Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 17:48, реферат
Индикативное планирование (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное (советующее, ориентирующее) планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций.
Можно выделить следующие подходы к определению понятия индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его стороны и функции и опирающиеся на опыт разных стран.
Первый рассматривает индикативное планирование как макро-планирование при самостоятельности предприятий. Так, например, макроэкономическое планирование в Китае основано на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего. Поскольку деятельность предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности, то планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер.
Согласно второму подходу, принятому в Японии, индикативное планирование - это ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством. Общегосударственное экономическое планирование в Японии носит индикативный характер, поскольку разрабатываемые в стране общегосударственные планы социально-экономического развития формально не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных и интересах.
Сторонники третьего подхода особо подчеркивают, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и государственного сектора. Частные предприятия ориентируются на индикативный план, подстраиваясь под планы самого мощного "игрока" в рыночной экономике - государства, даже если это для них не обязательно. Соответственно государственный план предлагается трактовать как систему показателей, реализующих централизованное управление и косвенное регулирование различных секторов экономики, прежде всего государственного. Она включает в себя как ориентирующие показатели (контрольные цифры), имеющие лишь информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, так и директивные показатели - государственный заказ (важнейшая форма централизованного руководства, содержащая задания по межотраслевым межреспубликанским поставкам продукции), лимиты, экономические регуляторы (включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы).
В соответствии с четвертым подходом индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения, такое планирование выполняет и координирующую роль, т.е. предполагает согласование деятельности "центра", отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. Данный подход используется, прежде всего во Франции, где и был максимально развит институт индикативного планирования, в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями выявляется схема экономического роста, включающая те проекты, которые по линии правительственных организаций являются взаимно совместимыми.