Сущность государственного долга с США на сегодняшний день

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

При написании работы мною были использованы материалы, подготовленные такими специалистами как доктор экономических наук Е. Ясин, доктор экономических наук Е. Гавриленко и другими экспертами в области экономики и государственного долга в частности(зайка прочти про них хоть что нибудь на этом и строилась моя работа если что не понятно звони все расскажу. В работе будут освещены все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом. Как государственный долг и его рост влияют на состояние экономики? Может ли рост государственного долга привести страну к банкротству? Ляжет ли долг бременем на плечи наших детей и внуков?

Содержание

Введение………………………………………………………………2
1.Теоретическая часть……………………………………………......3

1.1 Экономические последствия государственного долга…………………….4

1.2 Причины возникновения государственного долга……………….…………5

1.3 Экономические последствия: мнимые проблемы…………...………….6

1.4 Экономические проблемы: реальные проблемы……………….6

Заключение…………………………………………………………..11

Список литературы………………………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

Suschnost_gosudarstvennogo_dolga_i_ego_ekonomiche.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………2        

1.Теоретическая часть……………………………………………......3

 

1.1 Экономические последствия государственного долга…………………….4

 

1.2 Причины возникновения  государственного долга……………….…………5

 

1.3 Экономические  последствия: мнимые проблемы…………...………….6

 

1.4 Экономические  проблемы: реальные проблемы……………….6

 

Заключение…………………………………………………………..11

 

Список литературы………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В последние  годы уделяется большое внимание растущему государственному долгу. Быстро растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. Государственный долг увеличивается с каждым годом не менее чем на десять миллиардов долларов США. Чем грозят России такие впечатляющие темпы наращивания задолженностей? Будут ли в состоянии расплатиться с такими огромными долгами следующие поколения граждан России? Положение государства на сегодня настолько тяжелое, что каждый год Россия вынуждена выторговывать у иностранных кредиторов по пять - шесть миллиардов долларов только для выплаты процентов по уже накопленным задолженностям. Что необходимо предпринять для того чтобы вытащить наше государство из глубокой долговой ямы? Я думаю, этот вопрос ставил перед собой не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. Тем не менее, только недавно Правительством России стало предприниматься меры к решению этой острейшей проблемы нашей экономики. Возможно, внешний долг не так сильно заботит россиян сегодня, когда перед нами все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но уже теперь ясно, что этот ряд будет пополнен не менее серьезной проблемой.

При написании  работы мною были использованы материалы, подготовленные такими специалистами как доктор экономических наук Е. Ясин, доктор экономических наук Е. Гавриленко и другими экспертами в области экономики и государственного долга в частности(зайка прочти про них хоть что нибудь на этом и строилась моя работа если что не понятно звони все расскажу. В работе будут освещены все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом. Как государственный долг и его рост влияют на состояние экономики? Может ли рост государственного долга привести страну к банкротству? Ляжет ли долг бременем на плечи наших детей и внуков?

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 

Итак, что включает в себя понятие «Государственный долг»?

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга:

Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Пик российского  государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2013 г., внешний долг достиг 684 млрд. Долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 23 % ВВП). На начало 2013 года государственный внешний долг был увеличен на 52 млрд. долларов по сравнению с 2012 годом.

Для сравнения, по данным S&P за 2012 г., государственный долг Германии составлял 159 % ВВП, Франции — 188 %, США — 108 %, Великобритании — 396 %, Норвегии — 143 %, Австралии — 92 %, Казахстана — 85 %, Гонконга — 311 %.

 

Обратимся к феномену государственного долга - рассмотрим его сущность, причины его возникновения, характеристики, масштабы и т.д.

 

1.1  ЭКОНОМИЧНЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА.

 

Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так  как могут применяться следующие действия правительства:

1. Рефинансирование: На практике правительство не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил (в условиях депрессивной экономики такая политика была бы ошибочной). Оно рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.

2. Налогообложение: Правительство имеет право облагать налогами и собирать их. При финансовых крахах частные хозяйства и корпорации не могут получать доходы за счет сбора налогов, а правительство может; таким образом, частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться, а правительство -не может.

3. Создание денег: Правительство имеет возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект.

Но такие  действия правительства вызовут  негативные последствия:

а) увеличение неравенства  в доходах, так как имеются  разные группы населения по величине доходов. И поскольку налоговая система может быть незначительно прогрессивной, она не «выберет» излишние доходы в результате перераспределения процентных доходов от обладания облигаций.

б) процентные платежи  требуют увеличения налогообложения, что снизит стимулы к инновациям, инвестициям, работе, что подорвет экономический рост. Отношение процентных платежей по долгу показывает тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу.

в) эффект вытеснения. Предположив, что экономика функционирует при полной занятости и бюджет сбалансирован, то в случае, если правительство увеличивает расходы, по кривой производственных возможностей экономика сместится вдоль кривой в направлении оси правительственных товаров, и будут менее доступны частные товары.

 

 

 

1.2 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА.

Динамика и  структура государственного долга  РФ.

 

Динамика и  структура государственного долга  РФ характеризуется рядом существенных особенностей. Прежде всего, необходимо указать на стремительный рост (абсолютной и относительной величин) внутреннего государственного долга РФ вследствие бурного развития рынка ГКО-ОФЗ. ГКО сочетали в себе сверхвысокую доходность (достигавшую периодически 100% годовых и более) и максимальную надежность, что сформировало из них едва ли не самый привлекательный экономический актив. В результате доля обслуживания государственного долга в расходах федерального бюджета возросла с 12% в 1996 году до 37% за семь месяцев 1998 г. Крушение "пирамиды" ГКО стало главной причиной финансово-экономического краха в августе 1998 г.

Динамика внешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательств бывшего  СССР, а также участием МВФ в  финансировании экономических реформ в России. Наконец, следует учитывать, что продолжающийся спад производства усугубляет проблему обслуживания государственного долга, и уменьшения его бремени. В мировой практике случаи отказа правительства от выполнения своих финансовых обязательств нередки, хотя, как правило, дефолт объявляется по внешнему долгу. Между тем, самой большой "неожиданностью", если так можно выразиться, российского дефолта 1998 года явился отказ от платежей именно по внутреннему долгу. Событие более чем интересное и удивительное. Нехватка валютных резервов, ведущая к дефолту по внешнему долгу для развивающейся, а в России - стагнирующей, переходной экономики - неприятное, но вполне понятное и объяснимое явление. Понятен и дефолт по внутреннему долгу для страны с ограниченным правом эмиссии собственной валюты. Россия же, по крайней мере формально, не была лишена права чеканить свою собственную валюту.

 

 

1.3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: МНИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

 

Может ли крупный  государственный долг привести государство  к банкротству, лишив его возможности  выполнять свои финансовые обязательства?

Ни в коем случае, и  тому есть три причины, приведённые выше:

 

1. Рефинансирование 

2. Налогообложение 

3. Создание денег 

 

1.4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

 

В настоящее  время российское правительство  и общественность нашей страны все лучше осознают остроту проблемы внешнего долга России. Тема угрозы дефолта по внешним обязательствам в 2013 г. давно обсуждается на страницах прессы, в том числе в связи с вопросом о реальности бюджета. Правительство приступило к соответствующим консультациям с МВФ, странами "Большой восьмерки", Парижским и Лондонским клубами кредиторов. На мой взгляд популярности бывшего премьера М. Касьянова способствовал его успех на переговорах с Лондонским клубом о реструктуризации советского долга.

В 1992 - 1995 годах к сумме "союзного" долга, который по разным оценкам составляет от 831 до 91,52 миллиарда долларов США, прибавилось около 9 миллиардов долларов, в 1996 году Россия взяла на себя обязательства на сумму около 11 миллиардов, что явилось своеобразным рекордом. 1997 год ознаменовал себя суммой заимствований в 9,8 миллиардов долларов, а 1998 год - 9,6 миллиардов. После кризиса августа 1998 года в 1999 году нам дали только 4 миллиарда долларов.

 

Для структуры внешнего долга  России следует выделить источники формирования:

50% внешних заимствований  - правительственные органы иностранных  государств;

35% - зарубежные банки  и компании

  15% - международные финансово - кредитные институты

На конец 1999 года государственный внешний долг России составил 145,8 миллиардов долларов США 3 (включая просроченные проценты, но без учета задолженности перед иностранными держателями ГКО-ОФЗ), или почти 51% ВВП в долларовом исчислении (при среднегодовом курсе доллара по отношению к рублю в 1999 году). В конце 1997 года внешний долг был равен 123,5 миллиардам долларов, из которых 91,5 миллиарда приходилось на долг бывшего СССР (в 1992 году - 96,6 миллиардов долларов) и 32,1 миллиарда долларов - на собственный долг Российской Федерации. За один год внешний долг увеличился на 27,3 миллиардов! Это было связано с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу, в том числе посредством заимствований на рынке евробондов и конвертации части внутреннего долга во внешний при высоких процентных ставках.

Другие источники утверждают следующее: Государственный внешний долг России на 1 января 2000 года достиг 166,2 миллиарда. Об этом говорится в проекте "Программы государственных заимствований РФ и предоставляемых Россией государственных кредитов на 2000 год". На 1 января 1999 года внешний государственный долг России составлял 156,6 миллиардов долларов. Общая величина внешнего долга страны к концу 2000 года планируется в размере 177,6 миллиардов.

После дефолта по внутреннему  долгу Россия практически лишилась возможности привлечения средств с финансовых рынков, чем собственно и обусловлено нынешнее резкое обострение проблемы внешнего долга. Если раньше существовала надежда на рефинансирование наступающих платежей за счет неналоговых внутренних и внешних источников, то теперь остался лишь один реальный источник - налоговые доходы федерального бюджета. На 1999 год приходится первый крупный "пик" платежей по внешнему долгу - более 16 миллиардов долларов.

Какое-то время  можно было рассчитывать на то, что  привлечение новых заимствований  под более низкие проценты поможет ослабить долговые "тиски" и выиграть время для разрешения бюджетного кризиса. Но теперь оказалось, что подобные расчеты сыграли очень негативную роль и обладают пагубными последствиями для экономики России. Последние платежи уже производились Минфином за счет валютных резервов Центробанка, который предлагает выбирать: либо проведение расчетов по внешнему долгу, либо поддержка стабильности рубля. Но поскольку курс рубля является относительно стабильным, ЦБ переключил свое внимание на расчеты с иностранными и внутренними кредиторами, а также накопление внутренних валютных резервов.

Если соотнести  конкретные суммы наших задолженностей, выяснится, что в период уже с 2000 по 2010 г. платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга при действующих ныне условиях кредитных соглашений составят около 14-19 миллиардов долларов США, не считая задолженности по ГКО-ОФЗ. С учетом платежей, просроченных в конце 1998 года, России в ближайшие 12 лет предстоит выплатить 70% суммы основного долга и примерно на ту же сумму процентов - всего 160 миллиардов долларов США.

В 1999 году расходы  на погашение и обслуживание внешнего долга составляли примерно 10%7 ВВП, что сопоставимо с долей в ВВП всего федерального бюджета, и около 30% национальных сбережений! В последующие годы изменения в этих соотношениях будут незначительными. В подобных условиях невозможно ставить вопрос не только об увеличении непроцентных расходов бюджета (и так уже урезанных до предела), но и о сокращении налогового бремени и, что важнее всего, о возобновлении экономического роста вообще.

Информация о работе Сущность государственного долга с США на сегодняшний день