Сущность информационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:26, реферат

Краткое описание

Определение приоритетных направлений развития информационной экономики в России, активизации и совершенствования современного рынка информационных продуктов, услуг и технологий является актуальной на сегодняшний день проблемой.
Целью работы является рассмотрение основных концепций проекта информационной экономики России.

Содержание

Введение 3
1 Сущность информационной экономики 5
2 Специфика развития информационной экономики в РФ 11
3 Современные тенденции развития рынка информационных технологий 20
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Osnovnye_kontseptsii_proekta_informatsionnoy_ekono.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Информационная экономика в  России не может развиваться изолировано, становление нового типа экономического устройства непосредственно связано  с текущей экономической ситуацией. Основными проблемами исходной среды для становления информационной экономики в России являются:

1. Деформированная отраслевая структура  экономики с преимуществом добывающего  сектора (нефтегазовый сектор, металлургия). Диспропорции отраслевого развития  оказывают симметричное воздействие  на ИТ-рынок. Так, в сырьевых секторах сосредоточены основные финансовые средства страны, поэтому разработчики ИТ-продуктов ориентируются в первую очередь на решение их проблем. Сосредоточившись на сырьевом секторе как основном потребителе ИТ-продуктов на внутреннем рынке, сам ИТ-сектор попадает в зависимость от покупателя и приобретает дополнительные риски, что наиболее ярко проявляется в период финансового кризиса. При этом в России фактически не разработаны качественные и доступные ИТ-решения для малого и среднего бизнеса.

Кроме того, многие предприятия машиностроения ввиду низкой нормы прибыли не могут обеспечить инвестиции в автоматизацию  информационных потоков на должном  уровне. Учитывая умеренные темпы  экономического роста в России, нельзя спрогнозировать резкого роста затрат данных отраслей на ИКТ. Таким образом, значительный объем рынка, где современные технологии обработки информации могут принести существенную выгоду, остается не задействованным, и средний уровень развития ИТ на предприятиях остается крайне низким. При этом отрасль машиностроения в целом неплохо подготовлена к серьезным проектам по автоматизации и информатизации производства: оснащение необходимой техникой и технологическая грамотность работников находится на приемлемом уровне.

Также, институциональные нормы и правила в значительной степени ориентированы на регулирование деятельности сырьевого сектора, который обеспечивает большую часть ВВП и дохода бюджета, тогда как «малым отраслям», к числу которых относится ИТ-сектор, требуется особый подход в виде специальных схем налогообложения, финансового обеспечения и инновационного стимулирования.

2. Организационно-экономическая структура.  За 1990-е гг. сформировался сектор  малого предпринимательства, хотя  его размеры и вклад в ВВП  до сих пор в 2,5–3 раза отстают от показателей развитых стран. В основном малое предпринимательство сосредоточено в сфере мелкооптовой и розничной торговли, бытовых услуг.

Малый бизнес играет особую роль в информационном секторе, который, как правило, выступает «последним звеном», отвечает за конечное взаимодействие с потребителем, а следовательно, ближе всего к его проблемам и потребностям. Именно здесь наиболее вероятно появление новых идей, проектов, технологий, направленных на лучшее восприятие продуктов информационной экономики. Таким образом, малый бизнес во многом отвечает за успешное становление информационной экономики в России, обеспечивая интеграцию реального и ИТ-сектора экономики.

Сегодня развитие малого бизнеса в сфере информационных технологий затруднено ввиду слабого внутреннего спроса, ограниченных возможностей по привлечению инвестиций, высокой себестоимости ИТ-проектов. Поэтому здесь необходимо создать среду, в которой ИТ-бизнес сможет быстро развиваться от малых предприятий до масштабов транснациональных компаний.

3. Принципы государственного  управления и государственная  политика. Основой неформальных  институтов реализации власти  остается внеэкономическое принуждение,  централизованное директивное управление. При этом государство должно быть напрямую заинтересовано в становлении сильной независимой информационной экономики внутри страны, так как информационные технологии отвечают за экономическое, социальное и политическое развитие.

Информационная защищенность является ключевым фактором национальной безопасности страны. Реализация господдержки ИТ-инфраструктуры осуществляется на правовом, финансовом и организационном уровне, но предпринятых мер во многом недостаточно.

4. Слабый внутренний  рынок. Ввиду низкой готовности  населения и бизнеса к применению новых информационных технологий внутренний спрос на инновационные ИТ-продукты существенно ограничен, что обуславливает слабость ИТ-рынка России. Следовательно, продавцы несут больше затрат на продажу каждой дополнительной единицы продукции, что повышает входной барьер в отрасль по самоокупаемости и ограничивает потенциал роста компании. Многие успешные компании, не находя перспектив в России, уходят на зарубежные рынки, становясь периферийным звеном зарубежной ИТ-индустрии и повышая эффективность зарубежной информационной экономики.

5. Недостаточная подготовка  кадров в ИТ-сфере. Потребности  рынка превышают количество выпускаемых  ВУЗами России ИТ-специалистов  как по абсолютному числу, так  и по номенклатуре специальностей. Вторым важным аспектом является низкий практический уровень подготовки, который не позволяет выпускникам оперативно включиться в производственный процесс, общая теоретическая база сильная, но практических знаний и навыков не хватает. Бремя переобучения ложится на работодателя, повышая издержки и себестоимость конечного продукта. В решении данного вопроса хорошо применима практика отраслевой интеграции, которая успешно работает в энергетике и химии. Крупные компании отрасли софинансируют крупные исследовательские проекты в стенах университетов, участвуют в разработке учебных курсов и в непосредственной теоретической и практической подготовке студентов.

Таким образом, существует ряд институциональных факторов, препятствующих увеличению доли ИТ-сектора  в структуре ВВП России. Вместе с тем, исследуемый кластер экономики по сравнению с другими секторами развивается гораздо более быстрыми темпами. За годы рыночных преобразований российским менеджментом был изучен мировой и приобретен собственный опыт построения экономических систем. Бизнес в целом научился эффективно использовать достижения зарубежного менеджмента и развивать свой подход в управлении.

В сфере информационных технологий на большинстве предприятий  сохраняется отставание по уровню внедрения  автоматизированных систем. Для российских предприятий по-прежнему актуальны все уровни ИТ: автоматизация производственных процессов, интернет-технологии в коммерческой деятельности, ERP в управлении (в убывающем порядке по значимости).

В то же время, на государственном  уровне с 2001 г. начата важнейшая работа над формированием институционально-правовой базы информационной экономики. К завершенным проектам можно отнести следующие:

1. Установлен официальный  государственный орган, отвечающий  за деятельность ИТ сектора  в России – министерство по связи и информатизации, в том числе учрежден «комитет по информационной экономике».

2. Разработана ФЦП  «Электронная Россия».

3. Принят закон об  «Электронно-цифровой подписи» регламентирующий  правила осуществления контрактов  по средство информационных сетей.

4. Разработана «Долгосрочная  стратегия развития информационного  общества в России».

5. Введена «доктрина  национальной информационной безопасности».

Конечно же, данных действий не достаточно, но в целом на макроэкономическом уровне созданы базовые элементы для дальнейшего развития информационных отношений в экономике. Существенные проблемы сохраняются на межотраслевом уровне: хотя правительство РФ объявило ИТ приоритетным экспортным сектором, существует другой приоритетный сектор – массовый экспорт энергии, полезных ископаемых и других ресурсов. Он поддерживает валютный курс рубля, что делает импорт ИТ относительно более дешевым, а экспорт российских ИТ – менее конкурентоспособным на фоне ИТ-продуктов Индии, Ирландии, Израиля, что тоже является весомым фактором.

Проблемы остаются и  на межрегиональном уровне. Так, например, премьер министр РФ В. Путин просит регионы содействовать прокладке интернет-магистралей, а некоторые региональные монополисты блокируют инициативу, внеэкономическими мерами не допускают прихода в регион новых участников рынка. Второй аспект межрегиональных отношений – неравномерное социально-экономическое развитие.

Информационная экономика  строится по принципу сети, и ее развитие зависит от скорости подключения  к сети новых участников. Таким образом, необходимы межрегиональная интеграция и равные условия для доступа к сети во всех регионах, что естественно не выполняется в России.

Таблица 1 - Динамика объемов ИТ-рынков некоторых стран в 2007–2008 гг., млрд. долл.

Годы

США

Германия

Россия

2007

470

76

22,2

2008

490,5

79,5

24,3


 

Отдельно стоит остановиться на внутрикорпоративных (микроэкономических) проблемах участников рынка информационных технологий в России.

1. Особенность ИТ-компаний, занятых в сфере разработки  программного обеспечения, оказания информационных услуг, заключается в том, что основу их производственной деятельности составляет труд высококвалифицированных сотрудников (программистов, ИТ-менеджеров, системных администраторов). Таким образом, в структуре затрат значительную долю занимают расходы на оплату труда, следовательно, существенное влияние на себестоимость ИТ-продукции оказывает общий уровень цен и размер налоговых отчислений, рассчитываемых на основе величины фонда оплаты труда.

2. Второй отличительной  особенностью ИТ-инноваторов является структура капитала компаний, в основном это интеллектуальная собственность и прочие нематериальные активы. Получить внешнее финансирование с такой структурой капитала крайне сложно, особенно в условиях кризиса.

Данные особенности следует учитывать при разработке государственной политики в отношении ИТ-сектора.

Завершая качественную характеристику информационной экономики  в России, следует остановиться на количественных показателях. Как показывают статистические данные и исследования научных центров, динамика развития информационных отношений в России и развитых странах одинаковая, но исходные объемы разные.

При существующей модели развития в перспективе Россия не сможет догнать развитые страны по уровню развития информационной экономики. Но экономическое и в особенности технологическое развитие не линейно, поэтому эффективно используя имеющейся в нашей стране потенциал можно добиться значительных успехов в развитии ИТ-сектора и информационной экономики.

Согласно результатам исследования «Российский IT Foresight», проведенного в 2006–2007 гг. сообществом ученых и предпринимателей под эгидой министерства информатизации и связи РФ, российская экономика имеет сильные стороны и высокие возможности развития во многих сферах ИКТ. Исследование «Российский IT Foresight» было построено в виде SWOT-анализа по разным технологическим группам, поэтому обобщив все блоки работы, можно сделать одну общую SWOT-матрицу (табл. 2).

Таблица 2 - SWOT-матрица российской информационной экономики

 

 

На основе анализа экспертных оценок можно сделать заключение, что  прорывного развития в области ИКТ  в ближайшее время ожидать  не стоит. С учетом текущей финансовой ситуации Россия, скорее всего, будет  демонстрировать умеренную положительную  динамику в краткосрочном периоде. Перспектива быстрого вхождения России в первую пятерку стран по объему производства и экспорта ИКТ маловероятна. Однако, возможно, что в средне- и долгосрочной перспективе Россия сможет занять более сильные позиции. Основными направлениями развития информационной экономики в России эксперты проекта «Российский IT-foresight» видят:

развитие человеческих ресурсов;

сотрудничество государства, бизнеса и науки;

развитие инфраструктуры НИОКР;

государственное финансирование фундаментальных исследований.

Таким образом, несмотря на существенное текущее отставание России от стран с развитой экономикой по оснащению техникой, использованию  технологий и объемам ИТ торговли, в нашей стране есть существенный потенциал для изменения ситуации. Его успешная реализация зависит от верно выбранной государственной стратегии и благоприятных макроэкономических параметров.

 

3 Современные тенденции  развития рынка информационных  технологий

Объем рынка информационных технологий в 2010 г. составил 565,8 млрд. рублей, что составит 103,7% от уровня предыдущего года в сопоставимых ценах.

Большую часть объема рынка информационных технологий составил рынок аппаратных средств – 51,4 процента. На рынок программных средств  приходится 20%, на рынок услуг – 28,6 процента.

Под влиянием восстановительных тенденций экономики страны в 2011 г. планируется увеличение емкости рынка информационных технологий до 648,6 млрд. рублей (106,6% в сопоставимых ценах к 2010 г.).

Общее количество персональных компьютеров оценивается в размере 73,9 млн. штук с ростом на 19,2% к уровню 2010 г., количество пользователей Интернет на 100 человек – в размере 53,6 единицы.

В прогнозный период развитие сектора будет ориентировано  на реализацию «Стратегии развития информационного  общества», утвержденную Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., и государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)».

Предполагается дальнейшее внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес. К 2014 г. рост рынка информационных технологий прогнозируется почти в 1,34 раза по сравнению с 2010 г. Объемы продаж будут расти в соответствии с ростом потребительского спроса, рыночной активностью, ростом доходов населения.

Информация о работе Сущность информационной экономики