Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы явилось всестороннее рассмотрение сущности и принципов рыночной экономики в аграрной сфере.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. При изучении рыночной экономики необходимо рассмотреть понятие рынка.
2. Так же для изучения этого вопроса рассмотреть: элементы, связи, функции рынка и основные принципы перехода к рынку.
3. Изучить структуру рынка.
4. Рассмотреть государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве.
Исследование проводилось на основании журнальных статей, научной литературы, а так же авторских лекционных курсов методом анализа исследуемой литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Сущность и принципы рыночной экономики», всегда являлась наиболее актуальной проблемой, особенно в агропромышленном секторе экономики страны, резкий переход к рыночной экономике вызвал большие изменения в сельском хозяйстве России. Существенную трансформацию претерпевают структура АПК, система управления, принципы деятельности экономической системы в целом. Радикальная либерализация экономики за последние несколько лет и неоправданно быстрый уход из нее государства, демонтаж и неконструктивная замена управленческой, финансовой, кредитной, ценовой, налоговой и других систем привели к обострению старых и появлению новых проблем.
Целью данной курсовой работы явилось всестороннее рассмотрение сущности и принципов рыночной экономики в аграрной сфере.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
При изучении рыночной экономики необходимо рассмотреть понятие рынка.
Так же для изучения этого вопроса рассмотреть: элементы, связи, функции рынка и основные принципы перехода к рынку.
3. Изучить структуру рынка.
4. Рассмотреть государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве.
Исследование проводилось на основании журнальных статей, научной литературы, а так же авторских лекционных курсов методом анализа исследуемой литературы.
Понятие
рынка
Функционирование современной экономики немыслимо без использования рыночных механизмов. Сам по себе рынок - понятие емкое, многоаспектное. В большинстве литературных источников он рассматривается как сфера товарного обмена, где возникают и реализуются отношения, связанные с процессом купли-продажи, имеет место конкретная хозяйственная деятельность по продвижению товаров и услуг от их производителей до потребителей [21, с. 47]. Это универсальный механизм, обеспечивающий подчинение интересов изготовителя интересам потребителя и одновременно более точно выявляющий общественные потребности.
В общем виде рынок это: 1) место, где совершаются операции по купле-продаже товаров, т.е. торговля ими; 2) устойчивая и непрерывно повторяющаяся совокупность всех операций по купле-продаже того или иного товара.
Создавая сегодня высокоэффективную, противозатратную, восприимчивую к достижениям научно-технического прогресса экономику, нельзя обойтись без рынка, который не терпит привычной у нас убыточности производства, низкой рентабельности хозяйствования [1, с. 218].
До недавнего времени понятия плановая экономика и рыночная экономика считались несовместимыми. Сейчас эти весьма противоречивые и постоянно меняющиеся структуры предстоит соединить в систему, которая будет значительно сложнее и динамичнее, чем существовавшая до последнего времени моноструктура планового управления. Таким образом, рынок может существовать как в условиях рыночной (капиталистической) экономики, так и в условиях плановой (социалистической) экономики. Разница будет состоять в том, что в условиях рыночной экономики обмен совершается непосредственно между производителем и покупателем, а в условиях плановой экономики этот процесс опосредуется участием государства [12, с. 23].
Рыночная экономика - это альтернатива административно-командной системе. От нее невозможно уйти, даже внедрив хозрасчет, аренду и продолжая централизованно устанавливать цены, нормативы и т.п. Практика показала, что наряду с регулированием социальных и экономических параметров из центра нужны какие-то силы саморегулирования. Они-то и являются специфической особенностью рынка. Рынок выступает не как самоцель, а как средство достижения более высоких результатов производства, обеспечения эффективности финансово-хозяйственной деятельности посредством системы рычагов регулирования экономики.
В основе такого регулирования - переход от вертикальных связей в экономике к горизонтальным (между производителем и потребителем), и эти связи должны устанавливаться между самостоятельными товаропроизводителями [1, с. 219].
Рынок не принадлежит ни капитализму, ни социализму, он - порождение человеческой цивилизации. Современный капиталистический рынок - рынок регулируемый. Нерегулируемого, неконтролируемого рынка в природе, в обществе нет (имеется в виду рынок, который бы успешно функционировал)[17, с. 43].
Как саморегулирующаяся система рынок функционирует в основном на микроуровне, т.е. на уровне конкретных соглашений, сделок, конкретного предприятия (как основного носителя рыночных отношений). Но, чтобы рынок стал таким саморегулирующимся, он должен быть урегулирован на макроуровне, в масштабах всей экономики. Для этого требуется создание благоприятной экономической среды, наличие необходимых рыночных регуляторов, создание их системы, особенно с точки зрения законодательного, юридического регулирования, регулирования с помощью банковской системы кредитно-финансовой политики, налогов, цен [7, с.260].
Рынок диктует свои условия жестко. Главное действующее лицо на рынке - самостоятельный и несущий полную экономическую ответственность за свои действия товаропроизводитель. Если государство начинает подстраховывать товаропроизводителя, его экономическое поведение искажается и рынок исчезает [20, с. 318].
В то же время мировой опыт свидетельствует о жизненности и эффективности рыночной экономики. Рынок формирует социально ориентированную экономику, которая гарантирует и обеспечивает достаток в обществе, должный жизненный уровень человека интересы потребителя как главной фигуры на рынке определяют содержание спроса потребителя, который постоянно изменяется, реализуя идею и механизм социальной ориентации рыночной экономики на интересы человека.
С другой стороны, рыночный механизм не идеален, ему свойственны и отрицательные черты: потенциальное социальное расслоение, инфляция, рост цен, жесткость конкурентной борьбы, неизбежность частично текущей и временной безработицы и некоторые другие. Однако мировой опыт свидетельствует, что эти недостатки с излишком перекрываются преимуществами [8, с. 29].
Кроме того, современное общество научилось смягчать отрицательные явления рыночной хозяйства, регулируя его посредством целого ряда рычагов государственного воздействия: цен, налогов, компенсаций, санкций и др. Можно при этом отметить, что и административно-командной системе были присущи такие отрицательные качества, как всеобщий дефицит, низкий уровень уравнительного потребления, потери свободного времени из-за стояния в очередях, снижение престижности труда и т. д. [17, с. 26].
Целенаправленное и эффективное регулирование рыночной экономики со стороны государства и больших корпораций во многих развитых странах формирует сложный хозяйственный механизм, способный успешно выдерживать значительные испытания экономического и социального характера. Главное - овладеть этим сложным механизмом, адаптировать его применительно к конкретным условиям.
Это непросто. На первых порах возможны трудности и неудачи, однако это не значит, что рынок неприемлем для нашей страны. Следует находить сферы, формы, механизмы, экономические рычаги освоения и регулирования рыночных отношений [1, с. 219].
Элементы, связи, функции рынка
Основные
принципы перехода к рынку
Основными элементами рыночного механизма являются объект купли-продажи, цена, спрос и предложение. По мере исторического развития объекты купли-продажи значительно расширились. Наивысшее развитие рыночные отношения получили при капитализме, так как кроме обычных товаров объектом купли-продажи стала рабочая сила. Функционирование рыночного механизма осуществляется в условиях сложных взаимосвязей между его составными элементами и прежде всего тех отношений, которые складываются между спросом и предложением. Одно из наглядных достоинств рыночного механизма состоит в том, что он устанавливает непосредственную взаимосвязь между предложением (объектом продажи) и индивидуальным платежеспособным спросом (индивидуальной потребностью) и с учетом этой связи позволяет корректировать как предложение, так и спрос, а также определяющие их факторы (цену, объем производства, товарные запасы и т. п.) [10, с. 77].
Недостаток рыночного механизма проявляется в анархии и неуправляемости процессов купли-продажи, так как они определяются индивидуальными особенностями продавцов и покупателей, а поскольку эти особенности исчисляются миллионами и миллиардами, то учесть их практически невозможно даже в случае применения самой совершенной техники. Именно поэтому рыночный механизм не является совершенным средством для определения долгосрочных перспектив развития как экономики страны, так отдельных ее сфер и отраслей. В этих целях рыночный механизм сам должен быть объектом целенаправленного воздействия и регулирования [1, с. 220].
Термин регулируемая рыночная экономика уже давно вошел в правительственные документы. Но этот термин сам по себе не раскрывает существа проблемы, а подразумевает модель экономических отношений, включающих в себя три взаимосвязанных блока [13, с. 25].
Первый блок представлен рыночными отношениями, для которых характерны свободный поиск продавцов и покупателей, конкуренция, соответствующая динамика цен.
Второй блок - это отношения, связанные с государственным регулированием экономических процессов. Свободного рынка, как такового, сейчас нет ни в одной стране. Рынок везде регулируемый. Рыночная экономика должна регулироваться с помощью банковской системы, кредитно-финансовой политики, налогов, цен.
Третий блок это модели - система социальной защиты, которая весьма многообразна. Она включает защиту тех слое населения, которые нуждаются в этом, от инфляционных процессов, изменений рыночной конъюнктуры, возможной безработицы, т.е. от инфляционно - ценового фактора, и защиту занятости с точки зрения обеспечения социальной справедливости [6, с. 35].
Рынок следует рассматривать как определенный тип финансово-хозяйственных связей (прил., рис. 1) и функционирования экономики, противоположный административно-командным методам экономического регулирования [19, с. 50].
Он является элементом данной системы производственных отношений и поэтому обладает как общеэкономическими чертами, присущими любому рынку вообще, так и специфическим свойствам, которые связаны с той социально-экономической системой, в рамках которой он на данном историческом этапе существует.
Для выявления социально-экономической природы рынка и его внутренней сущности рассмотрим функции, выполняемые рынком (прил., рис. 2) [2, с. 83].
Данный перечень функций рынка не ограничивает его экономического воздействия на результаты хозяйственных связей. Взаимодействие предприятий через налоговую систему - это тоже функция рынка. Рынок позволяет совершенствовать налоговую политику, прогнозировать научно-технический прогресс, проводить коммерческое посредничество в вопросах снабжения, переподготовку кадров, т.е. поднимать престиж предпринимательства. Он позволяет создать конъюнктурную ситуацию и ее регулировать, проводить долгосрочную структурную политику и таким образом отлаживать хозяйственный механизм [1, с. 222].
Наш рынок формируется в рамках плановой системы хозяйства и может регулироваться, имея для этого все необходимые рычаги - планово-финансовые, кредитные, налоговую систему, трудовое законодательство, цены, систему дотаций и социальной защиты человека. Его границы и размеры могут расширяться или суживаться в зависимости от главной цели - обеспечения полной эффективности производства [20, с. 315].
Переход к рыночной экономике сопряжен с реализацией следующих основных ее принципов:
реальная самостоятельность предприятий, возможность свободного вхождения и выхода из состава различных формирований, министерств, ассоциаций и т.д.;
сокращение доли директивного планирования и распределения при соответствующем преобразовании его в целевые комплексные программы;
реализация общественных отношений через новую систему налогообложения;
внедрение системы ценообразования, сочетающей свободные, договорные и стабильные цены (с уменьшением доли последних);
преодоление монополизма и поощрение конкуренции в деятельности основных хозяйственных звеньев;