Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:11, реферат
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие монополии…………………………………………...……………… 5
2. Формы и виды монополий…………………………...………………………. 7
3. Типы монополий…………………………………………………………….. 11
Заключение…………………………………………………………………….. 14
Список используемой литературы…………………………………………… 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
ФАКУЛЬТЕТ «УПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
(ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Микроэкономика
на тему:
Сущность и виды монополий
Проверила: Жукова Т.В.
г. Ростов-на-Дону
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие монополии…………………………………
2. Формы и виды монополий……………………
3. Типы монополий…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………… 16
Введение
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений кризисов и монополий указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о “невидимой руке”, которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.
Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Проблема монополий в
России носит более острый характер,
чем в развитых странах Запада.
Единый государственный сектор в
Советском Союзе составлял
1. Понятие монополии
Монополия (от греческого monos - один, poleo - продаю) - это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.
Совершенная монополия представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
- монополист является единственным производителем данного товара;
- продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
- проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
-степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену.
Еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: “Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить”.
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.
2. Формы и виды монополий
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
- естественная,
- административная
- экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
- Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
- Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции вряд ли может окупиться.
- Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
- Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий, так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль.
В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями.
Причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы. Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.
Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания “Дженерал Электрик”, которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
3. Типы монополий
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
- монополия отдельного предприятия;
- монополия как соглашение;
- монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений картели и синдикаты.
Картель это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.
Синдикат это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Корнер - способ, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники “ринга” получают повышенный доход.