Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:57, реферат
Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую главную цель данной работы, состоящую в определении сущности, исследовании динамики и структуры международной торговли. Такая цель работы предполагает выполнение следующих основных задач: определение сущности мировой торговли; исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития; определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе; рассмотрение современной политики в отношении международной торговли.
Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями:
Первый из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени.
Отнесение темпов роста объёмов международной торговли к темпам роста производства является отправным моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государств с позиции международной торговли.
Последний из названных показателей
представляет собой отнесение объёма
международной торговли в текущем году
к значению базового года, при чём за базовый
всегда берётся предшествующий текущему
год.
РАздел II. современные
тенденции развития Международной торговли
Оптовая торговля. Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой – независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм ФРГ имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть.
Важный параметр в оптовой торговле – соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации: в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных. Специализация идет товарному и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.
Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют различными товарами, причем как оптом, так и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через каналы связи.
Изменение цен определяется количеством продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенность современной биржевой торговли при высокой ликвидности является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более.
В развитых странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка, биржи реального товара могут играть заметную роль. Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли, в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.
Фондовые биржи. Торговля ценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в присутственные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами – акциями и облигациями – существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.
В данное время торговля ценными бумагами как на внутреннем, так и на внешнем рынке приобретает огромное значение для развития мировой торговли в целом. Объёмы оборота в рамках этой формы международной торговли неуклонно возрастают, хотя она и подвержена сильному влиянию внешнеполитических факторов.
Ярмарки. Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки и выставки. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свои товары, а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т. п.
Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев не располагающими своими ярмарочными территориями, принадлежащими торгово-промышленной палате. В ярмарочном хозяйстве Италии крупнейшей ярмарочной компанией является Миланская ярмарка, не имеющая конкурентов по своему годовому обороту, который составляет 200-250 миллионов евро. Она главным образом сдает в аренду выставочные павильоны, но выступает и в качестве устроителя. На ярмарках Великобритании выделяются две крупные, действующие и за пределами страны, компании – «Рид» и «Бленхейм», годовой оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов евро. Однако значительная часть своего оборота они получают и за пределами Великобритании. По официальным данным около 30 процентов внешней торговли Италии производится через ярмарки, в том числе 18 процентов через Миланскую. Она имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и посетителей в среднем составляет 18 процентов. Ярмарки в Германии в целом занимают ведущее место в Европе. За последнее время годовой оборот, к примеру, Берлинской ярмарки превышает 200 миллионов евро и имеет устойчивую тенденцию к росту.
Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям и участникам Европейских ярмарок не создавалось никаких помех и ограничений.
Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы роста ВВП, что убедительно свидетельствует о том, что все страны всё сильнее втягиваются в систему международного разделения труда, о чем свидетельствует приведенная ниже структура мирового товарооборота.
Таблица 1. Доля отдельных стран и групп стран в мировом экспорте товаров
в 1948-2010 гг., %
1948 |
1953 |
1963 |
1973 |
1983 |
1993 |
2003 |
2009 |
2010 | |
КНР |
0.9 |
1.2 |
1.3 |
1.0 |
1.2 |
2.5 |
5.9 |
9.9 |
10.4 |
Шестерка* |
3.4 |
3.0 |
2.5 |
3.6 |
5.8 |
9.7 |
9.6 |
9.6 |
9.9 |
США |
21.7 |
18.8 |
14.9 |
12.3 |
11.2 |
12.6 |
9.8 |
8.7 |
8.4 |
Германия |
1.4 |
5.3 |
9.3 |
11.7 |
9.2 |
10.3 |
10.2 |
9.2 |
8.3 |
Япония |
0.4 |
1.5 |
3.5 |
6.4 |
8.0 |
9.9 |
6.4 |
4.8 |
5.1 |
БСВ** |
1.9 |
2.7 |
3.2 |
4.1 |
6.8 |
3.5 |
4.1 |
5.7 |
6.2 |
Великобритания |
11.3 |
9.0 |
7.8 |
5.1 |
5.0 |
4.9 |
4.1 |
2.9 |
2.7 |
Индия |
2.2 |
1.3 |
1.0 |
0.5 |
0.5 |
0.6 |
0.8 |
1.3 |
1.4 |
СССР/СНГ |
2.2 |
3.5 |
4.6 |
3.7 |
5.0 |
1.5 |
2.6 |
3.7 |
4.0 |
* Сингапур, Малайзия, Тайвань, Гонконг, Таиланд, Республика Корея
** Ближний и Средний Восток (Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия и Сирия).
В 2011 году по физическому объему, то есть без учета повышения цен и изменений валютных курсов, мировой товарный экспорт увеличился на 5,0%, тогда как в 2010 году этот показатель был равен 13,8%.
Главной причиной падения темпов роста торговли явилось замедление развития всей мировой экономики, еще не преодолевшей последствия кризиса. Так, прирост мирового валового внутреннего продукта (ВПП) уменьшился с 3,8% в 2010 году до 2,4% в 2011 году. Это означает, что показатели роста и мировой экономики, и мировой торговли не только не достигли предкризисного уровня, но и оказались ниже среднегодовых темпов роста за последние 20 лет.
Серьезное влияние на мировую торговлю оказала и усилившаяся нестабильность на валютных рынках, вызывавшая резкие колебания валютных курсов, что, в свою очередь, приводило к изменениям внешнеторговых цен и деформированию товарных потоков. Показательно, что Швейцария и Бразилия были вынуждены принять специальные меры, чтобы ограничить повышение курса своих валют, чреватое снижением конкурентоспособности экспорта.
В 2011 году в большей степени, чем когда-либо за последние годы, неблагоприятное влияние на мировую торговлю оказали внеэкономические факторы. Так, землетрясение, цунами и ядерная катастрофа в Японии явились важной причиной сокращения ВВП и экспорта этой страны, что вместе с последствиями небывалого наводнения в Таиланде обусловило низкие показатели для всего региона Юго-Восточной Азии. А на показатели по Африке негативное влияние оказала так называемая арабская весна, приведшая к падению экспорта нефти из Ливии и снижению доходов от туризма в Египте и Тунисе.
Важной чертой развития мировой торговли в 2011 году был существенный рост внешнеторговых цен, особенно на сырьевые товары. В целом сырье подорожало (по отношению к 2010 году) на 26%, в том числе нефть и другие энергоносители – на 32%, продовольствие – на 17%, металлы – на 14% и непродовольственные сельхозтовары – на 23%. В результате ярко выраженной тенденции к повышению цен стоимость мирового товарного экспорта выросла в 2011 году на 19% – до 18,2 трлн. долл.
Зависимость динамики внешней торговли от темпов общеэкономического развития наглядно проявилась в 2011 году как по основным группам, так и по отдельным странам. Например, в группе развитых стран ниже среднемирового уровня оказались как прирост ВВП, составивший 1,5%, так и прирост их экспорта и импорта – соответственно 4,7% и 2,8%. Это привело к сокращению доли развитых стран в мировой торговле до 53%, то есть до самого низкого показателя с 1948 года, когда Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) начало систематический сбор статистических данных о внешней торговле.
Экспорт из пяти ведущих стран-экспортеров в 2011 году составил в млрд. долл. (в скобках – удельный вес в мировом экспорте в %): Китай – 1899 (10,4), США – 1481 (8,1), Германия – 1474 (8,1), Япония – 823 (4,5) и Голландия – 660 (3,6). А положение в первой пятерке стран-импортеров характеризовалось следующими данными: США – 2265 (12,3), Китай – 1743 (9,5), Германия – 1254 (6,8), Япония – 854 (4,6) и Франция – 715 (3,9).
Среди немногочисленных подвижек в рейтинге крупных стран-экспортеров можно отметить перемещение России с 12-го места в 2010 году на 9-е место в 2011-м. А если не учитывать взаимный товарооборот между странами ЕС, представляющий собой по существу внутреннюю торговлю в рамках этой группировки, то Россия окажется на 6-м месте в мире.
По данным ВТО, экспорт товаров из России достиг в 2011 году 522 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 30%. В той же степени возрос и российский импорт – до 323 млрд. долл., что обеспечило рост актива торгового баланса до 199 млрд. долл.
Торговля услугами в целом развивалась более благоприятно, чем торговля товарами.
Мировой экспорт услуг вырос в 2011 году на 11% – до 4,2 трлн. долл., что превышает предкризисный уровень. Опережающими темпами увеличивались российский экспорт и импорт услуг, достигшие соответственно 54 и 90 млрд. долл., что на 22% и на 24% больше, чем в 2010 году. В мировом рейтинге Россия занимала лишь 22-е место по экспорту услуг и 15-е по их импорту, или соответственно 11-е и 9-е места, если не учитывать взаимную торговлю внутри ЕС.
Эксперты ВТО полагают, что в связи с сохраняющейся неустойчивостью мировой экономики надо ожидать дальнейшего замедления темпов роста мирового товарооборота. По физическому объему он увеличится в 2012 году на 3,7%, что существенно ниже среднегодовых темпов роста мировой торговли за последние 20 лет. Восстановление же нормальных темпов развития мировой торговли может наступить лишь после того, как задолженность государств, бизнеса и потребителей в развитых странах будет снижена до более управляемого уровня. Однако на это, по мнению экспертов, «потребуются годы, в течение которых мир должен будет примириться с более низкими, чем обычно, темпами роста международной торговли».
Существенные сдвиги произошли в структуре мировой торговли: увеличилась доля готовых изделий и сократился удельный вес продовольствия и сырья, кроме топлива. Если в 1950-х годах доля сырьевых товаров и топлива примерно равнялась доле готовых изделий, то к началу нового века доля сырьевых товаров, продовольствия и топлива упала до 30%, из которых 25% приходится на топливо и 5% на сырьё. В то же время доля готовых изделий возросла с 50% до 70%