Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:34, реферат
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
Респонденты отметили, что чаще всего позитивное или негативное вмешательство государства происходит именно на законодательном уровне. Интересно, что мало кто затруднился ответить на вопрос, как государство мешает. И почти каждый пятый респондент не смог ответить, чем же оно помогает. Чуть больше респондентов, отметили, что лучшая помощь их бизнесу со стороны государства - невмешательство.
56% опрошенных, бизнесу которых государство мешает, отметили, что оно постоянно меняет законодательную базу, в связи с чем, их работа усложняется. Однако, по словам 42% респондентов, необходимая нормативная база так и не была создана. Для каждой четвертой компании вмешательство государства в бизнес сопровождается повышением налогов и акцизных сборов. Среди других мер, негативно сказывающихся на бизнесе, респонденты отметили ограничение импорта и экспорта, регулирование ценообразования, ограничение потребления продукта компании, требование поддержки государственных инициатив и др.
В рамках опроса попросили респондентов привести хотя бы один пример позитивного или негативного вмешательства государства. Распределение ответов сложилось следующим образом: 25% респондентов указали пример положительного влияния и 75% отрицательного.
Многие респонденты считают, что государство могло бы внести свою лепту в облегчение работы их компании. В первую очередь, по их мнению, необходимо снизить налоги или предоставить льготную систему налогообложения. Помимо этого, нужно бороться с коррупцией и совершенствовать законодательную базу, делая ее более прозрачной. Также компании хотят грамотного контроля за соблюдением всех нормативов. По словам респондентов, бизнесу нужно давать большую свобод: оказывать минимальное влияние или не вмешиваться вообще.
Более половины компаний, в чей бизнес государство вмешивается, считают, что им и другим игрокам рынка стало бы работать легче, если бы этого не происходило. Полегчало бы от отсутствия государственного регулирования даже тем, кто этого регулирования не ощущает. Причем среди компаний, отрицающих какое-либо влияние государства на их сферу бизнеса, большинство таких, которые хотели бы, чтобы оно влияло еще меньше.(10)
Стихийно сформировавшаяся модель взаимотноошений между бизнесом и властью в течение большей части последних двух десятилетий характеризуется рядом черт. Среди них, прежде всего, можно отметить:
· наличие параллелизма в полномочиях ряда государственных структур
· сужение публичного пространства и теневой характер принятия решений,
· исключительно высокая роль первых лиц компании в построении взаимоотношений с властью
- устойчивая коррупционная традиция,
- отсутствие устоявшейся партийной системы: основными структурными элементами политической системы выступают не партии, а кланово-номенклатурные группы,
- высокая значимость региональных кланов как политико-экономических игроков,
- наличие высоких политических рисков, толкающих бизнес на диверсификацию, приобретение активов за рубежом и привлечение иностранных акционеров (в том числе через выход на IPO),
- значимость силового фактора и активная роль силовых структур в процессах передела собственности и политической борьбы,
- использование технологии создания конкурирующих центров влияния и балансировки их ресурсов,
- непрозрачная структура собственности (не всегда доступна информация о реальных собственниках бизнес-структур, а значит, об их потенциальном влиянии и возможностях),
- психологические особенности лиц, принимающих решения, и специфика каналов поступления к ним информации.
Лучшими посредниками-коммуникаторами в данной сферы продолжают оставаться первые лица компании. Несмотря на очевидные неудобства данного подхода (эффективность бизнеса ощутимо падает, когда процесс принятия решения находится в руках у одного человека), «топ-менеджеры» и собственники компаний просто опасаются утратить необходимые контакты в случае, если GR-менеджер перейдет в другую компанию.
В то же время бизнес имеет возможность легально общаться с властью, обсуждать законодательные инициативы и стратегии развития страны через различные объединения предпринимателей. Федеральное собрание, Общественная палата, многие министерства, полпредства президента в федеральных округах имеют при себе экспертные советы для обсуждения условий ведения бизнеса в конкретных отраслях.
Зарубежный пример
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.
В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа. Однако большинство государств создает особые резервы для поддержания малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.
Главным принципом, лежащим в основе системы государственной поддержки «миттельштанда» (в переводе на русский «средний слой»; этот термин объединяет малый и средний бизнес Германии), является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. Для этого в Германии разработано несколько специальных инструментов и конкретных программ.
Структурно-политические мероприятия, осуществляемые федеральным правительством ФРГ. Они нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции для «миттельштанда». Главный инструмент здесь - картельное право, законодательно оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями (по нашей терминологии, антимонопольный комитет), во-первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких и средних предприятий, снимая ненужные запреты.
Вторая составляющая структурно-политических мероприятий по поддержке «миттельштанда» - обеспечение его равноправного участия в распределении государственных контрактов. С 1976 г. существует особое положение, регулирующее обязательное участие мелких и средних поставщиков в дележе госзаказов. В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные в этих целях инстанции.
Налоговые льготы. Этот инструмент, активно используемый сейчас в новых землях ФРГ, включает три главных разновидности: 1) специальные нормы амортизационных отчислений; 2) создание резервов необлагаемой налогом прибыли; 3) инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми ведомствами. государство частный сектор партнерство
Создание резервов прибыли, освобожденных от налогообложения, разрешено в ремесленном производстве, торговле, промышленности, секторе свободных профессий, а также в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв может составить до 50 тыс. марок.
Финансовая поддержка. Кредиты с относительно низкой ставкой процента и льготными условиями возврата денег, предоставляемые федеральным правительством, - существенное подспорье для «миттельштанда». Кредиты выдаются мелким и средним фирмам не непосредственно, а через их банки, предоставляющие гарантии своевременного возврата денег. Специальные кредиты, стимулирующие создание новых рабочих мест и улучшение региональной структуры экономики, предоставляются правительствами земель.
Помощь в инновационной сфере. Организационные формы такой помощи многообразны: индустриальные и научные парки, инновационные центры, где имеются возможности снять помещение, получить доступ к информационным банкам, консультациям, капиталу. Государственная поддержка инноваций в сфере мелкого и среднего бизнеса осуществляется также содействием совместной работе «миттельштанда» с научными учреждениями, созданием необходимой информационной и консультационной инфраструктуры, облегчением передачи технологии, помощью в обучении научного персонала(10).
Значительная роль в стимулировании развития мелких фирм Великобритании принадлежит бюджетной политике правительства. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только по факту независимо от того, к какому периоду они относятся.
Огромное значение в развитии малого бизнеса Великобритании имеют Программы оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодежи при создании либо расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере мелкого бизнеса; помощь муниципальным властям в деле создания нового и развития существующего мелкого бизнеса в городах. Профессиональную подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов.
В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантирует компенсацию возможных убытков венчурных фондов.
Содействие развитию малого бизнеса в С.Ш.А. входит в компетенцию специальной государственной организации - Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.
В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы.
Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.
В Японии практикуется выделение субсидий и ссуд - прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес), также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств(11).
Заключение
Конечно, отсутствие удовлетворительной теоретической базы для управления малой экономикой, различия в организационно-технологических уровнях развития и рыночной культуре населения России и тех стран, чей опыт мы используем, делает закономерным вывод о том, что прямое заимствование форм и методов поддержки малого бизнеса может оказаться для России неэффективным. Однако, с другой стороны, всестороннее изучение зарубежного опыта, прежде всего связанного с развитием малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях, является весьма актуальным и полезным для разработки программ поддержки малого бизнеса и осуществлению практических мероприятий по развитию малых предприятий.
Литература
1. Яковлев А. А. Эволюция взаимоотношений между властью и бизнесом и движущие силы экономического развития в России: до и после «дела "Юкоса"» // Региональная элита в современной России. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005.
. Зудин А. Ю. Государство и бизнес в посткоммунистической России: цикличность и перспективы институционализации // Куда идет Россия?.. Трансформация социальной сферы и социальная политика. М.: Дело, 1998.
. Зудин А. Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. № 1
. Шредер Х.-Х. Российские олигархи: неизбежность или российская специфика? // Актуальные проблемы российских реформ. Материалы российско-германского семинара Волгоград: ВАГС, 2004
. Бубунщиков А.Д. Проблемы финансово-правового стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации //Вопросы экономики. 2007. № 4. С. 21-23.
. http://ru.wikipedia.org/w/
. http://pavroz.ru/dov/
. http://www.lib.tsu.ru/mminfo/
. http://www.kreditbusiness.ru/
. http://spb.hh.ru/article.xml?
. http://www.ruaee.ru/datas/men
Информация о работе Стратегия взаимодействия государства и бизнеса