Суть франчайзинга как особой формы организации бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 21:25, реферат

Краткое описание

Изучением и исследованием механизма использования франчайзинга занимались многие ученые - экономисты, однако из-за разнообразия его видов и типов изучение особенностей франчайзинга остается неполным. Все это и предопределяет необходимость и целесообразность изучения данной темы.
Объектом исследования является сущность франчайзинга его типы и механизм применения, а предметом - франчайзинговые отношения конкретных отечественных и зарубежных предприятий.

Содержание

Введение 3
Суть франчайзинга как особой формы организации бизнеса 4
Виды франчайзинга 8
Развитие франчайзинга в Украине 11
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 36.21 Кб (Скачать файл)

Таким образом, это франчайзинг  на вид деятельности, т.е. включение  малого предприятия в полный производственно-хозяйственный  цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма  продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже  продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого обслуживания мировой франчайзинговой системы МакДональдс.

4. Другие виды франчайзинга:

а) Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

б) Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.

 

3. РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В УКРАИНЕ

Для Украины франчайзинг является сравнительно новым явлением , тогда как в промышленно развитых странах он практикуется веками, обеспечивая потребности общества в различных услугах .

Поскольку современный процесс становления и развития малого бизнеса происходит в условиях резкого ограничения финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов, а также отсутствия действенной системы финансирования, кредитования и страхования предпринимательской деятельности, то важное значение приобретает установление тесного взаимодействия малого и крупного предпринимательства с целью решения общих проблем их функционирования. Такой формой финансовой поддержки со стороны крупных предприятий является франчайзинговая система . Именно она является той формой организации бизнеса, выработанной мировой практикой, в комплексе с другими рыночными структурами могла бы стимулировать развитие малого бизнеса в Украине [4].

По данным Украинской ассоциации франчайзинга состоянию на июнь 2012 года в Украине насчитывается 1825 брендов, 37 Украиннские сети, работающие за рубежом, 862 франчайзера (из них 409 дейсвующих и 453 виртуальных, т.е. не имеющих франчайзи в Украине, или не сообщающих об этом). Заметно значительное развитие франчайзинга в Украине, так как например в 2005 году количество франчайзинговых компаний составляло всего лишь 190. 

В зависимости от отношений франчайзера и франчайзи распространенным типом франчайзинга в Украине региональный франчайзинг. По схеме этого франчайзинга с украинскими франчайзи сотрудничает известная итальянская фирма- производитель одежды " Веtton ". В частности, украинская компания "Арго Трейдинг", которая стала франчайзи итальянской фирмы "Веnetton", получила концепцию магазина и контракт на закупку товара и периодически выплачивает франчайзеру роялти. В каждом крупном регионе, где есть франчайзи, "Веnetton" имеет своих агентов, которые, получая образцы продукции компании, демонстрируют их местным партнерам и вместе с ними формируют заказ. Задачей региональных агентов компании является также изучение путей и перспектив развития местного рынка и рост числа франчайзинговых проектов регионе. В отличие от многих компаний, "Веnetton" не навязывает единый для всех магазинов ассортимент и предоставляет франчайзи значительную свободу выбора. Франчайзи могут самостоятельно заказать ограниченную партию одежды , который, по их мнению, являются актуальными в данном регионе. Основным является предоплата за весь комплект заказ, причем средства поступают непосредственно в компании "Веnetton", минуя агентов. Бенеттоновськи фабрики в Тревизо производят только то, что уже заказан и оплачен франчайзи. Риски франчазера здесь минимальны, основная задача франчайзера - производить качественный товар, налаживать дистрибуцию, обратную связь с франчайзи и поддерживать бренд с помощью рекламных компаний [4].

В гражданском кодексе Украины предусмотрен также и другой вид франчайзинга - субфранчайзинг . Кроме того, есть даже примеры практического его использования в нашей стране. В частности, компания "Михаил Воронин" разработала сублицензионный пакет для производителей одежды по регионам. Этот пакет предусматривает, что для каждого региона с помощью специальной методики рассчитывается минимальная квота по реализации товара ТМ "Михаил Воронин". Если торговая структура в этом регионе полностью покрывает эту квоту, то ей предоставляется эксклюзивное право регионального представительства. Во-первых, в соответствии с соглашением франчайзер не имеет права открывать свои торговые предприятия или продавать франшизу в этот регион. Во-вторых, все вопросы оптово - розничной реализации продукции компании в указанном регионе решаются эксклюзивным представителем. Сегодня компания ведет переговоры с потенциальными франчайзи о предоставлении им такого статуса во Львове, Харькове и Днепропетровске [4].

В зависимости от сущности хозяйственных отношений в Украине наиболее распространен производственный франчайзинг, особенно в производстве безалкогольных напитков. Чаще франчайзер предоставляет своим франчайзи специальный ингредиент, без которого производства невозможно, и тем самым бизнес между франчайзером и франчайзи не прекращается сразу после передачи оборудования и технология производства, а имеет долговременный характер. Франчайзи обслуживает клиентов, франчайзер обеспечивает производство ресурсами. По такой схеме на территории Украины работают компании " Соса Соlа", "Рерsисо" и другие, продающих концентраты и другие продукты, необходимые для производства, местным компаниям . Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании, они смешивают концентраты, предоставленные франчайзером, с другими ингредиентами и, следуя определенной технологии, разливают в банки или бутылки и реализуют произведенную продукцию через систему местных распространителей . Вероятно , что товар в Нью - Йорке не должен отличаться по своим качествам от аналогичного товара в Киеве или другом регионе.

По степени развития правового поля франчайзинговые отношения в Украине относят именно к законодательно не подкрепленных. Специального закона по регулированию отношений франчайзинга в Украине еще ​​нет, он находится в стадии разработки (на рассмотрение в Верховную Раду был подан проект закона Украины "О франчайзинге"). Отношения между субъектами франчайзинговых отношений регулируются разделам Гражданского, Хозяйственного кодексов Украины [1,2] и другими законодательными актами.

Таким образом, это еще раз доказывает, что франчайзинг может быть начат в различных сферах экономической деятельности. В Украине франчайзинговые отношения являются наиболее распространенными в общественном питании, розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, в сфере услуг. Итак , для отечественных предприятий следует подробно и углубленно изучать опыт других фирм , в том числе иностранных, по применению франчайзинговых отношений и учитывать особенности экономики Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Франчайзинг - это особая форма организации бизнеса, которая позволяет развиваться малым предприятиям и увеличивает объемы реализации крупных фирм за счет взаимодействия двух типов субъектов. Такая взаимосвязь больших и малых фирм позволяет расширить сбытовую деятельность головной фирмы в регионах отдельной страны или за ее пределами, то есть на международном уровне.

Финансовая поддержка в форме франчайзинга пользуется широкой популярностью в США, Канаде, Западной Европе, Японии, в странах Карибского и Тихоокеанского бассейнов.

Необходимость франчайзинга в Украине обусловлена ​​потерей рынков сбыта многими отечественными предприятиями в условиях обострения конкуренции на внутренних рынках, отсутствием достаточных финансовых возможностей для внедрения новых технологий в производство , неконкурентоспособностью сравнению с иностранными фирмами и т.д. . Однако, решая эти проблемы, применение франчайзинга имеет и ряд негативных моментов, которые следует учитывать при принятии управленческих и стратегических решений на каждом предприятии. Так, одним из существенных недостатков является недобросовестное отношение к соглашению франчайзинга мелких фирм ( франчайзи), то есть разного рода попытки сэкономить на технологии производства. Кроме того, достаточно трудно постоянно контролировать деятельность франчайзи , ведь есть вероятность того, что малые фирмы могут испортить репутацию франчайзера.

Таким образом, все это следует принимать во внимание для принятия управленческих решений, а также учитывать влияние данного экономического явления на экономику отдельной страны и субъектов хозяйствования в частности.

Наиболее распространеным в Украине является производственный франчайзинг, предусматривающий разрешение франчайзи только на производство продукции франчайзера. Ярким примером использования в Украине регионального франчайзинга является сотрудничество с итальянской фирмой " Benetton " , а также субфранчайзинг - с компанией " Михаил Воронин " . К сожалению , за развитием правового поля у нас преобладают законодательно неподкрепления отношения по этому поводу, так как Закон Украины " О франчайзинге " так и не был принят. То есть в этой сфере существует еще много недоработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОРЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хозяйственный кодекс Украины  – Х.: ООО «Одиссей», 2009 – 249 с. 

2. Гражданский кодекс Украины –Х.: ООО «Одиссей», 2009 – 350 с. 

3. Ґудзь О., Кохановська О. Договір франчайзингу: світовий досвід 1 і перспективи розвитку в Україні. - Людина і політика. - 2003. - №1, - С. 129-136.

4. Бедринець М. Д. Франчайзинг: світовий досвід і перспективи розвитку в Україні. – Фінанси України. -2001.- №2.- С. 96- 104.

5. Манів З.О., Луцький І. М. Економіка підприємства: Навч. посіб. – К.:Знання, 2004. – 580 с.

6. Сидоров Я. Франчайзинг - нова  договірна форма здійснення бізнесової діяльності в Україні. - Підприємництво, господарство і право. - 2003. - №3. – С. 34-36.

 


Информация о работе Суть франчайзинга как особой формы организации бизнеса