Сущность индикативного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 17:48, реферат

Краткое описание

Индикативное планирование (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное (советующее, ориентирующее) планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность индикативного планирования.docx

— 16.63 Кб (Скачать файл)

Сущность индикативного планирования

Индикативное планирование (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное (советующее, ориентирующее) планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер. Главное содержание плана составляет определение роли государства, в том числе:

а) определение основных задач государства в области экономики на плановый период;

б) детализацию этих задач применительно к инвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием источников финансирования капиталовложений и соответствующих государственных мероприятий (предоставление бюджетных субвенций, госкредитование, льготное финансирование и т.д.).

План используется как основной инструмент управления, при этом меняется набор средств реализации планов. Этот тип планирования предполагает использование прямых и косвенных экономических регуляторов (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.), ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей. Плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно желаемого развития экономики в целом, а также фиксируют решения о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение решений хозяйствующих субъектов частного сектора. Планирование строится на принципах консультирования и согласования и включает участие на равноправных началах представителей различных «групповых интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. План рождается в результате многоступенчатых итераций, и в его реализации заинтересованы все участники. Это процесс диалога и согласования, направленный на объединение различных партнеров с экспертами для совместного выявления проблем в различных областях и, по возможности, для предложения конкретных решений. Планирование выполняет, таким образом, информационные функции и влияет на поведение экономических агентов.  

Подходы индикативного планирования

Можно выделить следующие подходы к определению понятия индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его стороны и функции и опирающиеся на опыт разных стран.

Первый рассматривает индикативное планирование как макро-планирование при самостоятельности предприятий. Так, например, макроэкономическое планирование в Китае основано на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего. Поскольку деятельность предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности, то планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер.

Согласно второму подходу, принятому в Японии, индикативное планирование - это ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством. Общегосударственное экономическое планирование в Японии носит индикативный характер, поскольку разрабатываемые в стране общегосударственные планы социально-экономического развития формально не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных и интересах.

Сторонники третьего подхода особо подчеркивают, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и государственного сектора. Частные предприятия ориентируются на индикативный план, подстраиваясь под планы самого мощного "игрока" в рыночной экономике - государства, даже если это для них не обязательно. Соответственно государственный план предлагается трактовать как систему показателей, реализующих централизованное управление и косвенное регулирование различных секторов экономики, прежде всего государственного. Она включает в себя как ориентирующие показатели (контрольные цифры), имеющие лишь информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, так и директивные показатели - государственный заказ (важнейшая форма централизованного руководства, содержащая задания по межотраслевым межреспубликанским поставкам продукции), лимиты, экономические регуляторы (включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы).

В соответствии с четвертым подходом индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения, такое планирование выполняет и координирующую роль, т.е. предполагает согласование деятельности "центра", отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. Данный подход используется, прежде всего во Франции, где и был максимально развит институт индикативного планирования, в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями выявляется схема экономического роста, включающая те проекты, которые по линии правительственных организаций являются взаимно совместимыми.

 


Информация о работе Сущность индикативного планирования