Стратегия устойчивого развития как посткапиталистический проект глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 04:42, статья

Краткое описание

Капитал – мощная сила, которая двигает техноэкономический прогресс, и в то же время надо признать, что эта сила – антигуманная и безнравственная. Капитализм - это сверхбогатство и сверхпотребление хищных эгоистов на одном полюсе, нищета и бедность на другом; капитализм породил фашизм и нацизм, экоцид и геноцид, колониальное угнетение, эксплуатацию масс и криминализацию общества. Капитализм - это беспредел в материальном потреблении, чреватый глобальной социально-экологической катастрофой. Как подчеркивал Джон Гэлбрейт, капитализм – это саморазрушение. Современный капиталистический мир, погрязший в болоте потребительства, нарушил одно из основных условий жизнеспособности и стабильности общества: «Ничего сверх меры».

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия устойчивого развития как посткапиталистический проект.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Мантатов В.В.

Стратегия устойчивого  развития

как посткапиталистический  проект глобализации1

Многие недоразумения, неясности и извращения концепции устойчивого развития связаны с тем, что её продолжают интерпретировать в терминах ныне господствующей неолиберальной идеологии – идеологии корпоративного капитализма.

Капитал – мощная сила, которая  двигает техноэкономический прогресс, и в то же время надо признать, что эта сила – антигуманная и  безнравственная. Капитализм - это сверхбогатство и сверхпотребление хищных эгоистов на одном полюсе, нищета и бедность на другом; капитализм породил фашизм и нацизм, экоцид и геноцид, колониальное угнетение, эксплуатацию масс и криминализацию общества. Капитализм - это беспредел в материальном потреблении, чреватый глобальной  социально-экологической катастрофой. Как подчеркивал Джон Гэлбрейт, капитализм – это саморазрушение. Современный капиталистический мир, погрязший в болоте потребительства, нарушил одно из основных условий жизнеспособности и стабильности общества: «Ничего сверх меры».

Сегодня капитализм переходит в  качественно новое состояние, связанное  с внедрением результатов «интеллектуальной  революции», и этот переход сопровождается финансовым переделом мира и беспрецедентным  усилением напряженности в международных  отношениях. Балом правят финансовые игроки,  для которых коммерческий успех является единственным смыслом жизни. Знаменитый гамлетовский вопрос «Быть или не быть»? предстает сегодня как проблема освобождения человека и человечества от пут капиталократии. Мы рассматриваем стратегию устойчивого развития как посткапиталистический проект новой глобальной цивилизации, приходящей на смену мировой системе капитализма. В основе данного проекта, лежат три базовых конструкта: во-первых, парадигма диалога философских культур; во-вторых, ноосферная концепция социализма; в-третьих, идея универсального прогрессизма.   

 

Парадигма диалога философских  культур

Диалог философских культур  – это универсальный процесс, в результате которого происходит взаимное обогащение и развитие смысловых структур взаимодействующих культур.

Приведем пример. В истории мировой  философии можно выделить, в частности, две альтернативные системы духовных ценностей, отличающиеся друг от друга  решением вопроса о соотношении  Единого и единичного. Согласно первой системе (назовем её духовный абсолютизм) истинную ценность и реальность имеет Единое. Согласно второй системе (назовем её номиналистический либерализм), истинную ценность и реальность имеет единичное и только единичное. Каждый индивид – сам себе и бог, и царь, следовательно, не признает «Высшего Водительства» (В.С. Соловьев). Если первая система ценностей ведет общество к тоталитаризму, то вторая – к войне всех против всех. Обе системы ценностей, рассматриваемые изолированно друг от друга, ведут человечество к катастрофе. Логика диалога, т.е. диалектика, выводит нас на путь мировоззренческого синтеза этих ценностных систем. В процессе данного синтеза устанавливается динамическое равновесие Единого и единичного, Всеобщего и частного, и это равновесие мы рассматриваем как смысловое обоснование стратегии устойчивого развития.

Мировоззренческой основой вышеназванного синтеза является диалектический реализм. Это философия, восходящая к диалектике Платона, а «диалектика и есть реализм», по выражению А.Ф. Лосева. Это диалогическая философия, а диалог, по Платону, - «это своего рода космос». Диалектический реализм можно охарактеризовать как синтез материализма и идеализма, философских культур Востока и Запада. Это духовная философия, а Дух и есть носитель синтеза.

Что же является главным в мировой  мозаике духовных миров? Несомненно, это нравственный закон! По мнению Платона, если человек приобрел много прочего  знания, но не владеет главным знанием, то есть знанием нравственного закона, оно редко приносит ему пользу и большей частью ему вредит.

В одном из своих диалогов Платон рассказывает о знаменитой Атлантиде. Она процветала, пока ее правители  и жители повиновались законам нравственности (справедливости). Но когда унаследованная от Бога нравственность ослабела и возобладала человеческая алчность, под воздействием богатства жители Атлантиды потеряли здравый рассудок, опьянели от роскоши и утратили благопристойность. И тогда все богатство пошло прахом. Начавшаяся война всех против всех привела к гибели целого материка Атлантиды.

Урок Атлантиды свидетельствует  о том, какую опасность для  мира представляет пренебрежение нравственным законом, имеющим по Платону, космическое  происхождение. Мы не должны забывать также об одном историческом уроке – о крахе фашистской Германии, отказавшейся от высокой морали и гуманизма в пользу материального богатства и воли к власти.

Неолиберальная идеология капитализма  смотрит на мир с позиций вульгарного  социал-дарвинизма (с его культом  эгоизма и конкуренции). Однако современная биология свидетельствует: «не столько конкуренция, сколько симбиозы и альтруизм сыграли основную роль в развитии биосферы, в эволюции живого на Земле». Следовательно, капиталистическая организация общества противоречит принципам универсального эволюционизма, то есть устойчивого развития мира.

Что же означает для стратегии глобального  устойчивого развития диалог философских культур? Прежде всего, это конструирование единого смыслового основания миропорядка, единого понимания смысла человеческого бытия, который состоит в обеспечении духовно-нравственного прогресса человека и общества. Это означает, что главным смыслом стратегии устойчивого развития должна стать борьба за нравственные идеалы, духовные ценности и ноосферное будущее. Переход к устойчивому развитию - это переход от материальной (техногенно-потребительской) цивилизации к новой ноосферной  (эколого-этической) цивилизации, где мерилом богатства становятся духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Речь идет о ненасильственной нравственной революции в масштабах планеты, об освобождении от пут потребительства и гедонизма, от всевластия рынка и капиталократии.

Ноосферная концепция социализма

Еще В.И.Ленин признавал, что необходима коренная перемена всей точки зрения на социализм, то есть такая перемена, которая затрагивает фундаментальные основы теории и практики социализма. Сам В.И. Ленин перспективы социализма связывал с культурно-образовательной революцией и социальным творчеством народных масс. Опираясь на конструктивные идеи В.И.Ленина (в частности, на его идею о творческой сути сознания), мы выдвигаем следующее требование. Необходимо создать теорию социализма на новой философско-методологической основе, отличной от материалистической ортодоксии. Такой основой, на наш взгляд, является философия ноосферы. Основную суть этой философии выражает следующий тезис: «Разум есть высшая форма бытия».

Философия ноосферы, в отличие от господствующего материалистического  миропонимания, высоко оценивает роль человеческого вдохновения, рожденного идеализированными представлениями  о гармоничном мире, об устойчивом будущем, а также роль платоновского мира идей (эйдосов). Ноосферная концепция социализма, опирается, в частности, на идею Платона о коммунизме, как общем благе, как космическом гуманизме. Логично предположить, что осмысление идеи Платона о коммунизме спасет человечество от нравственной и экологической катастрофы, суть которой можно выразить в двух словах «Трагедия Общего». Платон – первый в западной культуре, кто обосновал иерархическую структуру общества (как условия общественного развития). Современное естествознание доказало, что «устойчивое развитие возможно только в неоднородной сложной системе, состоящей из иерархии активных сфер» (В.Твердислов). На наш взгляд, философия Платона заслуживает серьезного внимания с точки зрения социалистических перспектив устойчивого развития мира.

Если придерживаться ноосферной концепции социализма, то следует освободить социалистический проект от структурных и классовых ограничений, генетически связанных с материалистической эпохой. Одновременно необходим пересмотр институциональных рамок устойчивого развития, поставленных капиталистической глобализацией. Перспективы ноосферного социализма тесно связаны с реализацией модели устойчивого развития, в свою очередь устойчивое будущее человечества зависит от судьбы ноосферного социализма. Перефразируя поэта Маяковского, можно сказать: устойчивое развитие и ноосферный социализм – это близнецы – братья. Ведь концепция устойчивого развития была разработана ООН в альянсе с Социалистическим Интернационалом еще в 80-е годы прошлого столетия. В новом, XXI веке, в связи с продвижением глобализации и Интернета, скорее всего будет разработана коммунистическая версия устойчивого развития человечества. Под коммунизмом мы имеем в виду всемирное братство народов, то есть «обобществившееся человечество», по выражению Карла Маркса, или глобальную планетарную цивилизацию.

 

Конференция «Рио+20»:

от принципа многосторонности к универсальному прогрессизму

Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 2012) подтвердил приверженность глав государств и правительств, представителей гражданского общества построению справедливого и демократического глобального общества. Одновременно Конференция «Рио+20» предложила более комплексный и системный подход к проблеме устойчивого развития, чем ранее. Очень часто устойчивое развитие ассоциируется преимущественно с охраной природы. Это односторонний подход к пониманию устойчивого развития. Конференция «Рио +20» разработала институциональные рамки устойчивого развития, которые будут способствовать более сбалансированной и эффективной интеграции всех компонентов устойчивого развития (социального, экономического, экологического) на основе целостного подхода на всех уровнях (глобальном, национальном, региональном).

Генеральный секретарь ООН Пан  Ги Мун назвал «Рио +20» «победой принципа многосторонности», достигнутой в результате многомесячных переговоров. В рамках этого принципа произошло некоторое смещение акцентов: признано, что устойчивое развитие ориентировано прежде всего на человека, на построение мира на основе принципов справедливости, равноправия и инклюзивности. Программа развития ООН (UNDP) представила на Конференции «Рио+20» концептуальную основу для будущего Индекса устойчивого человеческого развития (Sustainable Human Development Index). Сущность устойчивого человеческого развития состоит в равном доступе к возможностям развития для всех людей и для всех поколений. Данный Индекс представляет собой альтернативу чисто экономическим показателям в измерении национального и мирового прогресса. Он дополняет ВВП широким спектром социально-гуманистических показателей, как например, социальная справедливость, равенство возможностей, достоинство человека, экологическая устойчивость, человеческое счастье.  

Итоговый документ «Рио+20» подчеркивает необходимость того, чтобы устойчивое развитие имело инклюзивный характер и чтобы в его центре стоял человек, чтобы плодами развития пользовались все слои населения, и чтобы в него было вовлечено все общество. Согласно «Рио+20», устойчивое развитие общества – это всесторонний (социальный, экономический, экологический, духовно-нравственный) прогресс человечества за счет ноосферного (интеллектуального) потенциала, а не за счет природы. Словом, стратегию устойчивого развития можно охарактеризовать как универсальный ноосферный прогрессизм. 

Чувство диалектического реализма подсказывает нам, что прогресс (особенно НТП) неизбежно связан с риском и  опасностями для человека, для  жизни вообще. Поэтому всесторонний прогресс должен сопровождаться столь  же всеохватной безопасностью (в  том числе, предосторожностью). В этом мы усматриваем экзистенциальный смысл устойчивого развития

Развивая идеи Рио+20, мы предлагаем рассматривать стратегию устойчивого  развития как глобальный цивилизационный проект, обеспечивающий всеохватную безопасность в планетарном масштабе, возвращающий человеческую цивилизацию в гармоничное состояние с природой, и одновременно обеспечивающий Восхождение к более высокому качеству жизни и более высокой ступени творческой эволюции мира. Одним из главных средств и путей такого Восхождения является «героический гуманизм», по выражению Альбера Камю. Сегодня требуются воистину героические усилия, чтобы защитить духовно-нравственные устои общества и обеспечить устойчивость цивилизационного развития. Решение проблемы устойчивого развития мира как универсального ноосферного прогресса требует политических лидеров философского стиля мышления, а также философского воспитания человечества.

 

Мантатов В.В., д.ф.н., профессор, член Президиума РФО, Заслуженный деятель  науки Российской Федерации.

1 Статья написана на основе доклада на секциях «Глобалистика» и «Социальная философия - 3» Российского Философского Конгресса (Нижний Новгород, 2012).




Информация о работе Стратегия устойчивого развития как посткапиталистический проект глобализации