Сущность и виды международной миграции рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Миграция может считаться одним из элементов - впрочем, весьма специфическим элементом - воспроизводства населения, что не исключает, конечно, рассмотрения миграции со смежной отраслью знаний - географией, изучающей закономерности расселения людей. Под воспроизводством населения обычно понимается лишь процесс сменяемости поколений в их социально-экономической обусловленности.

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

 

Рис.1 Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, тыс. чел.

  С экспертной оценкой численности трудовых мигрантов на сегодняшний день согласны и представители Федеральной миграционной службы. Глава ФМС привел данные, согласно которым в России находятся 9,5 млн. иностранных граждан. «Из них примерно 1,3 млн. работают законно, 3,7 млн. – условно приехали «в гости»… Из оставшейся категории риска в 4,5 млн. чел. около 3,2 млн. мигрантов находятся в России более 3 месяцев и для обеспечения своего проживания, по-видимому, могут нелегально работать, соответственно, не платя налоги», – констатировал глава ФМС. «Таким образом, в России находятся порядка 4,5 млн. иностранных граждан, которые законно и незаконно осуществляют трудовую деятельность», – заключил глава ведомства. Соотношение легальной и нелегальной составляющей потока трудовой миграции в Россию существенно менялось на протяжении рассматриваемого десятилетия. Главным образом на это соотношение влияли изменения миграционного законодательства и правоприменительной практики в этой сфере. Наиболее яркий пример – либерализация миграционного законодательства в 2006 г., когда 18 июля были приняты следующие законодательные акты: новый федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (№ 109-ФЗ) и закон «О правовом положении иностранных граждан» (№ 110-ФЗ), принятый в новой редакции. Оба закона были введены в действие с 15 января 2007 г. Среди главных для трудовых мигрантов нововведений – миграционный учет по месту пребывания из разрешительного стал уведомительным, а разрешение на работу стало выдаваться самому мигранту, а не его работодателю, как это было раньше (т.е. была ликвидирована жесткая привязка работника к работодателю). На вышеприведенном графике отчетливо видно, как за два года действия нового законодательства – 2007 и 2008 гг. – регулируемая составляющая потока трудовой миграции увеличилась в 2,5 раза! Впервые законодательство попыталось бороться с незаконными формами трудовой миграции «не путем жестких ограничений, а, напротив, путем предоставления мигрантам большей свободы передвижения, достигаемой с помощью упрощения процедур регистрации и трудоустройства, создания беспрепятственных условий для правового оформления».

  Снижение численности работавших в России мигрантов, начиная с 2009 г. (рис. 1), отчасти стало следствием глобального экономического кризиса, серьезно осложнившего ситуацию на российском рынке труда и частично лишившего работы не только трудовых мигрантов, но и национальных работников (по оценкам экспертов, общие объемы трудовой миграции в Россию снизились на 10%). Однако официальная статистика трудовой миграции демонстрировала намного большее снижение: например, в Москве число выданных разрешений на работу в 2009 г. уменьшилось по сравнению с 2008 годом почти на 40%. Таким образом, под видом защиты национального рынка труда в период кризиса происходило искусственное снижение числа работавших в России мигрантов, не отражавшее реальной картины. Ужесточение правоприменительной практики внесения ограничительных изменений и дополнений в новое миграционное законодательство, а также непропорционально резкое снижение квот на выдачу разрешений на работу трудовым мигрантам, вновь уменьшили легальную составляющую потока и вытолкнули значительную часть желавших легализоваться иностранных работников обратно «в тень».

В 2010 и 2011 гг., несмотря на закончившийся кризис, численность официально работающих трудовых мигрантов продолжила уменьшаться (5% роста в 2011 г. не может рассматриваться как перелом в тенденции), что уже впрямую явилось результатом ограничительной политики в этой сфере, в том числе, продолжающего снижения квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу: если в 2007 г., в момент ввода нового миграционного законодательства, квота была установлена с большим запасом и составила 6 млн., то в 2009 г. ее размер равнялся 3,977 млн., в 2010 г. – 1,944 млн., а в 2011 г. – 1,746 млн. При этом общее присутствие трудовых мигрантов на российском рынке труда, по оценкам, вернулось на докризисный уровень (4–5 млн.).

  Ужесточение порядка получения разрешений на работу трудовыми мигрантами было частично сглажено появлением двух других каналов легализации иностранной рабочей силы: введением специальных преференций для иностранных высококвалифицированных специалистов и введение патента для мигрантов, занятых у физических лиц (и те и другие получили возможность трудиться в России вне квот). Данные категории трудовых мигрантов появились в России 1 июля 2010 г. в результате внесения изменений в федеральный закон № 155-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». К сожалению, численность привлеченных таким образом высококвалифицированных специалистов пока невелика (за два года – 2010 и 2011 – около 14,4 тыс.), что объясняется очень высокими требованиями к их зарплате – она должна быть не менее 2 млн. руб. в год. В то же время численность работающих по патентам растет значительно быстрее (стоимость патента составляет 1000 руб. в месяц и вполне доступна для многих трудовых мигрантов): в 2010 г. (с июля по декабрь) было выдано около 157 тыс. патентов, а за 2011 год – уже 866 тыс., таким образом, к началу 2012 г. больше миллиона иностранных граждан получили легальную возможность работать у частных лиц.

Страны – основные поставщики трудовых мигрантов в Россию

  На работу в Россию приезжают мигранты из нескольких десятков стран мира. На протяжении рассматриваемого десятилетия – с 2000 по 2010 г. – доля основных стран – поставщиков рабочей силы в Россию менялась весьма существенно.

Прежде всего, за прошедшие годы кардинальным образом изменилось соотношение вклада в целом стран дальнего зарубежья и стран СНГ. Если с 2000 по 2005 г., по данным официальной статистики, их доли в потоке трудовых мигрантов были примерно равны (страны СНГ даже немного уступали дальнему зарубежью), а в 2006 г. трудовая миграция из СНГ ненамного превысила поток из дальнего зарубежья, то уже начиная с 2007 г., численность трудовых мигрантов из стран СНГ заметно опережала приток иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья. Основная причина таких кардинальных изменений – введение в 2007 г. нового миграционного законодательства, давшего большие преференции работникам из СНГ (только им была предоставлена возможность получать разрешение на работу самим, минуя работодателя; для работников из стран с визовым въездом по-прежнему работодатели должны были получать разрешение на привлечение и разрешение на работу).Если в 2006 г. из 1 млн. полученных разрешений на работу 47% приходилось на граждан дальнего зарубежья, а 53% – на граждан СНГ, то уже в 2007 г. из 1,7 млн. разрешений 67% было выдано гражданам СНГ и 33% – работникам из дальнего зарубежья. К 2010 г. доля стран дальнего зарубежья в общей численности, официально работающих в России иностранных граждан упала до 24%. Таким образом, три четверти официальных иностранных работников в России – это граждане СНГ.

  Существенные изменения  за десять лет претерпели и  доли каждой из основных посылающих  стран. В 2000-м г. первенство по  численности официально работавших  трудовых мигрантов в России  принадлежало Украине (30% от всего  потока), на втором месте был  Китай (13%), затем Турция (9%), Вьетнам (7%) и Молдавия (6%). К 2006 г. лидерами  оставались Украина и Китай (хотя  доля Китая даже немного превысила  долю Украины – 21% против 17%), на  третье место поднялся Узбекистан (10,4%), за ним следовала Турция (10%), а пятым оказался Таджикистан (9,7%). Начиная же с 2007 г., лидерское  место прочно закрепилось за  Узбекистаном (20% в 2007 г., 26% в 2008 г., 30% в 2009 г.), а на втором месте остается  Таджикистан (соответственно, 15%, 16,1% и 16,2%). Третье-четвертое место продолжает  сохраняться за Китаем (11–12%) и  Украиной (около 10%). С 2008 г. пятой среди  посылающих стран стала Киргизия (около 7%).

В целом, наиболее существенно изменилась доля трех стран Средней Азии. Если в 2005 г. на три государства Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) приходилось 16,8% общего миграционного потока в Россию и более 34,3% из стран СНГ, то уже в 2008 г. граждане этих трех государств составили более 50% всех легальных иностранных работников в России и 68,5% от работников из стран СНГ. К 2010 г. на долю этих стран приходилось около 55% от всех официально работающих в России иностранцев и почти три четверти (73%) от работников из стран СНГ. По мнению большинства экспертов, они в основном повторяют показатели статистики по официально работающим иностранцам, за небольшими исключениями. В частности, экспертная оценка доли Украины в общем потоке трудовой миграции заметно выше данных официальной статистики и приближается к 15%-16%, на уровне Таджикистана (именно среди трудовых мигрантов из Украины особенно много работающих неофициально – они реже подвергаются проверкам; для них не так актуально продление миграционного учета на основе официальных трудовых договоров, т.к. они легко могут выезжать каждые три месяца из России и возвращаться обратно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Проблемы миграции затрагивают почти все страны мира. Основные потоки мигрантов направляются в США, Канаду, Австралию, Западную Европу и Ближний Восток, причинами столь огромных масштабов миграции являются как экономические, так и политические основания.

Все страны мира в различной степени втянуты в международную трудовую миграцию. Основная проблема, которая стоит перед государствами мира, - как обеспечить свое участие в международном трудовом обмене. Степень участия стран мира в международном трудовом обмене различна и зависит от основных экономических параметров их развития в современных условиях. Участие России в этом мировом процессе неизбежно. Введение типов миграционной политики показало, что страны мира ведут политику, обусловленную их положением в мировых миграционных потоках. Так, у стран-экспортеров рабочей силы доля экономически активного населения в целом ниже, чем у стран-импортеров, что служит признаком того, что экономическая ситуация способствует созданию рабочих мест. В то же время, если в экономически активное население стран-экспортеров включить их население, находящееся за рубежом, то уровень экономически активного населения у стран-экспортеров повышается, подтягиваясь к уровню стран-импортеров, а у последних, за вычетом заемных трудовых ресурсов, понижается. Причем обе группы стремятся к гармоничному уровню 35-40%, который можно считать демографически обоснованным.

Видно также, что миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех стран, участвующих в этом процессе.

В самой группе основных мировых государств-экспортеров рабочей силы происходят определенные сдвиги, меняющие наши устойчивые представления о том, что экспорт рабочей силы - удел только слаборазвитых стран. Напротив, крупнейшие экспортеры - это среднеразвитые развивающиеся страны, а также промышленно развитые страны мира, которые поставляют рабочую силу в более промышленно развитые страны. Таким образом, эффективность участия в экспорте рабочей силы привлекательна для любого государства, независимо от уровня его развития. Миграция рабочей силы всегда была неотъемлемой частью интеграции.

Межгосударственные отношения характеризуются тенденцией к сближению национальных рынков рабочей силы, все большей прозрачностью границ, усилиями по взаимодействию в области иммиграционного контроля. Особенно характерно это для стран с высоким уровнем экономического развития, прежде всего, Северной Америки и Западной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Кудров В.М. Мировая экономика. Учебник. -М.-: Юстицинформ, 2009.
  2. Мукомель В. Экономика нелегальной миграции в России , 2005.
  3. Зайончковская Ж.А. Миграция и демографический кризис в России.- М.: МАКС, 2010.
  4. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2342#top
  5. http://www.strana-oz.ru/2003/3/trudovaya-migraciya

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность и виды международной миграции рабочей силы