Структура фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

1. Структура фирмы.
1.1. Проблема взаимоотношений принципала и агента.
1.2. Варианты решения проблемы принципала и агента.
1.3. Внутрифирменная структура.
2. Армейская организационная структура является иллюстрацией:
а) дивизиональной структурой;
б) унитарной структурой;
в) холдинговой структурой;
г) смешанной структурой.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция 2.docx

— 79.92 Кб (Скачать файл)

Унитарная структура, как  это следует из самого названия, предполагает максимальную централизацию властных отношений. Все основные решения принимаются принципалом, он же осуществляет и контроль. Если право контроля над деятельностью агентов и делегируется, то по функциональному признаку — главам функциональных подразделений: отдела сбыта, главному инженеру, к главному бухгалтеру и т. д. Таким образом, руководители функциональных подразделений являются одновременно и агентами — по отношению к главному офису, и принципалами — по отношению непосредственным исполнителям заданий. «Современная корпорация состоит из менеджеров, руководящих менеджерами, руководящих менеджерами... руководящих работниками» [1]. В случае унитарной организации единственным вариантом решения проблемы принципала и агента является усиление контроля на основе разработки новых, связанных с меньшими издержками, методов контроля (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

Властные отношения

Рис. 3.

 

1.3.2. Холдинговая структура

Холдинговая структура представляет собой иную крайность - максимальную децентрализацию процесса принятия решений и контроля над действиями агентов. Фактически принципиал сохраняет за собой лишь полномочия по контролю финансовых потоков и финансовых результатов деятельности агентов. Агенты автономны в принятии всех решений, за исключением касающихся распределения прибыли. Иначе говоря, принципал контролирует деятельность агентов не непосредственно, а через организацию соревнования агентов, победитель в котором выявляется по критерию финансовых результатов. О. Уильямсон дает следующее определение холдингу: «Фирма с множеством подразделений, в которой главный офис не занят стратегическим контролем их деятельности» [9]. Холдинговая структура не исключает прямой конкуренции между подразделениями одной и той же  фирмы, ведь конкуренция является одним из способов косвенного контроля. Отметим, что на уровне подразделений холдинга можно встретить и унитарный тип отношений между принципалом (руководитель подразделения, являющийся одновременно агентом главного офиса) и агентом (рис. 4.).

 

 

 

 

 

 

 

 

…………….. контроль финансовых результатов

Рис. 4.

 

 

1.3.3. Мультидивизионная  структура.

Наиболее  значимой организационной инновацией в XX в. является изобретение в 20-е годы Пьером Дюпоном и Альфредом Слоуном (руководителями фирм «Du Pont» и «General Motors» соответственно) мультидивизиональной структуры. Эта структура «подразумевает создание полуавтономных производственных подразделений, функционирующих на основе принципа самоокупаемости и сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому признаку» [9]. Мультидивизиональная структура является своеобразным синтезом унитарной организации и холдинга. Действительно, в ней сохранен принцип централизации принятия стратегических решений (например, о выпуске нового продукта) и в то же время децентрализованы оперативный контроль и управление [9]. Аналогичным образом принцип финансовой самоокупаемости дивизионов (агентов) позволяет им участвовать в результатах своей деятельности, но главный офис (принципал) при этом сохраняет право перераспределять часть прибыли подразделений согласно целям и задачам фирмы в целом. Примерами предприятий, на практике использующих принцип мультидивизиональной структуры, являются конгломераты и транснациональные компании (рис. 5).

 

 

 

 

 

 

 

…………….. контроль стратегических решений и распределения прибыли

Рис. 5.

 

Лучше понять соотношение  трех рассмотренных вариантов внутрифирменной  структуры можно с помощью  схемы, представленной на рис. 6 [9].

Рис. 6.

1.3.4. Смешанная структура

Наконец, смешанная структура  возникает в том случае, если одно из подразделений полностью контролируется главным офисом, как в унитарном предприятии, второе подразделение зависит от главного офиса только финансово, как в холдинге, а третье подразделение имеет операционную самостоятельность и действует на принципах самоокупаемости, как в мультидивизиональной структуре.

Выводы. В основе функционирования любой организации лежит проблема принципала и агента. Учитывая, что от агента ожидаются действия, максимизирующие полезность принципала, агент всегда стремится использовать существующую между ним и принципалом асимметрию информации к своей выгоде и в ущерб интересам принципала. Решений проблемы несколько: усиление  прямого контроля, впрочем связанного с высокими издержками; организация принципалом соревнования агентов; участие агентов, в результатах деятельности организации и поочередное выполнение самими агентами функций принципала. Именно данные варианты решения проблемы принципала и агента позволяют объяснить природу трех типов внутрифирменной структуры: у тарной, холдинговой и мультидивизиональной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая  часть.

Ответьте на вопрос:

Армейская организационная  структура является иллюстрацией:

A. Дивизиональной структуры. 
Б. Унитарной структуры.

B. Холдинговой структуры. 
Г. Смешанной структуры.

 

Ответ. Б. Унитарная структура.

Армейская организация основана на жесткой дисциплине и контроле вышестоящих над нижестоящими. Одним  из ее принципов является единоначалие.

 


Информация о работе Структура фирмы