Стратегическое и оперативное управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 00:30, реферат

Краткое описание

В основе управления финансами лежат следующие принципы: демократизм в управлении; политический подход к финансовым вопросам; оптимальное сочетание экономических и административных методов в управлении; научность управления; согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления; ответственность в управлении; преемственность хозяйственных решений.

Содержание

Глава 1 . Управление финансами в современных условиях
1.1 Понятие управления финансами
Глава 2 . Организация управления финансами в Республике Казахстан
2.1 Управление бюджетной системой
2.2 Управление налоговой системой
2.3 Управление финансами хозяйствующих объектов
Глава 3. Автоматизированная система управления финансами
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

upravlenia_finansami.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Отдел принудительного  взимания налогов включает: сектор работы с незарегистрированными  и не подавшими декларации предпринимателями; сектор принудительного взимания налогов.

Отдел информационного  обеспечения и учебы.

Организационно-контрольный  отдел.

Отдел правового  обеспечения.

Задачами налоговых  комитетов являются: обеспечение  своевременного учета плательщиков и объектов обложения, контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; учет начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет; составление отчетности о поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджет, работе налоговых отделов; проверка достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет; разработка форм налоговых расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет; издание инструктивных и методических указаний, других пособий по применению налогового законодательства.

Налоговым комитетам  по областям, районам, городам и районам  в городах предоставляется право: производить у юридических лиц, основанных на любых формах собственности  и организационно-правовых формах, у иностранных юридических лиц, на совместных предприятиях у казахстанских и иностранных физических лиц проверки всех денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, наличия денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; при осуществлении своих полномочий обследовать производственные, складские, торговые, кассовые и иные помещения, транспортные средства, другие места хранения и использования имущества предприятий и граждан, предназначенные для предпринимательской деятельности и получения прибыли (дохода), либо связанные с содержанием объектов налогообложения; давать руководителям и другим должностным лицам министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений, а также гражданам обязательные для исполнения указания (поручения) об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет, контролировать их выполнение; применять к организациям, учреждениям и гражданам, нарушающим налоговое законодательство, санкции и административные штрафы, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»; приостанавливать расчетные операции организаций и граждан в случае невыполнения ими требований по устранению нарушений налогового законодательства, описывать имущество, денежные средства налогоплательщиков в случае неуплаты в срок налогов, штрафов и пени, предоставлять организациям и гражданам отсрочку и рассрочку по уплате налоговых и других платежей в бюджет, а также пользоваться другими правами при осуществлении своих функций, определенных статусом налоговой службы.

Должностные лица налоговых комитетов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, за искажение результатов и выводов проверок и обследований, информации, представляемой вышестоящим органам и предаваемой гласности, за сговор в корыстных целях, за разглашение коммерческой либо производственной тайны, тайны вкладов предприятий и граждан, моральный или материальный ущерб, причиненный их противозаконными действиями.

2.3 Управление  финансами хозяйствующих субъектов

Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций. В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управления: планирования (прогнозирования), учета. В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские департаменты (управления). Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финансов: ускорение оборачиваемости оборотных средств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых товарно-материальных ценностей, сокращение непроизводительных расходов и потерь, уменьшение и ликвидацию убыточности подведомственных объектов, мобилизацию внутрихозяйственных резервов, улучшение использования ресурсов, снижение издержек, повышение доходности (рентабельности). Они также разрабатывают указания, инструкции, методические материалы, регулирующие финансовую работу подведомственных хозяйственных единиц.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением  сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов  подведомственных хозяйствующих субъектов.

Финансовая  работа в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным  структурным подразделением. В небольших  фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта  или бухгалтерией (финансово-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).

В этом звене  финансовой системы управление в  рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами и движением денежных потоков посредством и в пределах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования имуществом.

Объектами финансового  менеджмента в низовых звеньях  являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый  менеджмент основывается на мотивации - деятельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые  отделы (службы) фирм хозяйствующих субъектов осуществляют оперативное финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных  товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделение товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового  отдела (схема 1) обычно включает следующие  направления работы: прогнозно-аналитическую, расчетную, претензионную, оперативно-финансовой работы. Типовая структура финансового отдела включает: планово-экономическое бюро в составе групп: финансово-кредитного планирования, оперативного планирования и контроля, экономического анализа; бюро банковских и кассовых операций; расчетное бюро в составе групп: расчетов с покупателями, расчетов с поставщиками, претензионная. На предприятиях, осуществляющих валютные операции, создается валютная группа.

На крупных  предприятиях финансовую деятельность может возглавлять заместитель  директора по экономике или финансам, финансовый директор, вице-президент (особенно в акционерных обществах), финансовый менеджер. Этим должностным лицам могут быть подчинены и другие экономические службы: планово-экономическая, бухгалтерия, сектор экономического анализа и т.д.

Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с покупателями, с поставщиками, с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, финансового планирования и анализа, кассовые. Аналогичные функции могут выполнять отдельные исполнители-специалисты.

В хозорганах, где  нет финансовых отделов, финансовое прогнозирование и расчет финансовых нормативов возлагается на экономическую службу, а оперативная финансовая работа, все виды расчетов и кассовое планирование - на бухгалтерию. Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъектов являются: изыскание путей увеличения дохода и повышение рентабельности; обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству; инвестициям, внедрению новой техники и других плановых затрат; выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями; организация расчетов; содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений; контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств. В оперативном управлении финансами фирмы, предприятий принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, кредитуют временные потребности в денежных средствах.

 

Глава 3. Автоматизированная система управления финансами

 

В настоящее  время совершенствование управления финансами происходит на основе увязки этого процесса с разработкой  и внедрением в управление финансами  автоматизированных систем. Под АСУ  финансами понимается совокупность административных, экономических, математических методов вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющая эффективно управлять финансами, финансовой системой.

В управлении финансами  применяются автоматизированная система  финансовых расчетов - АСФР. Она состоит  из взаимосвязанных, совместно действующих подсистем: функциональных, обеспечивающих, технологических.

Организационно  АСФР представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой  подсистем: организационно-экономического обеспечения; информационного обеспечения; программного обеспечения; технического обеспечения; организационно-правового обеспечения; технологического обеспечения; кадрового обеспечения.

Подсистема  организационно-экономического обеспечения  является головной в системе АСФР, создает методические и организационные предпосылки автоматизации процесса составления и исполнения бюджетов, включает функциональные подсистемы, координирует и взаимосвязывает другие обеспечивающие подсистемы, определяет методическое единство работ на всех уровнях АСФР.

Кроме централизованных систем автоматизированного управления, используются локальные варианты путем организации автоматизированных рабочих мест (АРМ). АРМ представляет собой профессионально-ориентированную малую вычислительную систему либо комплекс периферийных технических средств, управляемых микроЭВМ или ПЭВМ и предназначенных для автоматизации работ специалистов определенной профессии.

В автоматизированных системах управления предприятиями (АСУП) выделяется самостоятельная функциональная подсистема управления финансами, в которой решаются задачи финансово-кредитного управления. Она представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, используемых для достижения максимальной рентабельности при определенных условиях производства и реализации продукции. Особенности управления в подсистеме связаны с кругооборотом денежных средств, опосредующих кругооборот производственных фондов и фондов обращения и определяют многоцелевой характер данной функции управления. Подсистема включает блоки управления, характеризующие состояние ресурсов и процессы их движения.

Поскольку финансовые задачи в АСУП решаются при использовании  промежуточных массивов информации (производства, материальных ресурсов, труда и т.д.), то есть по другим объектам управления, следует создавать сеть АРМ, включающую АРМ различных структурных подразделений предприятия и соединенную с ЭВМ вычислительного центра. Таким образом, создается два уровня: верхний, где решаются задачи, требующие ресурсов больших ЭВМ, и нижний, представляющий собой АРМ, оснащенные ПЭВМ и соединенные в локальную сеть.

Комплекс технических  средств нижних уровней финансовой системы, где формируются многочисленные информационные потоки, предусматривает  использование различных средств  составления, размножения, копирования, обработки, транспортировки и хранения документов, средств управленческой связи, средств сигнализации, информации.

В связи с  наличием персональных ЭВМ, и особенно профессиональных ППВЭМ, электронной  почты, банков данных, средств обработки  текстовой и графической информации, иной современной информационной техники возникли условия для кардинального преобразования организации управленческой деятельности. Технические средства все шире используются в непосредственном процессе управленческих решений.

В условиях АСФР существенно меняется содержание работы аппарата финансового управления. У специалистов высвобождается время на творческую работу - разработку и постановку проблем, задач и условий их решения для АСУ, глубокий экономический анализ и принятие квалифицированных решений с помощью советов АСУ во всех звеньях оперативного управления финансами - от местных финансовых органов до центрального аппарата Министерства финансов. Значительно увеличиваются возможности финансового аппарата по своевременному принятию оперативных мер, направленных на ликвидацию отклонений в выполнении финансовых планов, в финансовой дисциплине. Информация, полученная финансовыми работниками от АСУ, позволяет им повышать качество принимаемых управленческих решений на основе учета многих вариантов и выбора оптимального.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Сахариев С.С., Сахариева А.С. «Современный курс экономической  теории» - Алматы, 2002г.

Худяков А.И. «Финансовое  право Республики Казахстан» - Алматы, 2001г.

«Общая теория финансов» /Под редакцией проф.-корр. РЕАН Л.А. Дробзиной, 1995г.

«Финансы» /Под ред. Ковалевой  А.М. Учебное пособие. – М.: Финансы  и статистика, 1996г.

Мельник В.Д., Ильясов К.К. «Финансы», 2001г.

Журнал «Евразийское сообщество», 2000г.

Журнал «Бюллетень бухгалтера», 1997г.

Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 800с.

 


Информация о работе Стратегическое и оперативное управление финансами