Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:23, лекция
Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Экономика — это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой. Это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства
Рынок – это совокупность эк-ких отношений, возникающих между пр-телями и потребителями т-ров, услуг и ресурсов в связи с обменом.
Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Причины возникновения:
Ограниченность ресурсов
может быть в известной степени
преодолена лишь при условии роста
производительности труда, т.е. увеличения
выпуска разнообразных
В свою очередь повышение
производительности труда возможно,
во-первых, благодаря общественному
разделению труда и специализации
ресурсов, во вторых, на основе расширения
эквивалентного и взаимовыгодного
обмена продукциями труда.
Структура рыночной системы
Рынок – это совокупность эк-ких отношений, возникающих между пр-телями и потребителями т-ров, услуг и ресурсов в связи с обменом. Отличительными чертами рынка явл. наличие связи между пр-ми и потр-ми без промежуточных и распрпеделительных звеньев.
Характерные черты рынка: Свободный выбор партнеров; конкуренция; Эквивалент. хар-р обмена.
Ф-ции рынка: обеспечение обратных связей в эк-ке; рынок явл. стимулом для конкурентной борьбы; рынок явл. экон. базой для демократизации хоз. жизни; рынок – стимулятор творческого поиска и предприимчивости; рынок выступает одним из факторов свободы личности.
Типы и ст-ры рынка: свободный, неразвитый, регулируемый, монопулируемый.
Стр-ра представляет собой строение, расположение, порядок отдельных эл-тов на удельный вес в общем объеме рынка. Совокупность рынков, представленных отдельными эл-ми на основе разных критериев, образует систему рынков.
Стр-ра классифицируется:
1) по объектам выделяют: товаров и услуг, рабочей силы, средств пр-ва, ценных бумаг, валюты, информации. 2) По субъектам выделяют: покуп-лей и продавцов, гос. учреждения.3) По местоположению: местный, региональный, национальный, мировой. 4) По типу стратегии: свободный, монополистический, смешанный. 5) По типу развития: развитый.6) Инфраструктура рынка- совокупность отраслей, служб, предприятий, обслуживающие рынок и вып-щие ф-ции дл янормального хода его развития. Рын. инфрастр-ра: валютная, фондовая, аукционная биржи; кредит. система; коммерч. банки; сист. страх. Рын. инфрастр-ра включает 3 эл-та: Рынок т-ров и услуг(требует товарных бирж, опт. и розн. торговли); Рынок факторов пр-ва( купля-продажа земли,труда); Финансовый рынок (отражает спрос и пр-ние фин. средств).
Закон стоимости и функции его проявления.
Закон стоимости - это объективный закон регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства.
Функции закона стоимости.
Закон стоимости выпол-няет следующие функции:
1. осуществле-ние учета общественного труда через формирование обще-ственно необходимых затрат труда.
2.закон обеспечивает распределение труда между различными сферами произ-водства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском раз-личных товаров.
3. стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаро-производитель обязан снижать величину этих затрат.
Предприниматели
стремятся производить
4.распределительная, когда с по-мощью цен осуществляется распределение и перераспреде-ление общественного продукта между регионами, предпри-ятиями.Пятая функция закона стоимости заключается в том, что на его основе происходит дифференциация товаропро-изводителей.
Индивидуальные
затраты труда у товаропро-
Таким образом, закон стоимости:
1.Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых.
2.Обуславливает
дифференциацию
3. Стимулирует снижение затрат.
4. Регулирует распределение труда по сферам производства.
5. Проявляется как закон цен - в основе цен лежит стоимость.
Его функции
осуществляются как при равенстве
цены со стоимостью, так и при
их расхождении Создаёт основы стоимостного
или рыночного механизма
Рыночный механизм и его элементы
Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложения, цена.
Рын мех – это мех формирования и распределения ресурсов, мех взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен, качества и объема производства. Основой мех рыночной саморегуляции являются спрос и предложение.
Рыночное равновесие устанавливается, когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса.
Предложение – это совокупность товаров находящихся на рынке или способных быть произведенными.
Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения с понижением цен сокращается так же и предложение.
Спрос -количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается.
Цена — это денежное выражение стоимости товара. Уровень цен определяется стоимостью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота).
Существуют 2 концепции ценообразования:
- в основе
1 лежит трудовая теория
Чем она выше, тем выше цена.
- 2-ая концепция характерна для представителей неоклассического
направления, объединившего множество школ прошлого века и нынешнего.
Она утверждает,
что каждый покупатель имеет
свою шкалу ценностей и
Суть это концепции сводится к тому, что стоимость, или цена, товара
определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. При определении цены товара учитываются спрос и предложение, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и т.д. На механизм колебания цен обращали внимание многие экономисты. Наиболее известным является положение А. Смита о"невидимой руке", которая направляет действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес.
Ориентиром для нее является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрозненных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, рождается определенный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре общественных потребностей. "Невидимая рука" — это деперсонифицированный, безличностный ценовой механизм.
Рыночный механизм с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т. е. решается вопрос, что и в каком количестве производить.
Спрос и факторы, влияющие на него.
Спрос рассматривается с позиции покупателя.
Спрос - желание приобрести данный Т в данном месте по данной Ц.
Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (Р) и цен других товаров (Ра, Рb), от доходов покупателей и, конечно же, от их вкусов и предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем спроса, т.е. максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:
QD = f(P, Pa, Pb, …, I, T, W) (1)
где QD - объем спроса на данный товар; I - денежный доход; T - вкусы и предпочтения потребителей; W - накопленное имущество.
Допустим теперь, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного - цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:
QD = f(P) (2)
Логично предположить (и это подтверждает наша повседневная практика), что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Такая зависимость объема спроса от цены представлена графически в виде линии DD (рис. 1).
Рис. 1. Кривая спроса.
Цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене Р2 > P1 соответствует объем спроса Q2 <Q1, т.е., чем больше цена, тем меньше объем спроса. Итак, объем спроса на товар зависит от его цены. Спрос находится в обратной зависимости от изменения Ц на единицу Т. Это закон спроса.
1. Если Ц на Т повышается, то С падает на данный Т.
2. Если на
рынок поступит большее
3. Если цена на Т падает, то спрос увеличивается.
Факторы, влияющие на спрос:
1. Цена товара или услуги.
2. Вкусы потребителей.
3. Доходы потребителей.
4. Распределение доходов среди домохозяйств
5. цена на товарозаменители.
6. Общее число покупателей.
7. инфляционное ожидание.
В определенный период желания превращаются в платежеспособную потребность или спрос.
Предложение и факторы влияющие на него.
Предложение рассматривается с точки зрения продавца. Каждый производитель должен решать задачи производства товаров: много по низкой Ц или мало, но по высокой Ц
Предложение - максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях.
К числу этих
условий относятся цены данного
и других товаров, характер технологии,
наличие и размер налогов и
дотаций, природно-климатические условия
Функцией предложения
называют зависимость объема предложения
от определяющих его факторов: от цены
данного товара P и цен других
товаров (Ра, Рb…); от характера применяемой
технологии от налогов и дотаций,
природно-климатических
QS = f(P, Pa, Pb, …, K, C, Z) (3)
где QS - объем предложения данного товара; K - характер применяемой технологии; С - налоги и дотации; Z - природно-климатические условия.
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (Р), предположить неизменными, то от функции предложения (3) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:
QS = f(P) (4)
Практика подсказывает , что по более высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара (по крайней мере в большинстве случаев), т.е. объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена.
На рис. 2 изображена линия предложения SS некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2 >P1 соответствует объем предложения Q2 >Q1. Чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.
Информация о работе Сущность и содержание понятия «экономика»