Сущность и содержание понятия «экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:23, лекция

Краткое описание

Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Экономика — это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой. Это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.doc

— 652.00 Кб (Скачать файл)

 

Объективные причины возникновения  рыночной организации хозяйства 

Рынок – это совокупность эк-ких отношений, возникающих между пр-телями и потребителями т-ров, услуг и ресурсов в связи с обменом.

Объективная необходимость  рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Причины возникновения:

Ограниченность ресурсов может быть в известной степени  преодолена лишь при условии роста  производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразных потребительских  благ в единицу времени из имеющихся  ограниченных ресурсов.

В свою очередь повышение  производительности труда возможно, во-первых, благодаря общественному  разделению труда и специализации  ресурсов, во вторых, на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного  обмена продукциями труда.  

Структура рыночной системы

Рынок – это совокупность эк-ких отношений, возникающих между пр-телями и потребителями т-ров, услуг и ресурсов в связи с обменом. Отличительными чертами рынка явл. наличие связи между пр-ми и потр-ми без промежуточных и распрпеделительных звеньев.

Характерные черты  рынка: Свободный выбор партнеров;  конкуренция; Эквивалент. хар-р обмена.

Ф-ции рынка: обеспечение обратных связей в эк-ке; рынок явл. стимулом для конкурентной борьбы; рынок явл. экон. базой для демократизации хоз. жизни; рынок – стимулятор творческого поиска и предприимчивости; рынок выступает одним из факторов свободы личности.

Типы и ст-ры рынка: свободный, неразвитый, регулируемый, монопулируемый.

 

Стр-ра представляет собой строение, расположение, порядок  отдельных эл-тов на удельный вес  в общем объеме рынка. Совокупность рынков, представленных отдельными эл-ми на основе разных критериев, образует систему рынков.

 Стр-ра классифицируется:

1) по объектам выделяют: товаров и услуг, рабочей силы, средств пр-ва, ценных бумаг, валюты, информации. 2) По субъектам выделяют: покуп-лей и продавцов, гос. учреждения.3) По местоположению: местный, региональный, национальный, мировой. 4) По типу стратегии: свободный, монополистический, смешанный. 5) По типу развития: развитый.6) Инфраструктура рынка- совокупность отраслей, служб, предприятий, обслуживающие рынок и вып-щие ф-ции дл янормального хода его развития. Рын. инфрастр-ра: валютная, фондовая, аукционная биржи; кредит. система; коммерч. банки; сист. страх. Рын. инфрастр-ра включает 3 эл-та: Рынок т-ров и услуг(требует товарных бирж, опт. и розн. торговли); Рынок факторов пр-ва( купля-продажа земли,труда); Финансовый рынок (отражает спрос и пр-ние фин. средств).

 

Закон стоимости и функции его  проявления.

Закон стоимости - это объективный закон регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства.

Функции закона стоимости.

Закон стоимости выпол-няет следующие функции:

1. осуществле-ние учета общественного труда через формирование обще-ственно необходимых затрат труда.

2.закон обеспечивает распределение труда между различными сферами произ-водства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском раз-личных товаров.

3. стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаро-производитель обязан снижать величину этих затрат.

Предприниматели стремятся производить продукцию  с меньшими индивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает ряд экономических преиму-ществ -- ускорение реализации товаров, больший доход и прибыль. А, как известно, прибыль -- объективный стимул развития производительных сил на базе ускорения науч-но-технического прогресса.

4.распределительная, когда с по-мощью цен осуществляется распределение и перераспреде-ление общественного продукта между регионами, предпри-ятиями.Пятая функция закона стоимости заключается в том, что на его основе происходит дифференциация товаропро-изводителей.

 

Индивидуальные  затраты труда у товаропро-изводителей  неодинаковы. При продаже товаров  товаро-производители, у которых  они ниже общественно необхо-димых, окажутся в выгодном положении - получат  до-полнительный доход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются.

Таким образом, закон стоимости:

1.Стимулирует  тех производителей, у которых  индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых.

2.Обуславливает  дифференциацию товаропроизводителей  в зависимости от соотношения  их индивидуальных трудовых затрат  с общественно необходимыми.

3. Стимулирует  снижение затрат.

4. Регулирует  распределение труда по сферам производства.

5. Проявляется  как закон цен - в основе  цен лежит стоимость. 

 

Его функции  осуществляются как при равенстве  цены со стоимостью, так и при  их расхождении Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования  пропорций производства.

 

 

 Рыночный механизм и его элементы

Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложения, цена.

Рын мех – это мех формирования и распределения ресурсов, мех взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен, качества и объема производства. Основой мех рыночной саморегуляции являются спрос и предложение.

Рыночное равновесие устанавливается, когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают  так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Предложение – это совокупность товаров находящихся на рынке или способных быть произведенными.

Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения с понижением цен сокращается так же и предложение.

Спрос -количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается.

Цена — это денежное выражение стоимости товара. Уровень цен определяется стоимостью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота).

 

Существуют 2 концепции  ценообразования:

   - в основе 1 лежит трудовая теория стоимости.  Согласно этой концепции основы  цены составляют затраты прошлого  и живого труда, т.е. стоимость.

     Чем  она выше, тем выше цена.

   - 2-ая  концепция характерна для представителей неоклассического

     направления,  объединившего множество школ  прошлого века и нынешнего.

 Она утверждает, что каждый покупатель имеет  свою шкалу ценностей и оценивает  товар с учетом собственных  потребностей, а поэтому и цена  будет разной.

Суть это концепции  сводится к тому, что стоимость, или  цена, товара

определяется  не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом  и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. При определении цены товара учитываются спрос и предложение, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и т.д. На механизм колебания цен обращали внимание многие экономисты. Наиболее известным является положение А. Смита о"невидимой руке", которая направляет действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес.

Ориентиром для  нее является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрозненных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, рождается определенный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре общественных потребностей. "Невидимая рука" — это деперсонифицированный, безличностный ценовой механизм.

Рыночный механизм с высокой степенью эффективности  решает проблему производства необходимых  потребителям товаров и услуг. Через  рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т. е. решается вопрос, что и в каком количестве производить.

 

 

Спрос и факторы, влияющие на него.

 

Спрос рассматривается с позиции покупателя.

Спрос - желание приобрести данный Т в данном месте по данной Ц.

Желание покупателей  приобрести какой-либо товар зависит  от целого ряда факторов: от цены данного  товара (Р) и цен других товаров (Ра, Рb), от доходов покупателей и, конечно же, от их вкусов и предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем спроса, т.е. максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:

QD = f(P, Pa, Pb, …, I, T, W) (1)

где QD - объем  спроса на данный товар; I - денежный доход; T - вкусы и предпочтения потребителей; W - накопленное имущество.

Допустим теперь, что все названные факторы, оказывающие  влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного - цены рассматриваемого товара. Тогда  каждому значению цены товара соответствует  определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:

QD = f(P) (2)

Логично предположить (и это подтверждает наша повседневная практика), что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем  спроса уменьшается. Такая зависимость  объема спроса от цены представлена графически в виде линии DD (рис. 1).

 

Рис. 1. Кривая спроса.

 

Цене P1 соответствует  объем спроса Q1, цене Р2 > P1 соответствует  объем спроса Q2 <Q1, т.е., чем больше цена, тем меньше объем спроса. Итак, объем спроса на товар зависит  от его цены. Спрос находится в обратной зависимости от изменения Ц на единицу Т. Это закон спроса.

1. Если Ц на  Т повышается, то С падает на  данный Т.

2. Если на  рынок поступит большее количество  Т, то Ц на них снижается.

3. Если цена  на Т падает, то спрос увеличивается.

 

Факторы, влияющие на спрос:

1. Цена товара  или услуги.

2. Вкусы потребителей.

3. Доходы потребителей.

4. Распределение  доходов среди домохозяйств

5. цена на  товарозаменители.

6. Общее число  покупателей.

7. инфляционное  ожидание.

 

В определенный период желания превращаются в платежеспособную потребность или спрос.

 

 

Предложение и факторы влияющие на него.

 

Предложение  рассматривается с точки зрения продавца. Каждый производитель должен решать задачи производства товаров: много  по низкой Ц или мало, но по высокой  Ц

Предложение - максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях.

К числу этих условий относятся цены данного  и других товаров, характер технологии, наличие и размер налогов и  дотаций, природно-климатические условия.

Функцией предложения  называют зависимость объема предложения  от определяющих его факторов: от цены данного товара P и цен других товаров (Ра, Рb…); от характера применяемой  технологии от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В  общем виде функция предложения имеет следующий вид:

QS = f(P, Pa, Pb, …, K, C, Z) (3)

где QS - объем  предложения данного товара; K - характер применяемой технологии; С - налоги и дотации; Z - природно-климатические  условия.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (Р), предположить неизменными, то от функции предложения (3) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:

QS = f(P) (4)

Практика подсказывает , что по более высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара (по крайней мере в большинстве случаев), т.е. объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена.

На рис. 2 изображена линия предложения SS некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2 >P1 соответствует объем предложения Q2 >Q1. Чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.

Информация о работе Сущность и содержание понятия «экономика»