Сущность и необходимость (назначение) контрольно - ревизионных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 14:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является освоение теоретических основ и получение практических навыков в области ведения контрольно-ревизионной деятельности.
Задачами работы являются:
- определение сущности и необходимости контрольно-ревизионных действий;
- перечисление основных типов объектов и субъектов контрольно-ревизионной деятельности;
- выявление особенностей организации ревизии на объектах разных организационно-правовых форм и форм собственности;

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 31.26 Кб (Скачать файл)

Введение

Контроль и ревизия как научная дисциплина - это система специальных знаний о принципах и методах изучения законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций и процессов производственных организаций на основе использования учетной, отчетной и плановой и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Курс « Контроль и ревизия» как отрасль экономических знаний занимает особое место в системе экономических дисциплин. В его сферу входит изучение вопросов методологии и организации контроля и ревизии ФХД организаций.

Освоение курса « Контроль и ревизия» позволит овладеть основными приемами и техникой контроля, научиться выявлять ошибки и нарушения в работе организации, приобрести навыки работы организации с нормативными документами.

Целью данной работы является освоение теоретических основ и получение практических навыков в области ведения контрольно-ревизионной деятельности.

Задачами работы являются:

- определение сущности и необходимости  контрольно-ревизионных действий;

- перечисление основных типов  объектов и субъектов контрольно-ревизионной  деятельности;

- выявление особенностей организации  ревизии на объектах разных  организационно-правовых форм и  форм собственности;

 

 

 

1.Сущность и  необходимость  (назначение) контрольно - ревизионных действий

 

Контроль – это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации. В современных условиях при создании новых изделий, организации работы, научных исследованиях и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), получение достижений в науке и технике роль контроля будет усиливаться.

 

Понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах:

1) контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность;

2) контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;

3) контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения. Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы большое значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке имеет ревизия – как инструмент контроля.

Государство контролирует предприятия всех форм собственности с помощью эффективных форм финансового контроля.

Объектом финансового контроля выступает как бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, так и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется большая роль и значение финансового контроля как основного элемента государственного контроля и управления.

Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.

Экономичный контроль - означает проверку выполнения тех или иных решений с целью установления хозяйственной законности и экономической целесообразности. Экономический контроль предполагает постоянное действие механизма возврата к ранее принятым решениям, например на каждом предприятии или в организации ежедневно принимаются определенные решения. Они могут быть хорошими или плохими, их принимает правление, но к этим решениям, к их правильности и исполнению возвращаются иногда через месяц или год. От того, как поставлена система контроля, и зависит возврат к ранее принятым решениям. Принятое решение фиксируется в документах, и особенно в бухгалтерском учете. Экономический контроль является объективной необходимостью в сфере деятельности любой организации. Экономика страны не может быть нормально функционирующей и развивающейся без постоянной системы экономического контроля, который используется ею в качестве основного средства обратной связи.

2. Контроль  и ревизия учредительных документов  и видов деятельности организации

Основные задачи контроля и ревизии учредительных документов - выявление соответствия уставных и фактических целей и предмета деятельности, формирования уставного (складочного) капитала, соблюдение установленного порядка создания органов управления и осуществляемых ими полномочий, соблюдения иных норм Устава проверяемого хозяйства, а также наличия соответствующих лицензий на лицензируемые виды деятельности.

При проведении ревизий и проверок соблюдения правильного оформления учредительных документов контрольно-ревизионные работы могут проводиться в такой последовательности. Сначала подтверждается наличие, утверждение, регистрация и хранение Устава, а также учредительного договора и иных учредительных документов в установленном порядке. Затем изучается соответствие Устава данного хозяйства нормам гражданского законодательства, регулирующего особенности создания и функционирования субъектов данной организационно-правовой формы исходя из специфики местных условий и отраслевых особенностей. Заключительный этап этой проверки состоит в определении полноты соблюдения всех правовых норм Устава хозяйства в его повседневной производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также соблюдения установленного порядка се лицензирования. На основе обобщения результатов указанной проверки определяются характер нарушений Устава хозяйства и действующего законодательства, их причины, виновные лица и намечаются конкретные меры по устранению вскрытых недостатков.

В качестве источников контрольных данных привлекаются учредительные документы (учредительный договор, протоколы собрания учредителей, хозяйственные договоры, расчеты оценки имущественных и неимущественных вкладов учредителей в уставный капитал, устав проверяемой организации и др.), записи по счетам 75 «Расчеты с учредителями», 80 «Уставный капитал» и другим счетам по принадлежности, письменные объяснения соответствующих должностных лиц, переписка с учредителями, налоговыми и другими органами по вопросам оформления и регистрации учредительных документов, включая изменения и дополнения, внесенные в эти документы и прошедшие соответствующие учредительные процедуры.

При документальных ревизиях и проверках контрольное изучение учредительных документов обычно проводится на начальном этапе контрольно-ревизионных работ, что позволяет получить более полное представление о проверяемом хозяйстве и его финансово-хозяйственной деятельности и тем самым более рационально организовать выполнение программы ревизии или проверки.

При этом обращается внимание на наличие и правильность оформления учредительного договора, в котором учредители должны определить порядок создания и условия деятельности данного юридического лица, условия передачи ему своего имущества, распределения между учредителями прибыли и убытков, выхода отдельных учредителей из состава данной организации.

Контролеры, проверяя наличие Устава хозяйства, должны обратить внимание на условия его хранения, которые должны обеспечить безусловную сохранность этого документа и невозможность произвольно внести в него отдельными лицами разного рода изменения и дополнения. Обычно режим хранения Устава и других учредительных документов устанавливается по аналогии с хранением документов строгой отчетности, что и должны предложить контролеры руководству хозяйства в случае обнаружения фактов небрежного хранения указанных документов. Затем следует проверить утверждение Устава общим собранием учредителей (участников), для чего должен быть оформлен соответствующий протокол, а в ряде случаев и сделаны записи в специальной книге протоколов, применяемой для этих целей. На основании этих данных устанавливают дату проведения указанного собрания, его правомочность (на нем должны присутствовать все учредители или их доверенные лица). За соответствующие решения должны проголосовать все присутствующие учредители или их доверенные лица.

После этого устанавливается соответствие общих статей Устава данного хозяйства аналогичным нормам действующего законодательства, в частности, гл. 4 Гражданского кодекса РФ и федерального закона, регулирующего правовые основы создания и функционирования юридического лица соответствующей организационно-правовой формы (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, производственного кооператива, унитарного предприятия и т.д.). К таким общим правовым нормам относятся наименование юридического лица (содержащие указания на его организационно-правовую форму, предмет и цели деятельности), место нахождения (обычно определяется местом его государственной регистрации), фирменное наименование (как правило, оно подлежит отдельной регистрации, что предоставляет владельцу исключительное право его использования), точное указание представительств и филиалов, имея в виду, что все обособленные подразделения данного хозяйства, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие его функции по месту расположения, подлежат отражению в учредительных документах как филиалы, а если они представляют только интересы хозяйства и не осуществляют его функции - как представительства, порядок назначения или избрания органов управления, определение их компетенции, порядок формирования уставного капитала, резервного капитала и других резервов и фондов, распределения доходов (дивидендов), покрытия убытков, выпуска и обращения акций, приема и выбытия учредителей (участников).

По результатам такой проверки контролеры выявляют обоснованность общих статей Устава и в случаях отступления от действующего законодательства выписывают допущенные нарушения в отдельную ведомость, прилагаемую к акту ревизии или отчету о результатах проверки. Затем выявляется соблюдение отдельных статей Устава хозяйства в практической деятельности его исполнительного органа и отдельных должностных лиц. При этом в первую очередь следует проверить периодичность созыва общего собрания учредителей (участников) исходя из требований Устава (обычно они проводятся не менее двух раз в год, а также в случаях, если этого требует не менее 1/3 общей численности учредителей или участников). Проверкой количества присутствующих учредителей (участников) определяется правомочность указанных собраний (таковыми они являются лишь при присутствии на них не менее 2/3 всех учредителей или участников). Источниками данных для такой проверки служат записи в книге протоколов, по которым можно установить, сколько раз созывалось общее собрание, количество присутствующих на нем учредителей (участников), повестку дня, характер обсуждаемых вопросов, содержание решений. В аналогичном порядке устанавливаются периодичность заседания исполнительного органа (правления, совета директоров и др.), характер обсуждаемых вопросов, существо принятых по ним решений.

При этом в сельскохозяйственных производственных кооперативах и коллективных хозяйствах следует проверить соблюдение порядка членства в хозяйстве, для чего используются такие приемы контроля, как проверка заявлений о приеме в члены хозяйства и выходе из него, собеседование с отдельными лицами и взятие от них письменных объяснений, изучение записей в книге протоколов, проверка наличия трудовых книжек и т.д.

Тщательным изучением данных бизнес-плана (производственно-финансового плана), текущего бухгалтерского учета, статистической и бухгалтерской отчетности, а также положения об оплате труда, правил внутреннего трудового распорядка и иных источников контрольных данных выявляют соответствие таким важным статьям и нормам Устава хозяйства, как соблюдение установленных систем земледелия и животноводства, эффективности ведения производства, организации, оплаты и дисциплины труда, распределения продукции и доходов. В ходе контроля и ревизии всех вопросов производственной и финансово-хозяйственной деятельности хозяйства устанавливается степень полноты соблюдения тех или иных уставных положений, что и следует также отражать в соответствующих разделах общего акта ревизии или отчета о результатах проверки.

По обнаруженным фактам нарушений отдельных статей Устава хозяйства выявляют причины и конкретных виновных лиц, на основе чего контролеры вносят затем соответствующие предложения на рассмотрение определенного органа управления хозяйством для устранения этих нарушений и возмещения причиненного ущерба. Проверкой наличия и сроков действия полученных хозяйством лицензий выявляется соблюдение действующего законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, для чего в специальной ведомости указывают виды лицензируемой деятельности, реквизиты соответствующих лицензий и сроки их действия, а в случае отсутствия лицензий - делают необходимые замечания.

Выявленные нарушения учредительных документов унитарного предприятия предварительно систематизируются (ущемление прав, превышение компетенции, нарушение обязанностей и т.д.) и лишь затем отражаются в соответствующих разделах акта ревизии или отчета о результатах.

В последние годы наряду с разработкой правил внутреннего трудового распорядка все большее распространение находят внутренние регламенты хозяйствующих субъектов, представляющие собой систематизированный свод общих правил организации труда и производства. В ходе контроля и ревизии учредительных документов следует подвергать контрольному изучению и эту сферу корпоративного нормотворчества применительно к порядку проверки правил внутреннего трудового распорядка.

Информация о работе Сущность и необходимость (назначение) контрольно - ревизионных действий