Сущность и причины возникновения экономического романтизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность.
Экономический романтизм, как во время его появления, так и в современном мире будет актуален, так как его задачи решить самые глобальные проблемы всех времен и народов.
Цель.
Исследование основных концепций направления экономический романтизм.
Задачи.
1.Исследование истории связи экономики и политики.
2.Специфика управления экономических интересов разных классов.
3.Исследование роли государства в экономическом развитии
4.Характеристики роли личности в управлении.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Государственный политехнический университет

Кафедра Управления в социально-экономических системах

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: История экономических учений

на тему: Сущность и причины возникновения экономического романтизма

 

 

Выполнила студентка группы з 13721/1

                                                                  ______________                 Минина У.О.                                                                                                                  

  Проверил            доцент,к. социол. наук

                                                                 _____________                Бирюкова Т.Н.

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность.

Экономический романтизм, как во время его появления, так и в современном мире будет актуален, так как его задачи решить самые глобальные проблемы всех времен и народов.

Цель.

Исследование основных концепций направления экономический романтизм.

Задачи.

1.Исследование истории связи экономики и политики.

2.Специфика управления экономических интересов разных классов.

3.Исследование роли государства в экономическом развитии

4.Характеристики роли личности в управлении.

Объект исследования.

Основная мысль направления «экономический романтизм» с точки зрения экономики.

Предмет исследования.  

Идеи  Жана Шарля Леонара Симонда де Сисмонди и Пьера-Жозефа Прудона. 

Методы исследования.

1.Аналитический.

2.Описательный.

3.Исторический.

4.Логический.

Курсовая работа состоит из двух глав, семи параграфов, двух рисунков,  27 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1  Становление экономических взглядов Сисмонди.

    1. Экономический романтизм – общая характеристика. 

Экономический романтизм  это идеология мелкой буржуазии. Зародился он на Западе в период наиболее быстрого развития капитализма после промышленного переворота и буржуазных революций. Франция и Швейцария более чем наполовину были представлены крестьянством и мелкими ремесленниками. Процесс их разорения и разложения в этих странах происходил особенно болезненно. Большая их часть разорялась, пролетаризировалась, пополняла ряды рабочих или нищенствовала в поисках хлеба и работы. C развитием капитализма сужается внутренний рынок из-за двух обстоятельств. Первое обстоятельство сокращается доход рабочих, так как они вытесняются машинами, не предъявляющими никакого спроса. Доход рабочих сокращается и по другой причине: при найме рабочих капиталисты всегда могут нанять более сговорчивых рабочих из массы безработных. Следовательно, даже занятые рабочие обречены на потребление минимума средств существования, значит, предъявляют все меньше и меньше спрос на товары. Другое обстоятельство сужения внутреннего рынка уменьшение спроса со стороны капиталистов. Последние стремятся все больше и больше производить. Часть своего дохода, которую они должны были бы пустить на потребление, накапливают. В результате производство превышает потребление как рабочих, так и капиталистов. Часть общественного продукта (часть «сверхстоимости») остается нереализованной. Выходом из положения мог бы быть внешний рынок. Но и он сужается, так как те страны, которые являлись внешним рынком для капиталистических стран, сами становятся на путь капитализма и погони за внешним рынком. Недалек момент, когда вовсе не будет внешних рынков для стран развитого капитализма.Следовательно, капитализм не может развиваться. Ему внутренне присущи кризисы перепроизводства. Прудон  и Сисмонди принадлежат к идеологам мелкой буржуазии. Однако оба выражали интересы мелкой буржуазии на разных стадиях развития капитализма. Это определило их различное отношение к капитализму и различие их конкретных практических предложений. 


 

 

1.2 Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди.

Дата  рождения: 9 мая 1773года 
Место рождения: Женева, Швейцария 
Дата смерти: 25 июня 1842 года 
Место смерти: Женева, Швейцария    

                                                                                                                                    Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди родился в 1773 г. в окрестностях Женевы. Предки его происходили из Северной Италии, долгое время жили во Франции, а позже, приняв кальвинизм и спасаясь от религиозных преследований, переселились в Женеву. Отец экономиста был кальвинистским пастором; семья была состоятельная и принадлежала к женевской аристократии.В XVIII в. Женева была маленькой независимой республикой, связанной с остальными кантонами Швейцарии лишь довольно зыбким союзом. Подобно Руссо, его великому земляку и в какой-то мере учителю, Сисмонди был, по словам одного из биографов, женевец по рождению и чувствам, но француз по характеру ума и направлению трудов. Все научные работы Сисмонди написаны по-французски и издавались, как правило, в Париже. В значительной мере он может рассматриваться как представитель французской экономической мысли.Корни идей Сисмонди можно до известной степени видеть в той мирной патриархальной обстановке, в которой прошли его детство и юность. На всю жизнь он сохранил убеждение, что счастье чаще всего приходит в дома честных работящих ремесленников и фермеров и бежит прочь от больших городов с их фабриками, торговыми конторами и банками. Но именно эта патриархальная жизнь уходила в прошлое, разрушаемая промышленным переворотом, в ходе которого ремесло уступало место фабричному производству, а независимый ремесленник, гордый своим мастерством и скромным достатком, — нищему пролетарию.Не закончив образования, Сисмонди в 18 лет был вынужден уехать в Лион и работать там конторщиком у купца, с которым был дружен его отец. Якобинская революция скоро дошла до Лиона, а затем захватила и Женеву, всегда тесно связанную с соседней Францией. Для семьи Сисмонди настало время скитаний. В начале 1793 г. они эмигрировали в Англию, где прожили полтора года. Вскоре после возвращения им пришлось снова бежать — на этот раз в Северную Италию, которая, однако, скоро тоже была оккупирована французами. В течение пяти лет Сисмонди-младший управлял небольшой фермой в Тоскане, купленной на спасенные при бегстве деньги. За эти бурные годы он несколько раз побывал в разных тюрьмах как политически подозрительное лицо. Семья Сисмонди вернулась на родину после того, как Женева (в 1798 г.) стала официально частью Франции, где первый консул Наполеон Бонапарт «восстановил законность и порядок».Способности и склонности молодого Сисмонди к этому времени достаточно определились. В 1803 г. он публикует работу по политической экономии «О коммерческом богатстве», в которой выступает как ученик Адама Смита и проповедник его идей. Сисмонди входит в кружок ученых и писателей, которые группировались вокруг мадам де Сталь, писательницы и общественной деятельницы, женщины, по словам Пушкина, необыкновенной. Сисмонди подолгу жил и работал в имении мадам де Сталь, сопровождал ее в путешествиях. Литературный романтизм Сталь и близких к ней писателей оказал, очевидно, известное влияние на Сисмонди. Главным занятием Сисмонди была история. Он написал многотомную «Историю итальянских республик». В 1813 г. Сисмонди отправился в Париж, где наблюдал падение Наполеона и реставрацию Бурбонов. Эти события внезапно превратили его из противника в сторонника Наполеона: он надеялся, что новая империя осуществит его довольно туманные идеалы свободы и счастья.После поражения Наполеона Сисмонди вернулся в Женеву, ставшую вновь частью Швейцарии. В эти годы сложились социально-экономические идеи Сисмонди, которые он изложил в опубликованной в 1819 г. книге «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению». Это главный вклад Сисмонди в экономическую науку. Книга вскоре сделала его экономистом с европейской известностью. В 1827 г. Сисмонди выпустил ее второе издание, где еще более заострена его полемика со школой Рикардо в Англии и «школой Сэя» во Франции. Экономический кризис 1825 г. он считал доказательством своей правоты и ошибочности представлений о невозможности общего перепроизводства. Книга эта, как писал Сисмонди, возникла не столько в результате углубленного изучения трудов других ученых, сколько выросла из жизненных наблюдений, которые убедили его в неверности самих основ «ортодоксальной» науки.Сисмонди заявил, что производство не самоцель, что национальное богатство, в сущности, не богатство, так как от него подавляющему большинству населения достаются жалкие крохи. Путь крупной промышленности гибелен для человечества. Сисмонди требовал, чтобы политическая экономия видела за своими абстрактными схемами живого человека. Книга Сисмонди была исполнена благородного гуманизма и резкой критики пороков капитализма.

В 1819 г. Сисмонди женился на молодой англичанке. Детей у них не было. Остаток жизни он мирно прожил в своем небольшом имении под Женевой, погруженный в работу над грандиозной «Историей французов». Было выпущено 29 томов, но до конца этот труд им доведен не был. Он опубликовал также ряд других исторических и политических сочинений. При жизни Сисмонди считался более историком, чем экономистом. Это был неутомимый труженик. До последних дней жизни он неизменно проводил за письменным столом ежедневно восемь часов, а часто и больше. Развлечениями его были прогулки и беседы с многочисленными друзьями и гостями, которые охотно собирались в его гостеприимном доме. Умер Сисмонди в 1842 г., в возрасте 69 лет.     

 

1.3 Основные идеи Сисмонди .     

                                                                                                                    Экономический pост общества нельзя измеpять лишь pасшиpением и укpупнением капитала. Капиталисты стpемятся получить максимальную пpибыль, удеpживая заpплату pабочих. Они стpемятся увеличить выпуск товаpа. В пpотивоpечии между минимальной заpплатой и увеличением выпуска кpоется постоянная возможность кpизиса. Утвеpждение Рикаpдо о невозможности кpизисов, Сисмонди считает непpавильным. Товаpы не в состоянии pеализовываться. Кpизис пеpепpоизводства.  
"Мелкие тоpговцы, мелкие пpомышленники исчезают, их заменяет один кpупный пpедпpиниматель. Может быть все вместе они небыли так богаты как он, тем не менее они были лучшими потpебителями чем он. Его pоскошь дает госудаpству меньше чем умеpенное довольство тех ста человек, котоpых он заменил".                                                                                                      Спасение от кpизиса - это наличие тpетьего класса: кpестьян, кустаpей и pемесленников. Для их сохpанения он пpедлагает пpогpамму социальных pефоpм. Пpавительство должно защищать наpод от последствий конкуpенции. Социальное обеспечение за счет налогов с пpедпpинимателей. Установление минимальной заpплаты и огpаничение pабочего дня. Участие pабочих в pаспpостpанении пpибыли. Сисмонди тpебовал "постепенных и косвенных меp со стоpоны законодательства". Он не согласен с утвеpждением Смита о том, что общественный интеpес будет обеспечен если каждый член общества сможет пpеследовать свою экономическую выгоду. Он кpитикует фpитpейдеpство (свободу торговли) и доказывает, что оно никогда не сможет pешить всех экономических пpоблем. Свободная конкуpенция не спасет от нищеты и безpаботицы.                                       Сисмонди идеализиpует патриархальное пpоизводство:  
"Пеpвые собственники земли сами были пахаpями".  
"Hе было большего довольства всем, большей пpочности общественного поpядка". В мелком пpоизводстве не бывает кpизисов: "Деpевенский сапожник, котоpый в то же вpемя и купец, и фабpикант, и pаботник, не сделает ни одной паpы сапог не получив заказа".                                             Для избавления от пеpепpоизводства необходима внешняя тоpговля, способствующая вывозу товаpов из более pазвитых стpан в менее pазвитые. Вводится теpмин "пpолетаpиат" в экономическую теоpию (это наемный pаботник полностью лишенный сpедств существования).                                    Впеpвые высказана идея, что возможно после капитализма будет новый строй. Сисмонди пpедлагает pефоpмиpовать капитализм в интересах мелких и средних предпринимателей и вернуться к эпохе свободной конкуренции: опека, задеpжка и pегламентация pазвития крупного капиталистического производства со стоpоны госудаpства, поддержка патpиаpхального пpоизводства и "узда" для слишком быстpого pазвития индустpии.

 

    1.  Экономический романтизм Сисмонди.           

                                                                                                                       Экономическая структура европейских государств в начале XIX в. характеризовалась значительным удельным весом мелкотоварного производства, основанного на личном труде товаропроизводителей. Анри Шарль Леонар Симон де Сисмонди (1773–1842) написал “Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению”, подверг критике свободную конкуренцию. Он считал, что государству необходимо вмешиваться в управление хозяйственными процессами как естественными, разрабатывая систему юридических законов, выступал с критикой зарождающихся капиталистических отношений, идеализируя мелкотоварное производство, цеховую организацию ремесла. Сисмонди предлагал государственным органам реформировать капитализм путем раздробления крупных предприятий на мелкие. Он не понял объективного характера концентрации капитала и производства, полагая, что государство в состоянии остановить этот процесс. При этом государство должно руководствоваться специальной нагрузкой, состоящей из двух частей: высшей политики и политической экономии. Задача политэкономии, считал он, показать правительству как надо управлять хозяйством. Важное место в “Новых началах политической экономии” он отводил таким категориям, как стоимость, деньги, прибыль, рента и др. Он считал, что стоимость товара может быть определена затратами труда. Раскрывая сущность денег, он правильно определил, что они являются общей мерой стоимости.                                                                                                              Вместе с тем Сисмонди трактовал прибыль как результат ограбления рабочих и производительности капитала, или вознаграждение за бережливость предпринимателя. Ренту Сисмонди рассматривал как дар земли, повторяя концепцию физиократов. Он близко подошел к пониманию абсолютной ренты, утверждая, что и с худших по плодородию участков необходимо получать ренту.                                                                                    В учении о доходах Сисмонди показал различия между эксплуататорскими доходами капиталиста, трудовыми доходами рабочих и мелких товаропроизводителей. Низкую заработную плату он объяснял капиталистическими отношениями, подчеркивая при этом влияние кризисов на снижение уровня заработной платы.                                                        Сисмонди был первым из экономистов, который показал противоречия между производством и потреблением в капиталистическом обществе и связь этого противоречия с экономическими кризисами.                                                 В теории воспроизводства он определил стоимость совокупного общественного продукта доходами: прибылью, рентой, заработной платой.                Возможность расширения производства он видел только во внешнем рынке, который, по его мнению, с развитием капиталистических отношений сужался. На этом основании Сисмонди сделал вывод о неизбежном крахе капитализма.                                                                                          Экономическое учение Сисмонди завершается теорией кризисов. Кризисы перепроизводства, подчеркивал он, органически присущи капитализму. Отсюда происходит резкое расслоение населения, разорение мелких товаропроизводителей, сокращение внутреннего рынка.  
В своей работе он подчеркивал, что с развитием капитализма растет численность рабочего класса, спрос на средства производства и предметы потребления. Государство должно создать программу развития мелкого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2   Становление экономических взглядов Прудона.

 

    1.  Пьер-Жозеф Прудон.

Дата рождения: 15.01.1809 года 
Место рождения: Безансон, Франция 
Дата смерти: 19.01.1865 года                                                                           Место смерти: Париж, Франция  Родился в Безансоне в рабочей семье. Учился в местной средней школе, в 19 лет поступил на работу в городскую типографию. В 1837 опубликовал брошюру Опыт всеобщей грамматики (Essai de grammaire gnrale). В следующем году получил стипендию академии в Безансоне, но едва не лишился ее после публикации в 1840 трактата Что такое собственность? (Qu'est-ce que la proprit), в котором содержался знаменитый ответ: «Собственность – это кража». Публикация в 1842 трактата Предостережение собственникам (Avertissement aux propritaires) послужила причиной его ареста и обвинений в приверженности революционным идеям. Однако Прудон был освобожден, поскольку суд так и не сумел разобраться в сути его аргументов. Важнейший политический трактат Прудона, в котором дано обоснование его учения, – Система экономических противоречий, или Философия нищеты (Systme des contradictions conomiques, ou philosophie de la misre, 1846).В 1843–1847 Прудон жил в Лионе, затем перебрался в Париж, где принял активное участие в радикальном движении. Он издавал газеты «Представитель народа» («Reprsentant du peuple»), а затем «Народ» («Le Peuple») и «Голос народа» («La Voix du peuple»). Попытка Прудона создать «Народный банк», который смог бы предоставлять безвозмездные кредиты, вскоре провалилась. В 1849 по обвинению в подстрекательстве против правительства его приговорили к трем годам тюремного заключения. Со временем Прудон стал проявлять все меньшую активность в агитации и полемике и посвятил себя разработке философских и исторических аспектов политической реформы. В 1858 вышла его работа О справедливости в революции и в церкви (De la justice dans la rvolution et dans l'glise), которая вызвала бурю протеста со стороны церкви и других подвергавшихся критике институтов. Прудон был вынужден искать убежища в Брюсселе. В 1860 он получил помилование по амнистии, а в 1862 вернулся в Париж. Умер Прудон в Париже 19 января 1865. Среди других важнейших работ Прудона – Принципы политической оранизации, или Создание гуманного порядка (Principes d'organisation politique, ou la cration de l'ordre dans l'humanit, 1843), Революционные идеи (Les Ides rvolutionnaires, 1849), Война и мир (La Guerre et la paix, 1861), О политических способностях рабочего класса (De la Capacit des classes ouvrires, 1865).

 

    1. Основные идеи Прудона.

 

   Собственность имеет положительную и отpицательную стоpоны. Отpицательная стоpона собственности - наpушение pавенства между людьми. Положительная - независимость, самостоятельность и свобода. Больше положительных качеств имеет мелкая собственность, больше "отрицательности" - у крупной. Hужно сохpанить мелкую собственность и отменить крупную.  Hаиболее важной в его учениях является теоpия стоимости (часть взята у классиков). Стоимость товаpа, пpизнанного pынком, он называет конституиpованной. Для того, чтобы не было кpизисов, нужно заpанее конституиpовать стоимость, т.е. не делать ненужных товаpов. Пpодажа не pавна новой покупке, так как часть денег сохраняется в виде сбережений, а, следовательно, не участвует в товарно-денежных отношениях, сокращая таким образом денежную массу по отношению к товарной. Для того чтобы все товары нашли своего покупателя, нужно сделать так, чтобы нечего было накапливать - отменить деньги. Для пpедотвpащения кpизисов заменить денежное отношение баpтеpом. Пpимеp конституиpованного товаpа- золото и сеpебpо.    Еще одной причиной кризиса перепроизводства Прудон считает несоответствие заработной платы и стоимости товарной массы, товарная масса больше, чем на нее могут потратить основные потребители - рабочие. Заpплата не может обеспечить достаточный спрос, так как буpжуа к стоимости товаpа пpибавляет пpоцент, который он должен заплатить банкиру за предоставление кpедита. Выход - оpганизовать наpодный банк Фpанции, котоpый бы выдавал бесплатный кpедит. Такие pефоpмы пpивели бы к установлению нового стpоя. Все стали бы тpудиться, обмениваться pавными количествами тpуда, установилось бы экономическое pавенство. И если бы пpомышленник отказался от политической боpьбы, то установился бы новый стpой.  В 1845-1847 гг. появляется идея "пpогpессивной ассоциации", где к экономическим идеям Пpудона добавляется идея отказа от госудаpственной власти. Все управленческие функции выполняют добровольные объединения трудящихся, построенные на принципах демократии. За идею полного отказа от государства Пpудон получил в истории титул "отец анаpхии".    "Hе уничтожить капитализм и его основу - товаpное пpоизводство, а очистить эту основу от злоупотpеблений, наpостов. Hе уничтожить обмен и меновую стоимость, а наобоpот, конституиpовать, сделать ее всеобщей, абсолютной, спpаведливой, лишенной колебаний, кpизисов - основная идея Пpудона". В.И.Ленин.

Информация о работе Сущность и причины возникновения экономического романтизма