Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 09:13, курсовая работа
В Беларуси структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике.
Объектом исследования данной работы является анализ условий "Структурной перестройки экономики в Республике Беларусь ".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
В рамках достижения поставленной цели должны быть решены сле-дующие задачи:
- изучить теоретические аспекты и выявить природу структурной перестройки экономики в Республике Беларусь;
- обосновать актуальность проблемы в современных условиях;
- изложить возможности решения данной тематики;
- обозначить тенденции ее развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………….…..4
1 Сущность структурной перестройки экономики…………………………..6
1.1 Понятие национальной экономики……………………………………..6
1.2 Цели национальной экономики…………………………..…………......8
1.3 Структура национальной экономики………………………………...…9
1.4 Структурная перестройка экономики………………………..………...11
1.5 Основные показатели структурных сдвигов…………………………..14
2 Трансформационные преобразования в экономике стран Европы……......18
2.1Опыт Словакии………………………………………………….………..18
2.2 Опыт Румынии…………………………………………………………..21
2.3 Опыт Чехии ………………………………………………………………25
2.4 Опыт Венгрии…………………………………………………………….26
3 Структурная трансформация национальной экономики Республики Бела-русь………………………………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………..…...42
Список использованных источников…………………………………………...45
Однако в целом Чехии
удалось продать относительно незначительную
часть государственной
Другое дело, что инвесторы Германии, Франции, Бельгии, Японии, Кореи вкладывали деньги в создание в Чехии новых производств. В частности, крупнейшие фирмы мирового автобизнеса решили сделать посткоммунистическую Центральную Европу своего рода кузницей автомобильной промышленности. И сейчас эта промышленность вносит весьма существенный вклад в чешскую экономику.
Средняя зарплата в Чехии – €950 (Br6 млн. 735 тыс.), средняя пенсия – €410 (Br2 млн. 906 тыс.). Данный показатель составляет свыше 80% от среднего по Евросоюзу. Это более высокий уровень, чем, скажем, в Португалии, которая вступила в ЕС намного раньше.
2.4 Опыт Венгрии
Эпоха социализма оставила Венгрии один существенный минус – огромный внешний долг в $25 млрд. Это обстоятельство наложило заметный отпечаток на характер венгерского способа приватизации. В Венгрии рассматривали ее как один из главных источников пополнения казны. Приватизацию государственной собственности сразу же было решено осуществлять за живые деньги, то есть посредством продажи. Понятно, что в Венгрии покупателей найти не могли, крупных частных капиталов в ней тогда не существовало. Оставался единственный выход: продавать иностранцам. В результате же венгры и получили такое положение вещей, при котором почти вся промышленность Венгрии находится в руках иностранного капитала.
Те предприятия и даже целые отрасли, чья продукция были заведомо неконкурентоспособной, просто рухнули. В этом отношении Венгрия ничем не отличалась от других посткоммунистических стран. Более того, в Венгрии уже в 1989 году был принят закон о банкротстве, что в таких странах, как Польша и Чехия, произошло гораздо позже. И те предприятия, которые правительство, проведя тщательную сортировку, признало не имевшими национального значения, рухнули почти сразу. Без государственной поддержки они выжить не могли. Так что в этом отношении все было примерно так же, как у других.
А то, чем Венгрия от них отличалась, заключалось в том, что государство, испытывая острейшую финансовую недостаточность, решилось на продажу иностранному капиталу – немецким, французским и итальянским компаниям – своего энергетического сектора. И уже к 1995 году все венгерские генерирующие и энергопоставляющие компании находились в руках иностранцев.
Тем не менее, приватизация
и продажа энергетического
Крупные торговые предприятия приобрели австрийцы и немцы. В банковскую сферу пришел капитал голландский, бельгийский и опять же немецкий. Американцы купили Будапешт-банк. Были проданы иностранцам и некоторые крупные металлургические заводы. А к концу 1990-х годов сформировался и крупный венгерский капитал, который купил ряд предприятий — в частности, в аграрном секторе.
Сегодня былой крупной промышленности в Венгрии уже нет. От прежней обрабатывающей промышленности мало что осталось. В рыночных условиях ее продукция, как правило, оказывалась неконкурентоспособной или просто никому не нужной.
Однако создавались новые производственные структуры, новые предприятия – прежде всего автомобильная индустрия. Сегодня среди крупнейших венгерских компаний каждая десятая является поставщиком крупнейших мировых автомобильных заводов. Они производят 10-12% ВВП Венгрии. Существуют и предприятия, на которых производится сборка Audi, Suzuki, Opel. То есть, что-то исчезло, а что-то возникло заново.
Можно задаться вопросом, в чем при такой экономике, принадлежащей в основном иностранцам, заключается венгерский экономический интерес? Ответ таков: он заключается в том, чтобы сохранять и создавать рабочие места. Потому что это выгодно венграм, а значит, и Венгрии. В условиях, когда производственные мощности быстро перемещаются по миру в поисках более дешевой рабочей силы, венгры стремятся к тому, чтобы крупные иностранные компании создавали в Венгрии исследовательские и инженерные центры, привязывающие их к венгерской почве крепче, чем дешевизна венгерской рабочей силы. Вот в этом и заключается венгерский экономический интерес.
Движение в данном направлении уже просматривается. Например, в Венгрии осуществляется не только сборка автомобилей Audi, но и производится 90% двигателей для них. Все это делается на базе бывшего производителя грузовиков “Раба” в городе Дёр. Немцы полностью перестроили предприятие, и сейчас на нем занято около 15 тысяч работников, включая проектировщиков, инженеров, исследователей. В городе построена гоночная трасса для Audi, где испытываются новые двигатели и новые автомобили. А детали доставляются в режиме just-in-time из Ингольштадта, где расположена фирма, и уже на следующий день она получает собранные в Венгрии машины.
Исходя из опыта стран
Европы, можно сделать выводы о
типичных ошибках и удачных идеях
трансформационных
Таблица 1 – Трансформационные преобразования национальной экономики стран Европы.
Страна |
Ошибки |
Удачные преобразования |
Словакия |
1) Большинство банков было продано иностранцам. В результате чего все словацкие банки стали контролироваться иностранным капиталом. 2) Словакия активно пошла на приватизацию отечественных предприятий только тогда, когда понадобились деньги. Из-за этого в 1997 году при мировом кризисе Словакия не смогла выбраться. |
1)Перепрофилировка оборонных предприятий автомобильной промышленности. Страна стала мировым лидером по производству автомобилей в пересчете на душу населения. 2) За счет привлечение иностранных инвестиций среди бывших социалистических стран, Словакия вырвалась в число лидеров. |
Румыния |
|
|
Чехия |
|
|
Венгрия |
|
|
3. СТРУКТУРНАЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% («Отчет об экономиках переходного периода» Европейского банка реконструкции и развития, 1997г.). Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе.
Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.
Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991—1995гг.—период глубокого
затяжного экономического
1996—2000гг. — этап выхода
экономики из кризисного
2001—2005 гг. и следующие
пятилетия — переход на
Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. Динамика основных экономических показателей страны за годы экономического кризиса приведена в табл. 2.
Таблица 2 - Изменение основных экономических показателей Республики Беларусь за 1991—1995 гг.
Показатель |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1995 г. к 1990 г. |
Валовой внутренний продукт, % |
98,8 |
90,4 |
92,4 |
88,3 |
89,6 |
65,3 |
Продукция промышленности, % |
99,0 |
90,8 |
90,6 |
85,4 |
88,3 |
61,4 |
Продукция сельского хозяйства, % |
95,1 |
91,5 |
103,7 |
85,6 |
95,3 |
73,6 |
Инвестиции в основной капитал, % |
104,0 |
71,0 |
85,0 |
89,0 |
59,0 |
38,5 |
Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз |
1,8 |
16,6 |
21,0 |
20,6 |
33,4 |
43948,0 |
Реальные денежные доходы населения, % |
100,2 |
880,2 |
115,9 |
90,8 |
73,5 |
62,2 |
Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. по сравнению с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности — 61,4, сельского хозяйства — 73,6, инвестиций в основной капитал — 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.
Спад производства и гиперинфляция,
характерные для стран СНГ, не
наблюдались как два
Однако первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики — не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной перестройки — перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.
Ведущая роль в осуществлении этих направлений принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость разработки специальных программ. Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В 1996 г. были разработаны и одобрены Всебелорусским народным собранием Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг. Их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров (табл. 3).
Таблица 3 - Динамика роста основных экономических показателей Республики Беларусь в 1996—2000 гг.
Показатель |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2000 г. к 1995 г. |
Валовой внутренний продукт, % |
102,8 |
111,4 |
108,4 |
103,4 |
105,8 |
135,8 |
Продукция промышленности, % |
103,5 |
118,8 |
112,4 |
110,3 |
107,8 |
164,3 |
Производство потребительских товаров, % |
109,0 |
122,8 |
120,8 |
109,2 |
104,1 |
183,8 |
Продукция сельского хозяйства, % |
102,4 |
95,1 |
99,3 |
91,7 |
109,3 |
96,9 |
Инвестиции в основной капитал,% |
95,0 |
120,0 |
125,0 |
92,0 |
102,0 |
133,7 |
Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз |
1,4 |
11,6 |
22,8 |
33,5 |
22,1 |
46,1 |
Реальные денежные доходы населения, % |
117,0 |
106,0 |
119,0 |
97,0 |
120,0 |
171,6 |