Структура предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:47, реферат

Краткое описание

Структура капитала - это совокупность финансовых средств предприятия из различных источников долгосрочного финансирования, а если говорить точнее - соотношение краткосрочных обязательств, долгосрочных обязательств и собственного капитала организации.
Структура капитала. Общие вопросы
Когда предприятие расширяется, ему необходим капитал, в зависимости от того какие у предприятия источники финансирования различают заемный капитал или собственные средства. Заемные средства имеют два существенных преимущества. Во-первых, выплачиваемые проценты вычитаются при расчете налога, что снижает фактическую стоимость займа. Во-вторых, те, кто предоставляют заем, получают фиксированный доход, и акционеры не должны делиться с ними прибылью, если предприятие окажется успешным.

Вложенные файлы: 1 файл

Структура капитала.docx

— 178.23 Кб (Скачать файл)

А так как налогообложение  текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег  во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т.п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных  выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую  защиту совокупного дохода собственников

Однако такой  подход к дивидендной политике не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем доходов, постоянно  нуждающихся в текущих их поступлениях в форме дивидендных выплат (что  снижает объем спроса на акции  таких компаний, а соответственно и котируемую рыночную цену этих акций).

4. Сигнальная теория дивидендов (или «теория сигнализирования»).

Эта теория построена  на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости  акций в качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов.

Таким образом, рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход.

Кроме того, выплата  высоких дивидендов «сигнализирует»  о том, что компания находится  на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде.

Эта теория неразрывно связана с высокой «прозрачностью»  фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебания рыночной стоимости  акций.

5. Инвестиционная теория дивидендов. Ее автор Дж. Уолтер утверждает, что наибольшая связь дивидендной политики с максимизацией рыночной стоимости предприятия (максимизацией котировки его акций) достигается при учете уровня доходности его инвестиционной деятельности.

Если уровень  доходности инвестиций предприятия  превышает уровень доходности его  акций, то размер дивидендных выплат может снижаться. И наоборот, если уровень доходности инвестиций предприятия  ниже уровня доходности его акций, то размер дивидендных выплат должен возрастать.

6. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или «теория клиентуры»).

В соответствии с  этой теорией компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая  соответствует ожиданиям большинства  акционеров, их менталитету

Если основной состав акционеров («клиентура» акционерной  компании) отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления  прибыли на цели текущего потребления.

И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации  прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая с  такой дивидендной политикой  будет не согласна, реинвестирует  свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав «клиентуры»  станет более однородным.

Практическое использование  этих теорий позволило выработать три  подхода к формированию дивидендной  политики — «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует  определенный тип дивидендной политики.

1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия.

Если по имеющимся  инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный  критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть  прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как  она обеспечит высокий темп роста  капитала (отложенного дохода) собственников.

Преимуществом политики этого типа является обеспечение  высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается  в нестабильности размеров дивидендных  выплат, полной непредсказуемости формируемых  их размеров в предстоящем периоде  и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций.

Такая дивидендная  политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла  предприятия, связанных с высоким  уровнем его инвестиционной активности.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).

Преимуществом этой политики является ее надежность, которая  создает чувство уверенности  у акционеров в неизменности размера  текущего дохода вне зависимости  от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке.

Недостатком же этой политики является ее слабая связь  с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю.

Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.

3. Политика  минимального стабильного размера  дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли»

В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли.

Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным  периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия  в процессе осуществления такой  политики (она «сигнализирует» о  высоком уровне риска хозяйственной  деятельноcти данного предприятия).

Даже при высоком  уровне дивидендных выплат такая  политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление  дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно  варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

5. Политика  постоянного возрастания размера  дивидендов(осуществляемая под девизом — «никогда не снижай годовой дивиденд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию.

Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к  их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена «Модель  Гордона», определяющая рыночную стоимость  акций таких компаний). Преимуществомтакой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях.

Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях).

Поэтому осуществление  такой дивидендной политики могут  позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании — если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она  представляет собой верный путь к  ее банкротству.

С учетом рассмотренных  принципов дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам.

Первоначальным  этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:

1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях  жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать  в свое развитие, ограничивая выплату  дивидендов);

б) необходимость  расширения акционерной компанией  своих инвестиционных программ (в  периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

Информация о работе Структура предприятия