Сущность и роль малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

С переходом экономики РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. Сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране или региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 41.19 Кб (Скачать файл)

Решение назревших проблем  видится в первую очередь в  коренном улучшении управления процессами развития малого предпринимательства, и важнейшей предпосылкой здесь  выступает реализация системного подхода  к его исследованию. Дело в том, что малое предпринимательство объективно существует и развивается как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема.

Во всех развитых странах  государство оказывает малому и  среднему предпринимательству экономическую  и социальную поддержку. Необходимость  такой поддержки признается и  в России, осуществляются и некоторые  меры в этом направлении.

Основные задачи региональных программ поддержки малого предпринимательства  можно объединить в две группы.

1) Первая – формирование  многоуровневой комплексной системы  поддержки малого предпринимательства,  которая обеспечит доступ его  субъектов к производственно  – технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание  муниципальных или межрайонных  фондов поддержки малого предпринимательства,  в том числе гарантийных, а  также организация в качестве  комплексных объектов межрегиональной  и муниципальной инфраструктуры  агентств поддержки малого предпринимательства,  консультационных пунктов и т.п.

2) Вторая задача – достижение  положительных изменений в количественных, качественных и структурных показателях  малого предпринимательства.

В первоочередном порядке  следует поддержать и идею создания особой финансовой базы государственного регулирования и программирования и развитие малых предприятий  по внебюджетным направлениям, к числу  которых в первую очередь относится  система гарантирования банковских кредитов.

Наконец наиболее перспективным  и в то же время малозатратным (в отношении бюджетных средств) направлением развития поддержки предпринимательства является стимулирование самоорганизации малых предприятий в различные союзы, ассоциации и общества.

Малый бизнес особенно чувствителен ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры  рынка. Предприниматель может «прогореть»  из-за необязательности контрагента, несвоевременных  поставок, задержек платежей, поскольку  его капитал и оборот на начальной  стадии еще невелики. Цель фондов защиты и поддержки предпринимательской  деятельности – способствовать созданию гибкой инфраструктуры, без которой  рыночные отношения не могут нормально  развиваться, то есть, необходима как  законодательная поддержка, так  и экономическая. Финансовая поддержка  малым предприятиям может осуществляться через реализацию финансовых программ, разработанных с учетом конкретных условий и возможностей района, области, республики. Для этого необходимо наличие разветвленной сети специализированных финансовых организаций, которые ориентированы  на создание, поддержку и развитие предприятий малого бизнеса. Для  российской экономики, идущей трудным  путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства, прежде всего малых форм в производственной сфере, остается одной из главных  задач государства.

В настоящее время в  ряде областей уже разработаны на разнообразной методической основе программы поддержки малых предпринимательских  структур. При этом инициатором их поддержки являлись как областные  администрации, так и различные  регионные ассоциации, центры по поддержке предпринимательства. Региональные программы ориентируются на активное участие малых предпринимателей в оздоровлении экономической и социальной ситуации на той территории: программой занятости, программой поддержки крестьянских хозяйств и другими.

В региональных программах поддержки малого бизнеса упор делается на приоритеты, связанные с производственной деятельностью, что особенно важно  в условиях засилья мелких посреднических структур. Вместе с тем успешность развития малого предпринимательства в значительной степени связана с созданием необходимой среды, поэтому в региональных программах выделяется блок функциональных подпрограмм: нормативно-правового, инфраструктурного, информационного, организационного, материально – технического и кадрового обеспечения.

В странах с развитой рыночной экономикой малые предприятия производят значительную часть валового национального  продукта, аккумулируют в себе значительные потоки инвестиций, особенно требующих  большого риска, удерживают на своих  рабочих местах половину занятого населения. Поэтому вся система глубокого  рыночного реформирования российской экономики тоже ориентируется на поощрение развития малого бизнеса. С этой целью созданы специальные  структуры, и не только на государственном  уровне, но и на общественных началах. Возникла и взяла на себя соответствующие  функции такая общественная организация  предпринимателей, как Российская товарно – промышленная палата (ТПП). Комитет ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, который в рамках возможностей общественной организации определяет основные пути развития малого и среднего бизнеса, является коллективным общественным защитником отечественных малых предприятий.


Информация о работе Сущность и роль малого бизнеса