Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:40, контрольная работа
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.
Важным центром миграции является Израиль, который прилагает усилия по возвращению на историческую родину всех евреев с целью выживания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на "Землю обетованную" носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем свидетельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.
За последние два десятилетия появились новые региональные центры притяжения мигрантов. Среди них выделяются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайвань). На Африканском континенте "полюсом" притяжения мигрантов стала ЮАР, а на пространстве СНГ – Россия. При этом наша страна выступает экспортером рабочей силы для "дальнего зарубежья" (среднегодовые темпы трудовой эмиграции – 10 тыс. чел.) и одновременно ее импортером из государств Содружества – особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (среднегодовые темпы трудовой иммиграции – 300-500 тыс. чел.).
4. Виды международной трудовой миграции.
Чтобы разобраться в структуре международного
миграционного оборота, необходимо установить
виды трудовой миграции, классификация
которых может проводиться в зависимости
от различных критериев. Наиболее признанными
из них являются следующие:
• по продолжительности – временная,
возвратная (сезонная) и постоянная, безвозвратная
(т. е. выезд на постоянное место жительства
в другую страну);
• по социальному составу – неквалифицированные
рабочие, средний технический и сервисный
персонал, студенты (в период каникул),
специалисты, деятели науки, культуры
и спорта, предприниматели);
• по характеру – прямая и косвенная (внутрифирменная
в рамках ТНК);
• по форме трудового соглашения – индивидуальная
и коллективная;
• по типу статуса в принимающей стране
– ассимиляционная (с последующим предоставлением
вида на жительство, а затем и гражданства/подданства)
и неассимиляционная.
Международная статистика свидетельствует,
что пока основную часть трудящихся-мигрантов
составляют малоквалифицированные рабочие,
занятые на производстве и в сельском
хозяйстве. Вместе с тем постоянно возрастает
поток мигрирующих специалистов, т.е. рабочей
силы высокой квалификации, занятой на
престижных и высокооплачиваемых должностях
в структурах ТНК. Кроме того, с каждым
годом усиливается мобильность женщин
и молодежи, особенно в границах интеграционных
объединений типа ЕС.
С
возрастанием объемов миграционных потоков
в международных экономических отношениях
их воздействие на экономику принимающих
и направляющих государств становится
все более ощутимым. Поэтому представляется
крайне важным рассмотреть проблему мирового
рынка рабочей силы под этим углом зрения.
5. Миграционная политика Российской Федерации.
Россия
не осталась в стороне от миграционных
процессов. Распад СССР, переход к рыночным
отношениям, экономические и политические
перемены и неурядицы, межэтнические столкновения
и войны привели к тому, что на территории
России оказалось в середине 90-х годов
около трех миллионов беженцев. Эти потоки
беженцев, прежде всего из стран СНГ и
Балтии, не прекращаются.
Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты – вьетнамцы, китайцы и т.д.).
Правительство
Российской Федерации вынуждено в этих
условиях формировать и осуществлять
активную миграционную политику, искать
поддержки – материальной и финансовой
– у международных организаций, развивать
сотрудничество с другими странами на
двусторонней и многосторонней основе
по проблемам миграции населения и трудовых
ресурсов.
Выход России на внешние рынки труда предполагает
формирование полноценной, обоснованной
миграционной политики. В России уже сложилась
правовая база регулирования миграционных
процессов, основанная на Конституции
Российской Федерации, законах и законодательных
актах, постановлениях Правительства
РФ, определяющих порядок выезда и въезда
в страну, трудоустройство российских
граждан за рубежом, меры по миграционному
контролю и т.д.
Разработана
федеральная миграционная программа.
Правительство РФ наметило меры по выполнению
задач в области миграционной политики
страны, первоочередными из которых являются
регулирование миграционных потоков,
преодоление негативных последствий стихийно
развивающихся процессов в этой области,
создание условий для беспрепятственной
реализации прав мигрантов.Практическому
претворению в жизнь конституционных
и законодательных норм, обеспечивающих
права российских граждан на трудоустройство
за границей, способствуют заключенные
международные соглашения РФ с Германией,
Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией
и рядом других стран.
Федеральной миграционной службой России
предоставлены лицензии почти 150 организациям,
занимающимся оформлением трудоустройства
российских граждан за рубежом. Введение
системы лицензирования позволило пресечь
недобросовестную деятельность со стороны
ряда фирм и агентств. В то же время многие
вопросы, в том числе связанные с возвращением
мигрантов, требуют дальнейшей доработки
и детализации. Формирование правовой
и организационной базы регулирования
миграционных процессов в РФ продолжается.
Наиболее важные аспекты
российской миграционной политики:
• реализация гражданами РФ прав на свободу
перемещения;
• гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов
за рубежом;
• обеспечение беспрепятственного возвращения
на родину и помощь в адаптации мигрантов.
Поскольку
Россия в международной миграции является
одновременно принимающей и направляющей
стороной, при разработке российской миграционной
политики приходится ориентироваться
на реализацию многоцелевых направлений.
Так,
в области импорта рабочей силы наиболее
важными задачами, как показывают складывающаяся
ситуация и опыт зарубежных стран, являются:
обеспечение защиты национальной экономики
от избыточного притока трудящихся-мигрантов
из других стран; разработка мер по регулированию
количественных и качественных параметров
потока иммиграции; обеспечение рационального
использования прибывающих трудящихся-мигрантов
в экономических и политических интересах
России.
Немаловажное значение, как показывает
опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции
иммиграционной политики.
В области экспорта рабочей силы при разработке
эмиграционной политики России особое
внимание уделяется: улучшению ситуации
на рынке труда за счет сокращения безработицы;
привлечению валютных поступлений в страну
за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов
из-за границы; защите прав и обеспечению
поддержки российских граждан, работающих
за рубежом; получению мигрантами профессий,
предпринимательского опыта и образования.
Принципиальное
значение для РФ имеет создание приоритетных
условий возвращающимся мигрантам для
инвестирования в сферу экономики. С этой
целью намечено создать специальную структуру,
занимающуюся консультированием, информационным
обеспечением возвращающихся мигрантов
и оказывающую им конкретную помощь. Возможно
также предоставление различных налоговых
льгот и льготное кредитование. Как и в
большинстве стран мира, возвращающиеся
мигранты должны иметь право беспошлинно
ввозить средства производства для последующей
производственной деятельности.
С целью
дополнительного привлечения в страну
валютных средств, заработанных мигрантами,
и их адаптации к условиям российского
рынка, требуется, по опыту зарубежных
стран, принятие ряда мер, например:
•введение специальных депозитных счетов;
•продажа земельных участков под строительство;
•выдача на льготных условиях ссуд на
строительство домов под переводы, хранимые
в строго определенных банках;
•создание альтернативного жилого фонда
для льготной реализации за валюту среди
возвращающихся мигрантов;
•открытие валютного счета для беспошлинного
провоза машин, товаров длительного пользования;
•создание специального пенсионного
фонда.
Современная международная
миграция населения представляет собой
многогранное явление, влияющее на все
стороны развития общества, будь то экономика
или политика, демографические процессы
или национальные отношения, идеология
или религия. Выступая в прошлом главным
образом в формах кочевничества, военных
и колонизационных переселений, международная
миграция населения с развитием капиталистической
системы хозяйствования приобрела новые
черты. Возникла необходимость в огромных
перемещениях людей, лишенных средств
производства.
Подвижность
населения и трудовых ресурсов – одна
из важных особенностей современных международных
экономически отношений.
Страны-экспортеры и страны-импортеры
трудовых ресурсов, международные организации
по миграции совершенствуют законодательство,
механизм регулирования миграционных
процессов и потоков, руководствуясь принципами
свободы и демократии с учетом национальных
интересов.
Международная организация
труда является уникальной среди всемирных
организаций в том отношении, что при разработке
ее политики представители трудящихся
и предпринимателей обладают равным количеством
голосов с представителями правительств.
Мировой
опыт свидетельствует, что трудовая миграция
обеспечивает несомненные преимущества
как принимающим рабочую силу странам,
так и поставляющим ее. Но она способна
породить и острые социально-экономические
проблемы.
Какие
положительные последствия трудовой миграции
сегодня признаются и используются?
Прежде
всего учитывается, что процессы трудовой
миграции способствуют смягчению условий
безработицы, появлению для страны–экспортера
рабочей силы дополнительного источника
валютного дохода в форме поступлений
от эмигрантов, а также приобретению ими
знаний и опыта. По возвращении домой они,
как правило, пополняют ряды среднего
класса, вкладывая заработанные средства
в собственное дело, создавая дополнительные
рабочие места.
К отрицательным
последствиям трудовой миграции следует
отнести тенденции роста потребления
заработанных за границей средств, желание
скрыть получаемые доходы, «утечку умов»,
иногда и понижение квалификации работающих
мигрантов и т.п.
Для нейтрализации
отрицательных последствий и усиления
положительного эффекта, получаемого
страной в результате трудовой миграции,
используют средства государственной
политики. Просчеты в выборе ориентиров
миграционной политики вызывают нежелательную
реакцию в виде роста нелегальной миграции
и последующей социальной активности
возвращающихся мигрантов и др. В этой
области особенно очевидны неэффективность
жестких, директивных мер и необходимость
косвенных, координирующих воздействий
со стороны государств и правительств.
В России
создана правовая и организационная база
эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов,
разработана федеральная миграционная
программа, заключены двусторонние соглашения
с рядом стран по миграции населения и
трудовых ресурсов. Важным направлением
интегрирования России в мировое сообщество
должна стать ратификация международных
конвенций, регламентирующих процессы
трудовой миграции.
Список использованной литературы.
1.Авдокушин Е. ф. Международные экономические
отношения. М., 1998.
2.Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные
экономические отношения М, 1998.
3.Киреев Л. П. Международная экономика.
Ч. 1-2. – М., 1998.
4.Международные экономические отношения
/ Под ред. С.Ф. Сутырина. – СПб., 1997.
5.Международные экономические отношения:
Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина
В.Е. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
6. Мировой рынок труда. – М.: Наука, 1994.
7. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые
Международной конференцией труда. 1919-1986.
- Женева, 1988.
8. Неисповедимы пути иммиграции// «Российская
газета», 8 октября 1996.
Информация о работе Сущность и причины возникновения мирового рынка рабочей силы