рыночных отношений в районе необходимо развитие инфраструктуры поддержки бизнеса с целью создания условий для осуществления цивилизованной коммерческой деятельности.
Действия:
поддерживать развитие центра поддержки малого бизнеса
поддерживать организацию деятельности оптовых рынков , районных выставок и ярмарок
способствовать развитию бизнес-центров
совершенствовать деятельность органов местного самоуправления по сокращению административных барьеров при создании и функционировании предпринимательских структур
содействовать развитию стационарной торговой сети, обеспечивающей высокое качество обслуживания населения
содействовать формированию сети ресторанов, кафе, оптимизации сферы бытового обслуживания
Цель 4.2. Совершенствовать информационно-коммуникационый
механизм функционирования рынка.
Действия:
определить приоритеты участия товаропроизводителей в выставках и ярмарках в других районах и области
проведение на территории района соответствующих выставочных, ярмарочных мероприятий.
Цель 4.3. Создание районной системы бизнес-мониторинга
Действия:
создать в районе службу бизнес-мониторинга
обеспечить нацеленность производственной и сбытовой деятельности района на более выгодную реализацию производимой в районе продукции, постоянное изучение рынков
способствовать созданию дополнительных рабочих мест в сфере сбыта продукции, производимой в районе
стимулировать районных предпринимателей к предоставлению достоверной информации о своем бизнесе.
Оценочные показатели реализации стратегии:
замещение ввозимых на территорию района товаров продукцией местного производства аналогичного уровня качества
объем производства товаров первой необходимости, произведенных местными товаропроизводителями, в расчете на душу населения
уровень развития розничной торговой сети
Риски:
недостаток финансовых ресурсов для поддержки развития инфраструктуры, недостаток квалифицированных кадров в этой области
конкуренция со стороны импортных и привозных товаров
низкий платежеспособный спрос населения, не позволяющий наращивать объемы выпускаемой продукции.
Стратегия 5. Совершенствование развития поселений.
Цель 5.1. Развитие жилищного строительства
Действия:
развивать индивидуальное строительство за счет внедрения механизмов ипотечного кредитования
развивать строительство социального жилья, а также проводить реконструкцию существующего жилого фонда для предоставления социального жилья гражданам-очередникам