Сущность, виды и причины инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

При всём обилии информации на эту тему, широкие слои населения знают о ней слишком поверхностно (отсюда появление инфляционного ожидания). Надо признаться, я и сама знала об инфляции, причинах её возникновения и существования, мягко сказать не много. И потому что эта тема мне мало знакома и столь популярна в наши дни, я остановилась на ней как на предмете своего исследования. Я хотела бы уяснить себе, что это за феномен; каковы его формы; столь ли он опасен для экономики, как это говорят, и если да, то почему; и как с ним борется государство.

Содержание

Введение стр. 2
Глава 1. Сущность, виды и причины инфляции стр. 3
1.1. Понятие инфляции стр. 3
1.2. Причины инфляции стр. 4
1.3. Способы измерения инфляции стр. 7
1.4 Основные виды инфляции стр. 9
Глава 2. Последствия инфляции стр. 13
2.1 Социально-экономические последствия инфляции стр. 13
2.2 Кривая Филипса стр. 14
2.3 Антиинфляционная политика стр. 15
Глава 3. Особенности Российской инфляции на современном этапе стр. 17
3.1 Причины инфляции в России стр. 17
3.2 Антиинфляционная политика в России стр. 22
Заключение стр. 31
Приложения стр. 33
Список использованной литературы стр. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция Причины сущность методы борьбы Особенности инфляционных процессов в РФ.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

 

Далее, наряду с объективным ИПЦ для данной од-нородной группы потребителей, существует и психоло-гический фактор инфляционных ощущений и настрое-ний. В странах со столь неразвитой рыночной эконо-микой и неадекватной системой ее государственного регулирования, как российская «инфляционные на-строения» имеют не менее важное значение, чем объек-тивные процессы влияния роста цен на экспортируе-мые сырьевые товары и регулируемых цен на инфля-цию.

 

Индивиды острее чувствуют повышение цен по това-рам, занимающим, может быть, не столь большую долю в расходах, но приобретаемых регулярно, изо дня вдень, или затрагивающих жизненно важные интересы.

 

К числу первых относятся такие товары, как хлебо-булочные и мясомолочные продукты, плодоовощная продукция, жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного и железнодорожного пассажирского транспорта. К особо чувствительным товарам следует также отнести лекарства, медицинские и образователь-ные услуги, а также такие специфические товары, как алкогольные и табачные изделия, услуги такси в мега-полисах и т.д.

 

Кроме того, особое значение имеют инфляционные ощущения управленческого персонала компаний и биз-несменов (особенно проживающих в мегаполисах), при-нимающих решения на большинстве предприятий. Для них важны цены на авиабилеты, услуги госучреждений (в том числе госпошлины, плата за получение лицензий и т.д.), ставки арендной платы за офисные помещения, за наем жилых помещений в частном секторе и т.д.

 

При этом цены на товары разового спроса (автомо-били, телевизоры, холодильники, мебель и т.п.) могут не оказывать сильного влияния на инфляционные ощу-щения в силу редкости покупок, хотя потребительская группа в целом при этом систематически расходует на их приобретение значительные средства. Следует заме-тить, что при исчислении ИПЦ учитывается снижение цен (с учетом роста качества) на товары в таких высо-котехнологичных отраслях, как производство компью-теров и оргтехники, видео- и аудиотехники, бытовой техники, автомобилей и т.д. Но потребитель привык воспринимать это снижение как «дар природы» и не учитывает в своих инфляционных ощущениях. Даже при сезонных колебаниях цен потребитель острее воспри-нимает их рост, чем снижение. Кроме того, в России потребителями учитываются пережитые в последние, годы потрясения, от них трудно ожидать планирования жизни на десятки лет вперед, как это делают граждане стран с «экономикой всеобщего благосостояния».

 

Российское государство по-прежнему добивается снижения инфляции, проводя рестриктивную монетар-ную политику. В то же время оно допускает опережаю-щий рост прямо или косвенно регулируемых цен на товары и услуги, являющиеся наиболее чувствительны-ми для товаропроизводителей и населения. Это раскру-чивает инфляцию и поддерживает инфляционные ожи-дания экономических агентов.

 

Так, за 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7%, платные услуги населению - на 17,7%. В том числе тарифы на жилищно-коммунальные услуги воз-росли на 23,5%. Следует также отметить, что из потре-бительских товаров по итогам 2004 г. наиболее значи-тельно подорожали хлеб и хлебобулочные изделия (на 16,7%), мясо и птица (на 19,6%),бензин (на31,3%). При этом цены производителей в промышленности возрос-ли на 28,3%, в том числе в топливной промышленности - на 64,7% и в электроэнергетике - на 11,5%. Цены про-изводителей в газовой промышленности возросли на 88,5%, в нефтеперерабатывающей - на 48,9%. Журнал «Финансы» № 7, 2005 г., с.15-18.

 

Следует отметить, что цены на многие из этих това-ров регулируются государством косвенно. Например, цены на нефть и нефтепродукты регулируются с помо-щью экспортных пошлин и других налогов. На импорт мяса и птицы установлены квоты, а цены на хлеб зави-сят от госзакупок и товарных интервенций на рынке зерна.

 

На сколько же выросли цены в 2005 году? Индекс потребительских цен в 1-м квартале 2005 г. составил 105,3 %. Он существенно превысил показатель аналогичного периода 2004 г.(103,5%) и был, сопоставим с показателями 2002 и 2003 годов (соответственно 105,4 и 105,2%). Концу марта платные услуги стали дороже на 12,6%, продовольственные и непродовольственные товары - соответственно на 4,9 и 1,1%.

 

Наибольший рост потребительских цен в 1-м квартале 2005 года зафиксирован на жилищно-коммунальные услуги (26,5%), плодовоовощную продукцию (24,0%), услуги дошкольного воспитания (16,7%), топливо (7,4%), мясопродукты (6,9%), услуги организации культуры (6,8%), медицинские услуги (6,6%), рыбопродукты (6,3%), услуги пассажирского транспорта (5,8%), в том числе на услуги городского электрического транспорта (13,5%).

 

Вместе с тем влияние отдельных товаров на общий уровень инфляции определяется не только ростом цен, но и той долей, которую они занимают в общих потребительских расходах населения. Структура «вклада» отдельных групп товаров и услуг в 2005 г. существенно отличалась от предыдущих лет. Если в 2003 и 2004 гг. наибольший «вклад» в прирост цен вносило их увеличение на продовольственные товары, то в 1-м квартале 2005 г. 49,1% прироста (2,6 процентного пункта) приходилось на долю платных услуг.

 

По группам товаров и услуг, внёсшим наибольший «вклад» в инфляцию 1-го квартала, можно выделить следующие основные факторы, повлиявшие на их удорожание.

 

По жилищно-коммунальным услугам, услугам пассажирского транспорта. Ускоренный рост административно регулируемых тарифов - основная тенденция 1-го квартала 2005г. При этом наибольший «вклад» (40%) в инфляцию внесли жилищно-коммунальные услуги.

 

Увеличение тарифов в 1-м квартале 2005 г. является наибольшим, начиная с 2000 г. Рост тарифов обусловлен механизмом ценообразования в условиях сохраняющейся убыточности жилищно-коммунального хозяйства и городского пассажирского транспорта.

 

По плодоовощной продукции. В 2005 г. удорожание этой группы также было наибольшим за последние годы- 24,%. Это было обусловлено двумя причинами: традиционным сезонным удорожанием овощей и фруктов и снижением товарных ресурсов.

 

Сезонный рост на плодоовощную продукцию в зимний период проявляется ежегодно (2003 г.-22,4%, 2004 г.- 10,1%).

 

По мясным и молочным продуктам. Причинами роста цен на эти продукты является сокращение их ресурсов, а также увеличение затрат на их производство.

 

В январе - феврале 2005 г. (по сравнению с 2004 г.) производство скота и птицы на убой сократилось на 2.4%, молока - на 3,3%. Это является следствием продолжающегося сокращения поголовья крупного рогатого скота (в 2004 г.- на 6,7%), а также мер по ограничению импорта мяса.

 

Увеличение затрат на производство мясных и молочных продуктов связано в основном с увеличением цен производителей с/х и промышленной продукции (рис.11- приложение).

 

Рост цен на корма, снижение поголовья крупного рогатого скота, ограничение ввоза импортного мяса привели к увеличению цен у с/х производителей крупного рогатого скота в 1-м квартале 2005 г. на 8,9%.

 

По непродовольственным товарам. Увеличение цен на непродовольственные товары в 2005 г. было незначительным - 1,1%. Основной причиной низких темпов роста цен в этом сегменте потребительского рынка является его высокое товарное насыщение, в том числе импортной продукцией.

 

На рынке непродовольственных товаров, где доминирует импортная продукция, в 1-м квартале 2005 г. отмечено некоторое снижение цен (на 0,1-1,5%).

 

В группе непродовольственных товаров важно отметить динамику цен на бензин. В декабре 2004 - феврале 2005 гг. он подешевел на 3,5%. Однако в марте обозначилась обратная тенденция, и прирост цен на бензин за месяц составил 0,3%, что связано с увеличением цен производителей на нефть в марте на 15,9%.

 

В начале апреля рост цен на бензин продолжился. За период с 29 марта по 4 апреля бензин в среднем подорожал на 0,7%.

 

Таким образом, основными факторами высокого уровня инфляции в 1-м квартале 2005 г. явились:

- повышение административно-регулируемых тарифов;

-сезонное повышение цен;

-сокращение ресурсной базы отдельных  потребительских товаров;

-рост издержек производства. Журнал  «Вопросы статистики» №7, 2005 г., с.67-70.

 

Очевидно, что при анализе причин инфляции необходимо учитывать и монетарный фактор, в частности увеличение денежной массы на 35,8% в 2004 г. В то же время важно учесть, что снижение почти на треть темпа роста денежной массы в 2004 г. по сравнению с 2003 г.(50,6%) и аналогичное замедление темпов роста денежных доходов населения не отразились на инфляции в 2004 г.

 

Итак, по прогнозам инфляция в 2005 г. должна была составить 8,5%, на самом деле правительство утверждает, что инфляция составила 10,9%, а эксперты говорят, что она составила в итоге 13,0%.

 

Можно ли затормозить инфляцию? Полное прекра-щение инфляции в России в обозримом будущем не-возможно, да и нежелательно. Ведь можно добиться дефляции, которая с высокой степенью вероятности приведет к экономическому застою. Однако уже в бли-жайшие годы можно довести темпы инфляции до 3% в год. Для решения этой стратегической задачи государ-ство должно предпринять ряд мер.

 

Во-первых, нужно затормозить рост прямо и кос-венно регулируемых государством цен на товары, в том числе - на услуги естественных монополий и энерго-носители. Для этого правительство должно в полной мере использовать немонетарные методы регулирова-ния цен, в том числе - повышение экспортных пошлин на вывоз сырья, индексацию специфических ставок на-лога на добычу полезных ископаемых и акцизов на мо-торное топливо ежегодно на 3%.

 

Государство должно активнее пресекать монополи-стические сговоры с целью завышения цен на рынке. В частности, не должно быть ценовой дискриминации внутренних потребителей по сравнению с иностранны-ми. Например, компании, устанавливающие внутрен-ние цены выше экспортных (за вычетом экспортных пошлин и дополнительных торгово-транспортных рас-ходов на экспорт), должны штрафоваться антимоно-польными органами.

 

Нужно также демонополизировать механизм распре-деления квот на импорт мяса и птицы, а также широко использовать госзакупки и товарные интервенции на рынках зерна.

 

Правительство должно контролировать издержки монополистов, рассматривая их предложения о повы-шении тарифов. После уже утвержденного на 2005 г. повышения регулируемых цен и тарифов надо ограни-чить их рост 1-5% в год (обеспечив при этом повышение относительных цен на газ), заставив Газпром, РАО «ЕЭС», «Транснефть» и «РЖД» снизить «дутые» издер-жки и предоставив им при этом условии государствен-ные кредиты на инвестиции.

 

Для обеспечения потребностей предприятий отрас-лей естественных монополий и энергетики в финанси-ровании необходимо включить выпускаемые ими об-лигации в ломбардный список ЦБ. Тогда они смогут фи-нансировать свои инвестиции в основной капитал не путем повышения цен, а привлекая достаточно дешевое финансирование на финансовых рынках. Предприятия должны для этого соблюдать требования стабильности цен, прозрачности финансовой деятельности и сокра-щения издержек, в первую очередь непроизводительных. Например, за 1992-2003 гг. значительно возросла числен-ность работников нефтегазовой промышленности и электроэнергетики. А это отрасли с повышенным уров-нем оплаты труда и непроизводительных расходов.

 

Во-вторых, чтобы избежать чрезмерного роста ва-лютных резервов и рублевой денежной массы, считаю-щегося фактором усиления инфляции, можно и нужно снизить ставку рефинансирования Банка России до 6-8% годовых, определив лимиты кредитования ЦБ РФ для банков в обратной пропорции от величины их за-долженности перед нерезидентами. Это позволит сокра-тить приток иностранных кредитов и ослабить повы-шательное давление на рубль.

 

Благодаря мерам антиинфляционной политики го-сударство должно добиться роста регулируемых цен общим темпом не более 3% в год. Тогда у граждан Рос-сии и инвесторов появится уверенность в достижимости, поставленной Президентом РФ цели - снижению инфляции в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя заключительную черту под моей работой, мне хотелось бы сделать два вывода или ответа на две основных проблемы, затронутых в этой работе:

 

1.Инфляция в небольших проявлениях  не так уж страшна, как её  воспринимает основная часть  населения России. Даже галопирующую  инфляцию не стоит бояться - её надо остерегаться и в такие моменты мелким фирмам и предпринимателям принимать правильные решения и предпринимать правильные действия. Об этом я достаточно подробно изложила в моей работе.

 

2.Возникновение инфляции в России - закономерный результат социалистического строя и неграмотных действий Правительства России. Последствия этого мы видим каждый у себя в городе, на своей улице, в своём доме. Большая часть населения ушла за черту бедности, многие как мелкие, так и крупные предприятия не выжили и разорились.

 

Антиинфляционная политика в России - это, до недавнего времени, политика проб и ошибок. Некоторые люди на западе говорят, что Россия умирает, что страну из разрухи не поднять. Но на протяжении веков Россия была и остаётся великой страной, а российский народ - великим народом. Мне кажется, мы выйдем и из этой ситуации с высоко поднятой головой.

 

Есть, конечно, и несомненные плюсы во всей этой ситуации. Мы на собственном опыте научились выживать в моменты инфляции, на фоне разоряющихся предприятий появились новые, молодые, перспективные фирмы. Их руководители - люди современного поколения, которые не будут сидеть, и ждать благоприятных условий. Они действуют, выживают и помогают выживать окружающим.

 

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Информация о работе Сущность, виды и причины инфляции